Қонунчилик
ЎзР Қонунлари

Воздушный кодекс Российской Федерации

Полный текст документа доступен по адресу
Ҳужжатнинг тўлиқ матни nrm.uz сайтида пуллик тариф фойдаланувчилари учун мавжуд. Саволлар бўйича 1172 қисқа рақамига қўнғироқ қилинг.

ВОЗДУШНЫЙ КОДЕКС

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Москва, Кремль

19 марта 1997 года

N 60-ФЗ


Принят Государственной Думой

19 февраля 1997 года


Одобрен Советом Федерации

5 марта 1997 года



Текст приводится по состоянию на 1 мая 2023 года,

с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральными законами

от 08.07.1999 N 150-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2004),

от 02.11.2004 N 127-ФЗ, от 21.03.2005 N 20-ФЗ, от 18.07.2006 N 114-ФЗ,

от 18.07.2006 N 115-ФЗ, от 30.12.2006 N 266-ФЗ, от 26.06.2007 N 118-ФЗ,

от 08.11.2007 N 258-ФЗ, от 01.12.2007 N 314-ФЗ, от 04.12.2007 N 326-ФЗ,

от 04.12.2007 N 331-ФЗ, от 04.12.2007 N 332-ФЗ, от 14.07.2008 N 118-ФЗ,

от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 30.12.2008 N 309-ФЗ, от 18.07.2009 N 179-ФЗ,

от 23.07.2010 N 183-ФЗ, от 07.02.2011 N 4-ФЗ, от 05.04.2011 N 46-ФЗ,

от 05.04.2011 N 50-ФЗ, от 05.04.2011 N 51-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ,

от 22.11.2011 N 332-ФЗ, от 06.12.2011 N 409-ФЗ, от 14.06.2012 N 78-ФЗ,

от 28.07.2012 N 129-ФЗ, от 25.12.2012 N 260-ФЗ, от 07.06.2013 N 124-ФЗ,

от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 20.04.2014 N 73-ФЗ, от 20.04.2014 N 79-ФЗ,

от 21.07.2014 N 253-ФЗ, от 14.10.2014 N 307-ФЗ, от 29.06.2015 N 166-ФЗ,

от 13.07.2015 N 216-ФЗ, от 13.07.2015 N 230-ФЗ, от 13.07.2015 N 253-ФЗ,

от 13.07.2015 N 254-ФЗ, от 30.12.2015 N 462-ФЗ, от 26.04.2016 N 111-ФЗ,

от 23.05.2016 N 147-ФЗ, от 03.07.2016 N 227-ФЗ, от 03.07.2016 N 291-ФЗ,

от 06.07.2016 N 374-ФЗ, от 01.07.2017 N 135-ФЗ, от 29.07.2017 N 228-ФЗ,

от 27.11.2017 N 338-ФЗ, от 05.12.2017 N 376-ФЗ, от 31.12.2017 N 491-ФЗ,

от 03.08.2018 N 312-ФЗ, от 03.08.2018 N 342-ФЗ, от 27.12.2019 N 503-ФЗ,

от 18.02.2020 N 21-ФЗ, от 01.04.2020 N 88-ФЗ, от 08.06.2020 N 166-ФЗ,

от 30.04.2021 N 117-ФЗ, от 11.06.2021 N 170-ФЗ, от 11.06.2021 N 191-ФЗ,

от 11.06.2021 N 208-ФЗ, от 02.07.2021 N 331-ФЗ, от 06.12.2021 N 400-ФЗ,

от 30.12.2021 N 488-ФЗ (ред. 14.03.2022), от 14.03.2022 N 56-ФЗ,

от 19.12.2022 N 547-ФЗ, от 29.12.2022 N 577-ФЗ,

с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда

РФ от 16.07.2018 N 32-П)



Глава I. Общие положения (Статьи 1-10)

Глава II. Государственное регулирование

использования воздушного пространства (Статьи 11-19)

Глава III. Государственное регулирование

деятельности в области авиации(Статьи 20-27)

Глава IV. Федеральный государственный контроль (надзор)

в области гражданской авиации (Статьи 27-31)

Глава V. Воздушные суда (Статьи 32-39)

Глава VI. Аэродромы, аэропорты и объекты единой

системы организации воздушного движения (Статьи 40-51)

Глава VII. Авиационный персонал (Статьи 52-55)

Глава VIII. Экипаж воздушного судна (Статьи 56-60)

Глава IX. Авиационные предприятия (Статьи 61-65)

Глава X. Полеты воздушных судов (Статьи 66-78)

Глава XI. Международные полеты воздушных судов (Статьи 79-82)

Глава XII. Авиационная безопасность (Статьи 83-85.2)

Глава XIII. Поиск и спасание (Статьи 86-94)

Глава XIV. Расследования авиационного

происшествия или инцидента (Статьи 95-99)

Глава XV. Воздушные перевозки (Статьи 100-113)

Глава XVI. Авиационные работы (Статьи 114-115)

Глава XVII. Ответственность перевозчика,

эксплуатанта и грузоотправителя (Статьи 116-135)

Глава XVIII. Заключительные положения (Статьи 136-137)



Настоящий Кодекс устанавливает правовые основы использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области авиации.

Государственное регулирование использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области авиации направлено на обеспечение потребностей граждан и экономики в воздушных перевозках, авиационных работах, а также на обеспечение обороны и безопасности государства, охраны интересов государства, безопасности полетов воздушных судов, авиационной и экологической безопасности.



ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Статья 1. Суверенитет в отношении воздушного

пространства Российской Федерации

Статья 2. Воздушное законодательство Российской Федерации

Статья 3. Международные договоры Российской Федерации

Статья 4. Ответственность за нарушение воздушного

законодательства Российской Федерации

Статья 5. Отношения, регулируемые воздушным

законодательством Российской Федерации

Статья 6. Понятие уполномоченных органов

Статья 7. Принадлежность имущества авиации

Статья 7.1. Объекты инфраструктуры воздушного транспорта

Статья 8. Обязательные сертификация и аттестация

в гражданской авиации

Статья 8.1. Обязательная аттестация авиационного персонала

экспериментальной авиации

Статья 8.2. Сертификационные центры и испытательные лаборатории

Статья 9. Лицензирование деятельности в области авиации

Статья 10. Приостановление действия сертификатов

и их аннулирование



Статья 1. Суверенитет в отношении воздушного

пространства Российской Федерации


1. Российская Федерация обладает полным и исключительным суверенитетом в отношении воздушного пространства Российской Федерации.


2. Под воздушным пространством Российской Федерации понимается воздушное пространство над территорией Российской Федерации, в том числе воздушное пространство над внутренними водами и территориальным морем.



Статья 2. Воздушное законодательство Российской Федерации


1. Воздушное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, федеральных правил использования воздушного пространства, федеральных авиационных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.


2. Федеральные правила использования воздушного пространства и федеральные авиационные правила - нормативные акты, регулирующие отношения в области использования воздушного пространства и в области авиации и принимаемые в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.



Статья 3. Международные договоры Российской Федерации


Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Кодексом, применяются правила международного договора.



Статья 4. Ответственность за нарушение воздушного

законодательства Российской Федерации


Лица, виновные в нарушении воздушного законодательства Российской Федерации, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.



Статья 5. Отношения, регулируемые воздушным

законодательством Российской Федерации


Воздушное законодательство Российской Федерации регулирует отношения в области использования воздушного пространства, отношения, возникающие в связи с деятельностью в области авиации на территории Российской Федерации, а также отношения, возникающие в связи с нахождением воздушных судов Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено законами страны пребывания или международным договором Российской Федерации, и отношения, возникающие в связи с выполнением полетов воздушных судов иностранных государств в воздушном пространстве Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.



Статья 6. Понятие уполномоченных органов

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)


В целях настоящего Кодекса под уполномоченными органами понимаются федеральные органы исполнительной власти, а также органы, которым федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или постановлением Правительства Российской Федерации предоставлены полномочия федерального органа исполнительной власти в соответствующей области деятельности и на которые возложена ответственность этого органа.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)



Статья 7. Принадлежность имущества авиации


Имущество гражданской и экспериментальной авиации - воздушные суда, аэродромы, аэропорты, технические средства и другие предназначенные для обеспечения полетов воздушных судов средства - в соответствии с законодательством Российской Федерации может находиться в государственной и муниципальной собственности, собственности физических лиц, юридических лиц, а то же имущество государственной авиации и объекты единой системы организации воздушного движения - только в федеральной собственности. Аэродромы, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не могут быть отчуждены в собственность физических лиц, юридических лиц.

(в ред. Федеральных законов от 18.07.2006 N 114-ФЗ, от 26.04.2016 N 111-ФЗ, от 03.07.2016 N 227-ФЗ)



Статья 7.1. Объекты инфраструктуры воздушного транспорта

(введена Федеральным законом от 03.08.2018 N 312-ФЗ)


1. К объектам инфраструктуры воздушного транспорта относятся следующие объекты:

1) аэродромы, вертодромы, обустроенные места для приводнения и причаливания воздушных судов, прочие объекты, необходимые для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов;

2) аэровокзалы (терминалы) и иные объекты, в том числе объекты капитального строительства, необходимые для посадки на воздушное судно и высадки из него пассажиров, погрузки, разгрузки и хранения грузов, перевозимых воздушным судном, обслуживания и обеспечения безопасности пассажиров и грузов;

3) объекты единой системы организации воздушного движения;

4) наземные объекты, необходимые для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции и ремонта аэропортов, аэродромов и вертодромов, подземные сооружения и инженерные коммуникации;

5) здания, сооружения, расположенные на территориях аэропортов, аэродромов, вертодромов и предназначенные для обеспечения авиационной безопасности, оказания услуг.

(в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)


2. Особо опасными, технически сложными объектами инфраструктуры воздушного транспорта являются взлетно-посадочные полосы, рулежные дорожки, места стоянок воздушных судов и перроны аэродромов с искусственным покрытием с длиной взлетно-посадочной полосы 1300 метров и более, аэровокзалы (терминалы) пропускной способностью 100 пассажиров в час и более, региональные и районные диспетчерские центры единой системы организации воздушного движения, командно-диспетчерские и стартовые диспетчерские пункты высотой более трех этажей или площадью 1500 квадратных метров и более, за исключением командно-диспетчерских и стартовых диспетчерских пунктов модульного (контейнерного) типа, а также объекты инфраструктуры воздушного транспорта, в состав которых входят объекты, относящиеся в соответствии с настоящим пунктом к особо опасным, технически сложным объектам.



Статья 8. Обязательные сертификация и аттестация

в гражданской авиации

(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 253-ФЗ)


1. Обязательной сертификации органом, уполномоченным Правительством Российской Федерации, в порядке, установленном федеральными авиационными правилами, подлежат:

1) аэродромы, предназначенные для осуществления коммерческих воздушных перевозок на самолетах пассажировместимостью более чем двадцать человек, а также аэродромы, открытые для выполнения международных полетов гражданских воздушных судов;

2) пилотируемые гражданские воздушные суда, авиационные двигатели, воздушные винты и бортовое авиационное оборудование гражданских воздушных судов, за исключением пилотируемых гражданских воздушных судов, которым сертификат летной годности выдается на основании сертификата типа, аттестата о годности к эксплуатации либо иного акта об утверждении типовой конструкции гражданского воздушного судна, выданного до 1 января 1967 года, или акта оценки конкретного воздушного судна на соответствие конкретного воздушного судна требованиям к летной годности гражданских воздушных судов и требованиям в области охраны окружающей среды от воздействия деятельности в области авиации, а также сверхлегких пилотируемых гражданских воздушных судов с массой конструкции 115 килограммов и менее;

(в ред. Федеральных законов от 13.07.2015 N 254-ФЗ, от 30.12.2015 N 462-ФЗ)

2.1) беспилотные авиационные системы и (или) их элементы, за исключением беспилотных авиационных систем и (или) их элементов, включающих в себя беспилотные гражданские воздушные суда, на которые сертификат летной годности выдается на основании сертификата типа или акта оценки конкретного воздушного судна на его соответствие требованиям к летной годности гражданских воздушных судов и требованиям в области охраны окружающей среды от воздействия деятельности в области авиации, а также беспилотных авиационных систем и (или) их элементов, включающих беспилотные гражданские воздушные суда с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее.

(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 331-ФЗ)

Действие требований, установленных настоящим подпунктом, может быть изменено или исключено в отношении участников экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций в соответствии с программой экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций, утверждаемой в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 258-ФЗ "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации";

(абзац введен Федеральным законом от 02.07.2021 N 331-ФЗ)

(пп. 2.1 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 291-ФЗ)

3) светосигнальное и метеорологическое оборудование, устанавливаемое на сертифицированных аэродромах, предназначенных для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов, а также радиотехническое оборудование и оборудование авиационной электросвязи, используемые для обслуживания воздушного движения;

4) деятельность юридических лиц, осуществляющих разработку и изготовление подлежащей обязательной сертификации в соответствии с подпунктами 2, 2.1 и 3 настоящего пункта авиационной техники, за исключением легких, сверхлегких гражданских воздушных судов нетиповой конструкции, не осуществляющих коммерческих воздушных перевозок и авиационных работ, а также светосигнального и метеорологического оборудования, устанавливаемого на сертифицированных аэродромах, предназначенных для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов. Действие требований, установленных настоящим подпунктом, может быть изменено или исключено в отношении участников экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций в соответствии с программой экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций, утверждаемой в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 258-ФЗ "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации".

(пп. 4 введен Федеральным законом от 30.12.2021 N 488-ФЗ (ред. 14.03.2022))


2. Проведение обязательной сертификации осуществляется возмездно.


3. Юридические лица, осуществляющие аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства Российской Федерации, обеспечение авиационной безопасности, юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие коммерческие воздушные перевозки и (или) выполняющие определенные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, авиационные работы, заправку гражданских воздушных судов авиационными горюче-смазочными материалами и (или) обработку специальными жидкостями, техническое обслуживание подлежащих обязательной сертификации беспилотных авиационных систем и (или) их элементов, гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов, за исключением легких, сверхлегких гражданских воздушных судов, не осуществляющих коммерческих воздушных перевозок и авиационных работ, управление поддержанием летной годности подлежащих обязательной сертификации беспилотных авиационных систем и (или) их элементов, гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов, за исключением легких, сверхлегких гражданских воздушных судов, не осуществляющих коммерческих воздушных перевозок и авиационных работ, образовательные организации и организации, осуществляющие обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, а также операторы аэродромов гражданской авиации осуществляют свою деятельность при наличии выданного органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации, документа, подтверждающего соответствие указанных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, операторов требованиям федеральных авиационных правил. Форма и порядок выдачи данного документа устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации.

(в ред. Федеральных законов от 13.07.2015 N 254-ФЗ, от 03.07.2016 N 291-ФЗ, от 30.12.2021 N 488-ФЗ (ред. 14.03.2022), от 14.03.2022 N 56-ФЗ)

Действие требований, установленных настоящим пунктом, может быть изменено или исключено в отношении участников экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций в соответствии с программой экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций, утверждаемой в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 258-ФЗ "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации".

(абзац введен Федеральным законом от 02.07.2021 N 331-ФЗ)


3.1. В случаях, предусмотренных Федеральным законом от 29 апреля 2008 года N 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства", для получения документа, подтверждающего соответствие юридического лица, осуществляющего обеспечение авиационной безопасности, требованиям федеральных авиационных правил, юридическим лицом, находящимся под контролем иностранного инвестора или группы лиц, в которую входит иностранный инвестор (далее - группа лиц), установление контроля иностранного инвестора или группы лиц должно быть согласовано в порядке, предусмотренном указанным Федеральным законом. Для определения факта нахождения юридического лица под таким контролем применяются признаки, указанные в частях 1 и (или) 2 статьи 5 указанного Федерального закона. В настоящем пункте понятие "иностранный инвестор" используется в значении, определенном статьей 3 указанного Федерального закона, понятие "группа лиц" используется в значении, определенном статьей 9 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции".

(п. 3.1 введен Федеральным законом от 29.12.2022 N 577-ФЗ)


4. Утратил силу. - Федеральный закон от 19.12.2022 N 547-ФЗ.



Статья 8.1. Обязательная аттестация авиационного персонала

экспериментальной авиации

(введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 291-ФЗ)


1. Специалисты авиационного персонала экспериментальной авиации подлежат обязательной аттестации.

Обязательная аттестация специалистов авиационного персонала экспериментальной авиации проводится уполномоченным органом в области оборонной промышленности с участием организаций экспериментальной авиации.


2. Порядок проведения обязательной аттестации авиационного персонала экспериментальной авиации устанавливается федеральными авиационными правилами.



Статья 8.2. Сертификационные центры и испытательные лаборатории

(введена Федеральным законом от 14.03.2022 N 56-ФЗ)


1. Проведение обязательной сертификации, предусмотренное пунктом 2 статьи 8 настоящего Кодекса, осуществляется с привлечением сертификационных центров и испытательных лабораторий. Порядок привлечения сертификационных центров и испытательных лабораторий устанавливается федеральными авиационными правилами.


2. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, утверждает требования к сертификационным центрам и испытательным лабораториям, порядок аккредитации сертификационных центров и испытательных лабораторий, требования к реестру аккредитованных сертификационных центров и испытательных лабораторий и порядок ведения такого реестра.


3. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), осуществляет организацию и проведение обязательной сертификации, проводит аккредитацию сертификационных центров и испытательных лабораторий, утверждает перечень областей аккредитации сертификационных центров и испытательных лабораторий, ведет реестр аккредитованных сертификационных центров и испытательных лабораторий и осуществляет контроль за деятельностью аккредитованных сертификационных центров и испытательных лабораторий.



Статья 9. Лицензирование деятельности в области авиации


1. Отдельные виды деятельности в области авиации могут осуществляться юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на основании лицензий, выданных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

(п. 1 в ред. Федерального закона от 08.11.2007 N 258-ФЗ)


2. Утратил силу. - Федеральный закон от 08.11.2007 N 258-ФЗ.


3. Выдача соответствующих лицензий индивидуальным предпринимателям и указанным в статье 8 настоящего Кодекса юридическим лицам при отсутствии сертификатов запрещается.

(в ред. Федерального закона от 08.11.2007 N 258-ФЗ)


4. Утратил силу. - Федеральный закон от 18.02.2020 N 21-ФЗ.


5 - 7. Утратили силу. - Федеральный закон от 08.11.2007 N 258-ФЗ.


8. Действие требований, установленных настоящей статьей, может быть изменено или исключено в отношении участников экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций в соответствии с программой экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций, утверждаемой в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 258-ФЗ "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации".

(п. 8 введен Федеральным законом от 02.07.2021 N 331-ФЗ)



Статья 10. Приостановление действия сертификатов

и их аннулирование

(в ред. Федерального закона от 08.11.2007 N 258-ФЗ)


1. Действие сертификатов может быть приостановлено, а равно в их действие могут быть введены ограничения органами, выдавшими эти документы, в порядке, установленном федеральными авиационными правилами.

(в ред. Федерального закона от 08.11.2007 N 258-ФЗ)


2. Сертификаты могут быть аннулированы органами, выдавшими эти документы, в порядке, установленном федеральными авиационными правилами.

(в ред. Федерального закона от 08.11.2007 N 258-ФЗ)



ГЛАВА II. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОЗДУШНОГО ПРОСТРАНСТВА


Статья 11. Использование воздушного пространства

Статья 12. Государственное регулирование использования

воздушного пространства

Статья 13. Государственные приоритеты в использовании

воздушного пространства

Статья 14. Организация использования воздушного пространства

Статья 15. Структура воздушного пространства

Статья 16. Порядок использования воздушного пространства

Статья 17. Запрещение или ограничение использования

воздушного пространства

Статья 18. Контроль за соблюдением федеральных

правил использования воздушного пространства

Статья 18.1. Утратила силу

Статья 19. Ответственность за нарушение федеральных

правил использования воздушного пространства



Статья 11. Использование воздушного пространства


1. Использование воздушного пространства представляет собой деятельность, в процессе которой осуществляются перемещение в воздушном пространстве различных материальных объектов (воздушных судов, ракет и других объектов), а также другая деятельность (строительство высотных сооружений, деятельность, в процессе которой происходят электромагнитные и другие излучения, выброс в атмосферу веществ, ухудшающих видимость, проведение взрывных работ и тому подобное), которая может представлять угрозу безопасности воздушного движения.


2. Пользователями воздушного пространства являются граждане и юридические лица, наделенные в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства.



Статья 12. Государственное регулирование использования

воздушного пространства


1. Под государственным регулированием использования воздушного пространства понимаются установление государством общих правил осуществления такой деятельности, а также установление ответственности за нарушения правил использования воздушного пространства.

(в ред. Федеральных законов от 14.10.2014 N 307-ФЗ, от 11.06.2021 N 170-ФЗ)


2. Государственное регулирование использования воздушного пространства осуществляется уполномоченным органом в области использования воздушного пространства.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 04.12.2007 N 332-ФЗ)



Статья 13. Государственные приоритеты в использовании

воздушного пространства


1. Все пользователи воздушного пространства обладают равными правами на его использование.


2. При возникновении потребности в использовании воздушного пространства одновременно двумя и более пользователями воздушного пространства право на его использование предоставляется пользователям в соответствии с государственными приоритетами в следующей последовательности:

1) отражение воздушного нападения, предотвращение и прекращение нарушений Государственной границы Российской Федерации или вооруженного вторжения на территорию Российской Федерации;

2) оказание помощи при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

3) запуск, посадка, поиск и эвакуация космических аппаратов и их экипажей;

4) предотвращение и прекращение нарушений федеральных правил использования воздушного пространства;

5) выполнение полетов воздушных судов, в том числе в интересах обороноспособности и безопасности государства, или иная деятельность по использованию воздушного пространства, осуществляемые в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации или в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

6) выполнение полетов воздушных судов или иная деятельность по использованию воздушного пространства, осуществляемые в соответствии со специальными договорами;

7) выполнение полетов воздушных судов государственной авиации при внезапных проверках боевой готовности, а также при перебазировании частей и подразделений государственной авиации;

8) осуществление регулярных воздушных перевозок пассажиров и багажа;

9) выполнение полетов воздушных судов государственной авиации;

10) выполнение полетов воздушных судов экспериментальной авиации;

11) осуществление регулярных воздушных перевозок грузов и почты;

12) осуществление нерегулярных воздушных перевозок, выполнение авиационных работ;

13) проведение учебных, спортивных, демонстрационных и иных мероприятий;

14) выполнение полетов воздушных судов или иная деятельность по использованию воздушного пространства, осуществляемые в целях удовлетворения потребностей граждан.



Статья 14. Организация использования воздушного пространства


1. Организация использования воздушного пространства предусматривает обеспечение безопасного, экономичного и регулярного воздушного движения, а также другой деятельности по использованию воздушного пространства. Организация использования воздушного пространства включает в себя:

1) установление структуры и классификации воздушного пространства;

(в ред. Федерального закона от 18.07.2006 N 114-ФЗ)

2) планирование и координирование использования воздушного пространства в соответствии с государственными приоритетами, установленными статьей 13 настоящего Кодекса;

3) обеспечение разрешительного или уведомительного порядка использования воздушного пространства;

(в ред. Федерального закона от 18.07.2006 N 114-ФЗ)

4) организацию воздушного движения, представляющую собой:

обслуживание (управление) воздушного движения;

организацию потоков воздушного движения;

организацию воздушного пространства в целях обеспечения обслуживания (управления) воздушного движения и организации потоков воздушного движения;

5) утратил силу с 1 июля 2021 года. - Федеральный закон от 11.06.2021 N 170-ФЗ


2. Организация использования воздушного пространства осуществляется уполномоченным органом в области использования воздушного пространства, органами единой системы организации воздушного движения, а также органами пользователей воздушного пространства - органами обслуживания воздушного движения (управления полетами) в установленных для них зонах и районах в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 04.12.2007 N 332-ФЗ)

Положение о единой системе организации воздушного движения утверждается Правительством Российской Федерации.



Статья 15. Структура воздушного пространства


Структура воздушного пространства включает в себя зоны, районы и маршруты обслуживания воздушного движения (воздушные трассы, местные воздушные линии и тому подобное), районы аэродромов и аэроузлов, специальные зоны и маршруты полетов воздушных судов, запретные зоны, опасные зоны (районы полигонов, взрывных работ и тому подобное), зоны ограничений полетов воздушных судов и другие установленные для осуществления деятельности в воздушном пространстве элементы структуры воздушного пространства. Структура воздушного пространства утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.



Статья 16. Порядок использования воздушного пространства

(в ред. Федерального закона от 18.07.2006 N 114-ФЗ)


В соответствии со структурой и классификацией воздушного пространства федеральными правилами использования воздушного пространства устанавливается разрешительный или уведомительный порядок использования воздушного пространства. В случаях, предусмотренных подпунктами 1 - 4 пункта 2 статьи 13 настоящего Кодекса, об использовании воздушного пространства уведомляется соответствующий орган единой системы организации воздушного движения.



Статья 17. Запрещение или ограничение использования

воздушного пространства


Использование воздушного пространства или отдельных его районов может быть запрещено или ограничено в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.



Статья 18. Контроль за соблюдением федеральных

правил использования воздушного пространства


1. Контроль за соблюдением федеральных правил использования воздушного пространства осуществляется уполномоченным органом в области использования воздушного пространства, органами единой системы организации воздушного движения, уполномоченным органом в области обороны в части выявления воздушных судов - нарушителей, а также органами пользователей воздушного пространства - органами обслуживания воздушного движения (управления полетами) в установленных для них зонах и районах.

(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 04.12.2007 N 332-ФЗ)


2. Органы, указанные в пункте 1 настоящей статьи, а также пользователи воздушного пространства обязаны принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по предотвращению и (или) прекращению нарушений федеральных правил использования воздушного пространства.



Статья 18.1.

Утратила силу с 1 июля 2021 года.

Федеральный закон от 11.06.2021 N 170-ФЗ.



Статья 19. Ответственность за нарушение федеральных

правил использования воздушного пространства


Нарушение федеральных правил использования воздушного пространства влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.



ГЛАВА III. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ АВИАЦИИ


Статья 20. Виды авиации

Статья 21. Гражданская авиация

Статья 22. Государственная авиация

Статья 23. Экспериментальная авиация

Статья 24. Государственное регулирование деятельности

в области гражданской авиации

Статья 24.1. Обеспечение безопасности полетов

гражданских воздушных судов

Статья 25. Государственное регулирование деятельности

в области государственной авиации

Статья 26. Государственное регулирование деятельности

в области экспериментальной авиации



Статья 20. Виды авиации


Авиация подразделяется на гражданскую, государственную и экспериментальную авиацию.



Статья 21. Гражданская авиация


1. Авиация, используемая в целях обеспечения потребностей граждан и экономики, относится к гражданской авиации.


2. Утратил силу. Федеральный закон от 21.07.2014 N 253-ФЗ.


3. Гражданская авиация, не используемая для осуществления коммерческих воздушных перевозок и выполнения авиационных работ, относится к авиации общего назначения.

(п. 3 в ред. Федерального закона от 18.07.2006 N 114-ФЗ)



Статья 22. Государственная авиация


1. Авиация, используемая в целях осуществления функций государства и обеспечения решения указанных в настоящем пункте задач, относится к государственной авиации.

Государственная авиация, используемая для решения задач в области обороны Российской Федерации Вооруженными Силами Российской Федерации, привлекаемыми в этих целях другими войсками, воинскими формированиями и органами, относится к государственной военной авиации.

Государственная авиация, используемая для решения возложенных на федеральные органы исполнительной власти и Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос" задач в области обеспечения безопасности Российской Федерации, сфере обеспечения безопасности объектов государственной охраны, сфере охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и противодействия преступности, а также в областях таможенного дела, космической деятельности, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах и пожарной безопасности, относится к государственной авиации специального назначения.

(в ред. Федеральных законов от 22.11.2011 N 332-ФЗ, от 13.07.2015 N 216-ФЗ, от 03.07.2016 N 227-ФЗ)


2. Использование государственной авиации в коммерческих целях

...