Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации
КОДЕКС ТОРГОВОГО МОРЕПЛАВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Москва, Кремль
30 апреля 1999 года
N 81-ФЗ
Принят Государственной Думой
31 марта 1999 года
Одобрен Советом Федерации
22 апреля 1999 года
Текст приводится по состоянию на 1 мая 2023 года,
с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральными законами
от 26.05.2001 N 59-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 02.11.2004 N 127-ФЗ,
от 20.12.2005 N 168-ФЗ, от 04.12.2006 N 201-ФЗ, от 08.11.2007 N 261-ФЗ,
от 06.12.2007 N 333-ФЗ, от 14.07.2008 N 118-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ,
от 03.12.2008 N 250-ФЗ, от 30.12.2008 N 322-ФЗ, от 18.07.2009 N 188-ФЗ,
от 01.07.2010 N 141-ФЗ, от 22.11.2010 N 305-ФЗ, от 03.06.2011 N 113-ФЗ,
от 14.06.2011 N 141-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 19.07.2011 N 248-ФЗ,
от 07.11.2011 N 305-ФЗ, от 23.04.2012 N 36-ФЗ, от 14.06.2012 N 78-ФЗ,
от 28.07.2012 N 132-ФЗ, от 23.07.2013 N 225-ФЗ, от 03.02.2014 N 15-ФЗ;
от 14.10.2014 N 307-ФЗ, от 29.11.2014 N 378-ФЗ, от 31.12.2014 N 536-ФЗ,
от 30.03.2015 N 66-ФЗ, от 13.07.2015 N 213-ФЗ, от 13.07.2015 N 230-ФЗ,
от 03.07.2016 N 253-ФЗ, от 03.07.2016 N 282-ФЗ, от 07.02.2017 N 10-ФЗ,
от 01.07.2017 N 148-ФЗ, от 18.07.2017 N 177-ФЗ, от 20.12.2017 N 400-ФЗ,
от 29.12.2017 N 460-ФЗ, от 03.08.2018 N 296-ФЗ (ред. 27.12.2018),
от 27.12.2018 N 525-ФЗ, от 26.11.2019 N 378-ФЗ, от 01.03.2020 N 32-ФЗ,
от 01.03.2020 N 34-ФЗ, от 08.06.2020 N 166-ФЗ, от 13.07.2020 N 205-ФЗ,
от 22.12.2020 N 447-ФЗ, от 20.04.2021 N 94-ФЗ, от 26.05.2021 N 142-ФЗ,
от 11.06.2021 N 170-ФЗ, от 11.06.2021 N 181-ФЗ, от 28.06.2022 N 184-ФЗ,
от 28.06.2022 N 194-ФЗ, от 28.06.2022 N 219-ФЗ, от 21.11.2022 N 454-ФЗ,
от 28 февраля 2023 N 51-ФЗ
Постановлением Конституционного Суда РФ от 06.04.2004 N 7-П
Глава I. Общие положения (Статьи 1-11)
Глава II. Судно (§§ 1-4. Статьи 12-32)
Глава III. Регистрация судов, прав на них
и сделок с ними (Статьи 33-51)
Глава IV. Экипаж судна. Капитан судна (§§ 1-2. Статьи 52-73)
Глава V. Государственный портовый контроль (Статьи 74-84)
Глава VI. Морские лоцманы (§ 1-3. Статьи 85-106)
Глава VII. Затонувшее имущество (Статьи 107-114)
Глава VII.1. Перевозки на морской линии (Статьи 114.1-114.4)
Глава VIII. Договор морской перевозки груза (§§ 1-8. Статьи 115-176)
Глава IX. Договор морской перевозки пассажира (Статьи 177-197)
Глава X. Договор фрахтования судна на время (тайм-чартер)
Глава XI. Договор фрахтования судна без экипажа
(бербоут-чартер) (Статьи 211-224)
Глава XII. Договор буксировки (Статьи 225-231)
Глава XIII. Договор морского агентирования (Статьи 232-239)
Глава XIV. Договор морского посредничества (Статьи 240-245)
Глава XV. Договор морского страхования (Статьи 246-283)
Глава XVI. Общая авария (Статьи 284-309)
Глава XVII. Возмещение убытков от столкновения судов
Глава XVIII. Ответственность за ущерб от загрязнения
с судов нефтью (Статьи 316-325)
Глава XIX. Ответственность за ущерб в связи с морской
перевозкой опасных и вредных веществ (Статьи 326-336)
Глава XIX.1. Ответственность за ущерб от загрязнения
бункерным топливом (Статьи 336.1. - 336.10.)
Глава XX. Спасание судов и другого имущества (Статьи 337-353)
Глава XXI. Ограничение ответственности
по морским требованиям (Статьи 354-366)
Глава XXII. Морской залог на судно. Ипотека судна
или строящегося судна (§§ 1-2. Статьи 367-387)
Глава XXIII. Арест судна (Статьи 388-393)
Глава XXIV. Морские протесты (Статьи 394-401)
Глава XXV. Претензии и иски. Исковая давность
Глава XXVI. Применимое право (Статьи 414-427)
Глава XXVII. Заключительные положения (Статьи 428-430)
ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Отношения, регулируемые Кодексом
торгового мореплавания Российской Федерации
Статья 2. Понятие торгового мореплавания
Статья 3. Сфера применения правил, установленных
Статья 4. Использование судов, плавающих под
Государственным флагом Российской Федерации,
в целях торгового мореплавания
Статья 5. Государственное управление в области
Статья 5.1. Плавание в акватории Северного морского пути
Статья 5.2. Правила радиосвязи морской подвижной службы
и морской подвижной спутниковой службы
Статья 6. Контроль за соблюдением требований настоящего Кодекса
Статья 6.1. Расследование аварий или инцидентов на море
Статья 1. Отношения, регулируемые Кодексом
торгового мореплавания Российской Федерации
1. Настоящий Кодекс регулирует отношения, возникающие из торгового мореплавания.
Отношения, возникающие из торгового мореплавания, регулируются также издаваемыми в соответствии с настоящим Кодексом другими федеральными законами (далее - законы), указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации (далее - иные правовые акты Российской Федерации).
2. Имущественные отношения, возникающие из торгового мореплавания и основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, регулируются настоящим Кодексом в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. К имущественным отношениям, не регулируемым или не полностью регулируемым настоящим Кодексом, применяются правила гражданского законодательства Российской Федерации.
Статья 2. Понятие торгового мореплавания
Под торговым мореплаванием в настоящем Кодексе понимается деятельность, связанная с использованием судов для:
перевозок грузов, пассажиров и их багажа, в том числе на морской линии (включая операции по погрузке, выгрузке грузов и багажа, посадке, высадке пассажиров), и (или) буксировки, а также хранения грузов;
(в ред. Федеральных законов от 03.07.2016 N 282-ФЗ, от 18.07.2017 N 177-ФЗ, от 29.12.2017 N 460-ФЗ)
рыболовства;
(в ред. Федерального закона от 06.12.2007 N 333-ФЗ)
проведения морских ресурсных исследований;
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2017 N 460-ФЗ)
разведки и разработки минеральных и других неживых ресурсов морского дна и его недр;
лоцманской, ледовой лоцманской и ледокольной проводки;
(в ред. Федерального закона от 28.07.2012 N 132-ФЗ)
поисковых и спасательных операций;
(в ред. Федерального закона от 29.12.2017 N 460-ФЗ)
подъема затонувшего в море имущества;
гидротехнических, подводно-технических и других подобных работ;
санитарного, карантинного и другого контроля;
защиты и сохранения морской среды;
проведения морских научных исследований;
учебных, спортивных и культурных целей;
иных целей.
Статья 3. Сфера применения правил, установленных
настоящим Кодексом
1. Правила, установленные настоящим Кодексом, распространяются на:
морские суда во время их плавания как по морским путям, так и по внутренним водным путям, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законом;
суда внутреннего плавания, а также суда смешанного (река - море) плавания во время их плавания по морским путям, а также по внутренним водным путям при осуществлении перевозок грузов, пассажиров и их багажа с заходом в иностранный морской порт, во время спасательной операции и при столкновении с морским судном.
2. Правила, установленные настоящим Кодексом, за исключением случаев, прямо в нем предусмотренных, не распространяются на:
военные корабли, военно-вспомогательные суда, суда, используемые в целях транспортного обслуживания и (или) обеспечения безопасности объектов государственной охраны, и другие суда, находящиеся в собственности государства или эксплуатируемые им и используемые только для правительственной некоммерческой службы;
(в ред. Федерального закона от 01.07.2017 N 148-ФЗ)
некоммерческие грузы, находящиеся в собственности государства.
В случаях, если настоящим Кодексом прямо предусмотрено, что правила, установленные настоящим Кодексом, распространяются на суда и грузы, указанные в настоящем пункте, такие правила не должны использоваться в качестве оснований для изъятия, ареста и задержания таких судов и грузов.
Статья 4. Использование судов, плавающих под Государственным
флагом Российской Федерации, в целях торгового мореплавания
(в ред. Федерального закона от 29.12.2017 N 460-ФЗ)
1. С использованием судов, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации, осуществляются:
(в ред. Федерального закона от 01.03.2020 N 34-ФЗ)
1) каботаж;
2) ледокольная проводка, поисковые и спасательные операции, подъем затонувшего в море имущества, гидротехнические, подводно-технические и другие подобные работы во внутренних морских водах и (или) в территориальном море Российской Федерации;
3) морские ресурсные исследования, разведка и разработка минеральных ресурсов морского дна и его недр во внутренних морских водах и (или) в территориальном море Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации и на континентальном шельфе Российской Федерации.
2. Для целей настоящего Кодекса под каботажем понимаются перевозка грузов, пассажиров и их багажа и (или) буксировка:
1) во внутренних морских водах и (или) в территориальном море Российской Федерации без пересечения Государственной границы Российской Федерации;
2) из внутренних морских вод и (или) территориального моря Российской Федерации к искусственным островам, установкам и сооружениям, расположенным в исключительной экономической зоне Российской Федерации и (или) на континентальном шельфе Российской Федерации;
3) во внутренние морские воды и (или) в территориальное море Российской Федерации от искусственных островов, установок и сооружений, расположенных в исключительной экономической зоне Российской Федерации и (или) на континентальном шельфе Российской Федерации;
4) между искусственными островами, установками и сооружениями, расположенными в исключительной экономической зоне Российской Федерации и (или) на континентальном шельфе Российской Федерации;
5) из внутренних морских вод и (или) территориального моря Российской Федерации во внутренние морские воды и (или) в территориальное море Российской Федерации с пересечением Государственной границы Российской Федерации.
3. Исключительно с использованием судов, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации, осуществляются:
1) лоцманская проводка, санитарный, карантинный и другой контроль, защита и сохранение морской среды во внутренних морских водах и (или) в территориальном море Российской Федерации, а также ледокольная проводка и ледовая лоцманская проводка в акватории Северного морского пути;
2) морские перевозки нефти, природного газа (в том числе в сжиженном состоянии), газового конденсата и угля, добытых на территории Российской Федерации и (или) на территории, находящейся под юрисдикцией Российской Федерации, в том числе на континентальном шельфе Российской Федерации, и погруженных на суда в акватории Северного морского пути, до первого пункта выгрузки или перегрузки;
3) хранение нефти и нефтепродуктов, природного газа (в том числе в сжиженном состоянии), газового конденсата и угля, если такое хранение осуществляется на судне в акватории Северного морского пути.
4. Правительством Российской Федерации могут приниматься решения о морских перевозках иных грузов в иных акваториях с использованием судов, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации, а также решения о морских перевозках грузов, указанных в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи, с использованием судов, плавающих под флагами иностранных государств, если это не противоречит общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации.
4.1. При осуществлении с использованием судов, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации, деятельности, предусмотренной пунктами 1 и 3 настоящей статьи, отдельные виды деятельности, предусмотренные пунктами 1 и 3 настоящей статьи, определенные нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, осуществляются с использованием судов, построенных на территории Российской Федерации и соответствующих установленным в Российской Федерации требованиям к промышленной продукции, предъявляемым в целях ее отнесения к продукции, произведенной на территории Российской Федерации.
(п. 4.1 введен Федеральным законом от 26.05.2021 N 142-ФЗ)
4.2. Отдельные виды деятельности, предусмотренные пунктами 1 и 3 настоящей статьи, определенные нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации в соответствии с пунктом 4.1 настоящей статьи, могут осуществляться с использованием судов, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации и построенных за пределами Российской Федерации, либо судов, построенных на территории Российской Федерации, но не соответствующих установленным в Российской Федерации требованиям к промышленной продукции, предъявляемым в целях ее отнесения к продукции, произведенной на территории Российской Федерации, в следующих случаях:
1) такие суда построены до даты вступления в силу нормативного правового акта Правительства Российской Федерации, предусмотренного пунктом 4.1 настоящей статьи;
2) договоры на постройку и (или) использование таких судов заключены до даты вступления в силу нормативного правового акта Правительства Российской Федерации, предусмотренного пунктом 4.1 настоящей статьи.
(п. 4.2 введен Федеральным законом от 26.05.2021 N 142-ФЗ)
5. В соответствии с международными договорами Российской Федерации или в случаях и порядке, установленных Правительством Российской Федерации, деятельность, предусмотренная пунктом 1 настоящей статьи, может осуществляться с использованием судов, плавающих под флагами иностранных государств.
(п. 5 введен Федеральным законом от 01.03.2020 N 34-ФЗ)
6. В целях осуществления отдельными судами отдельных видов деятельности, предусмотренных пунктами 1 и 3 настоящей статьи, определенных нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации в соответствии с пунктом 4.1 настоящей статьи, Правительством Российской Федерации могут приниматься решения об использовании для осуществления отдельных видов деятельности, определенных нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации в соответствии с пунктом 4.1 настоящей статьи, судов, построенных:
1) за пределами территории Российской Федерации - в случае отсутствия условий и (или) невозможности осуществления технологических операций для строительства таких судов на территории Российской Федерации;
2) на территории Российской Федерации - в случае невозможности обеспечения строительства таких судов в соответствии с установленными в Российской Федерации требованиями к промышленной продукции, предъявляемыми в целях ее отнесения к продукции, произведенной на территории Российской Федерации.
(п. 6 введен Федеральным законом от 26.05.2021 N 142-ФЗ)
Статья 5. Государственное управление в области
торгового мореплавания
1. Государственное управление в области торгового мореплавания осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере морского транспорта (далее - федеральный орган исполнительной власти в области транспорта), а также федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства и другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции.
(п. 1 в ред. Федерального закона от 14.06.2011 N 141-ФЗ)
2. Федеральный орган исполнительной власти в области транспорта в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами Российской Федерации издает в пределах своей компетенции обязательные для исполнения организациями, а также гражданами правила, в том числе правила буксировки, инструкции и иные акты, содержащие нормы права, регулирующие отношения, возникающие из торгового мореплавания.
(в ред. Федерального закона от 29.12.2017 N 460-ФЗ)
3. Федеральный орган исполнительной власти в области рыболовства в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами Российской Федерации издает в пределах своей компетенции обязательные для исполнения организациями, а также гражданами, деятельность которых связана с использованием судов рыбопромыслового флота, правила, инструкции и иные акты, содержащие нормы права, регулирующие отношения, возникающие в связи с рыболовством.
(в ред. Федерального закона от 06.12.2007 N 333-ФЗ)
4. Навигационно-гидрографическое обеспечение морских путей, за исключением акватории Северного морского пути и морских путей в акваториях морских портов и на подходах к ним, осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области обороны.
(в ред. Федерального закона от 28.07.2012 N 132-ФЗ)
Навигационно-гидрографическое обеспечение в акваториях морских портов и на подходах к ним, за исключением акватории Северного морского пути, акваторий морских портов, расположенных на побережье акватории Северного морского пути, и подходов к ним, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере морского транспорта.
(в ред. Федеральных законов от 28.07.2012 N 132-ФЗ, от 27.12.2018 N 525-ФЗ)
Навигационно-гидрографическое обеспечение в акватории Северного морского пути, в акваториях морских портов, расположенных на побережье акватории Северного морского пути, и на подходах к ним осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере морского транспорта, и Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
(абзац введен Федеральным законом от 27.12.2018 N 525-ФЗ)
(п. 4 в ред. Федерального закона от 14.06.2011 N 141-ФЗ)
5. При проведении поисковых и спасательных операций на море взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
(п. 5 введен Федеральным законом от 13.07.2020 N 205-ФЗ)
Статья 5.1. Плавание в акватории Северного морского пути
(введена Федеральным законом от 28.07.2012 N 132-ФЗ)
1. Под акваторией Северного морского пути понимается водное пространство, прилегающее к северному побережью Российской Федерации, охватывающее внутренние морские воды, территориальное море, прилежащую зону и исключительную экономическую зону Российской Федерации и ограниченное с востока линией разграничения морских пространств с Соединенными Штатами Америки и параллелью мыса Дежнева в Беринговом проливе, с запада меридианом мыса Желания до архипелага Новая Земля, восточной береговой линией архипелага Новая Земля и западными границами проливов Маточкин Шар, Карские Ворота, Югорский Шар.
2. Правила плавания в акватории Северного морского пути утверждаются Правительством Российской Федерации, применяются в целях обеспечения безопасности мореплавания, а также предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения морской среды с судов и содержат:
1) порядок организации плавания судов в акватории Северного морского пути, предусматривающий выдачу разрешений на плавание судов в акватории Северного морского пути, приостановление, возобновление, прекращение действия таких разрешений и внесение изменений в такие разрешения Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" или подведомственной ей организацией;
(в ред. Федерального закона от 13.07.2020 N 205-ФЗ, от 28.06.2022 N 184-ФЗ)
1.1) порядок выдачи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере морского транспорта, или подведомственной ему организацией лицам, удовлетворяющим требованиям положения о ледовых лоцманах, утвержденного федеральным органом исполнительной власти в области транспорта по согласованию с Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", удостоверений о праве ледовой лоцманской проводки судов в акватории Северного морского пути;
(пп. 1.1 введен Федеральным законом от 28.06.2022 N 184-ФЗ)
2) положение о навигационно-гидрографическом обеспечении плавания судов в акватории Северного морского пути;
3) иные касающиеся организации плавания судов в акватории Северного морского пути положения.
(п. 2 в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 525-ФЗ)
2.1. Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, по согласованию с Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" утверждаются:
1) правила ледокольной проводки судов в акватории Северного морского пути;
2) правила ледовой лоцманской проводки судов в акватории Северного морского пути;
3) правила проводки судов по маршрутам в акватории Северного морского пути;
4) положение о гидрометеорологическом обеспечении плавания судов в акватории Северного морского пути.
(п. 2.1 введен Федеральным законом от 27.12.2018 N 525-ФЗ)
3. Организация плавания судов в акватории Северного морского пути осуществляется Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" в соответствии с правилами плавания в акватории Северного морского пути, предусмотренными пунктом 2 настоящей статьи, нормативными правовыми актами Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и включает в себя в том числе:
1) организацию разработки маршрутов плавания судов и использованию судов ледокольного флота в акватории Северного морского пути с учетом гидрометеорологической, ледовой и навигационной обстановки в указанной акватории;
(пп. 1 в ред. Федерального закона от 28.06.2022 N 184-ФЗ)
2) организацию предоставления информационных услуг в области организации плавания судов, требований к обеспечению безопасности плавания судов, обеспечения осуществления ледокольной проводки судов;
3) содействие в организации проведения поисковых и спасательных операций в акватории Северного морского пути;
(п. 3 в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 525-ФЗ, от 28.06.2022 N 184-ФЗ)
4) организацию мониторинга движения судов в акватории Северного морского пути;
(пп. 4 введен Федеральным законом от 28.06.2022 N 184-ФЗ)
5) предоставление информации о гидрометеорологической, ледовой и навигационной обстановке в акватории Северного морского пути;
(пп. 5 введен Федеральным законом от 28.06.2022 N 184-ФЗ)
6) содействие в организации проведения операций по ликвидации последствий загрязнения с судов опасными и вредными веществами в акватории Северного морского пути, а также в проведении работ по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в акватории Северного морского пути.
(пп. 6 введен Федеральным законом от 28.06.2022 N 184-ФЗ)
4. Выдача и возобновление действия предусмотренных подпунктом 1 пункта 2 настоящей статьи разрешений на плавание судов в акватории Северного морского пути осуществляется при условии выполнения судном требований, касающихся безопасности мореплавания и защиты морской среды от загрязнения с судов (применительно к акватории Северного морского пути) и установленных международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, правилами плавания в акватории Северного морского пути, указанными в пункте 2 настоящей статьи, и предоставления документов, удостоверяющих наличие установленного международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации страхования или иного финансового обеспечения гражданской ответственности за ущерб от загрязнения либо другой причиненный судном ущерб.
(в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 525-ФЗ, от 28.06.2022 N 184-ФЗ)
5. Размер платы за ледокольную проводку судна, ледовую лоцманскую проводку судна в акватории Северного морского пути определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях с учетом вместимости судна, ледового класса судна, расстояния, на которое осуществляется проводка этого судна, и периода навигации.
Оплата ледокольной проводки судна, ледовой лоцманской проводки судна в акватории Северного морского пути осуществляется исходя из объема фактически оказанных услуг.
Правила, установленные настоящим пунктом, также распространяются на военные корабли, военно-вспомогательные суда и другие суда, находящиеся в собственности Российской Федерации, собственности субъектов Российской Федерации или эксплуатируемые ими и используемые только для правительственной некоммерческой службы.
(абзац введен Федеральным законом от 07.02.2017 N 10-ФЗ)
6. Заказчик и исполнитель услуги по ледокольной проводке судна, оказываемой судами ледокольного флота в акватории Северного морского пути, и (или) иных услуг, необходимых для целей торгового мореплавания, оказываемых судами ледокольного флота в акватории Северного морского пути (далее - услуга по проводке судна и иные услуги), могут заключать долгосрочные договоры возмездного оказания услуг по проводке судна и иных услуг при их оказании исполнителем на систематической основе.
В долгосрочном договоре возмездного оказания услуги по проводке судна и иных услуг определяются срок договора, перечень оказываемых услуг, порядок оплаты каждой из входящих в указанный перечень услуг, обязанность исполнителя при использовании судов ледокольного флота обеспечивать их готовность к оказанию услуг по проводке судна и иных услуг в течение всего срока действия договора, ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, а также определяемые при необходимости по соглашению сторон иные условия оказания таких услуг.
Услуга по проводке судна и иные услуги оказываются судами ледокольного флота, имеющими право плавания под Государственным флагом Российской Федерации, в соответствии со статьей 426 Гражданского кодекса Российской Федерации.
(п.6 в ред. Федерального закона от 28.06.2022 N 194-ФЗ)
(п. 6 введен Федеральным законом от 20.04.2021 N 94-ФЗ)
Статья 5.2. Правила радиосвязи морской подвижной службы
и морской подвижной спутниковой службы
(ст. 5.2 введена Федеральным законом от 28.06.2022 N 194-ФЗ)
Правила радиосвязи морской подвижной службы и морской подвижной спутниковой службы утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере электросвязи.
Статья 6. Контроль за соблюдением требований настоящего Кодекса
(в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)
1. Контроль за соблюдением обязательных требований, установленных настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами в области торгового мореплавания, международными договорами Российской Федерации в области торгового мореплавания и судоходства, в целях обеспечения безопасности торгового мореплавания осуществляется посредством федерального государственного контроля (надзора) в области торгового мореплавания и внутреннего водного транспорта (далее - федеральный контроль) уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в соответствии с положением о федеральном контроле, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
2. Предметом федерального контроля являются:
1) соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных международными договорами Российской Федерации в области торгового мореплавания и судоходства, настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами в области безопасности торгового мореплавания, в том числе требований:
к обеспечению пожарной безопасности при эксплуатации морских судов, судов внутреннего плавания, судов смешанного (река - море) плавания, иных плавучих объектов морского транспорта;
к обеспечению готовности сил и средств функциональной подсистемы организации и координации деятельности поисковых и аварийно-спасательных служб при поиске и спасании людей и судов, терпящих бедствие на море, в поисково-спасательных районах Российской Федерации единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
к обеспечению готовности сил и средств функциональной подсистемы организации работ по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в море и во внутренних морских водах с судов и объектов морского транспорта независимо от их ведомственной и национальной принадлежности;
к обеспечению доступности для инвалидов объектов транспортной инфраструктуры морского пассажирского транспорта и предоставляемых услуг;
к обеспечению безопасности плавания судов рыбопромыслового флота в районах промысла при осуществлении рыболовства;
к организации и осуществлению лоцманской проводки морских судов;
к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг;
2) соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (лицензиатами), осуществляющими деятельность по перевозкам морским транспортом пассажиров, деятельность по перевозкам морским транспортом опасных грузов, деятельность по осуществлению буксировок морским транспортом (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам в морских портах, лицензионных требований к соответствующим видам деятельности;
3) соблюдение капитанами морских портов требований в области торгового мореплавания в части деятельности капитанов по осуществлению ими контроля и надзора за обеспечением безопасности судоходства и порядка в порту;
4) соблюдение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований, установленных техническими регламентами, или обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
3. В положении о федеральном контроле указываются наименование и структурные элементы технического регламента и (или) обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании", оценка соблюдения которых осуществляется в рамках федерального контроля, а также виды продукции, являющиеся объектами федерального контроля.
4. При осуществлении федерального контроля проводятся следующие контрольные (надзорные) мероприятия:
1) инспекционный визит;
2) рейдовый осмотр;
3) документарная проверка;
4) выездная проверка;
5) наблюдение за соблюдением обязательных требований;
6) выездное обследование.
5. В рамках федерального контроля осуществляются мониторинг, основанный на добровольном участии контролируемых лиц, и постоянный рейд в соответствии с положениями Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации". Порядок осуществления постоянного рейда устанавливается положением о федеральном контроле.
6. При осуществлении федерального контроля в части обеспечения безопасности плавания судов рыбопромыслового флота в районах промысла при осуществлении рыболовства плановые контрольные (надзорные) мероприятия в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей не проводятся.
7. Организация и осуществление федерального контроля регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
8. Положение о федеральном контроле утверждается Правительством Российской Федерации.
Статья 6.1. Расследование аварий или инцидентов на море
(в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)
Расследование аварий или инцидентов на море осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с положением, утвержденным федеральным органом исполнительной власти в области транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства и федеральным органом исполнительной власти в области обороны.
1. Под судном в настоящем Кодексе понимается самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях торгового мореплавания.
2. Под судами рыбопромыслового флота в настоящем Кодексе понимаются обслуживающие рыбопромысловый комплекс суда, используемые для рыболовства, а также приемотранспортные, вспомогательные суда и суда специального назначения.
(в ред. Федерального закона от 06.12.2007 N 333-ФЗ)
3. Под маломерным судном в настоящем Кодексе понимается судно, длина которого не должна превышать двадцать метров и общее количество людей на котором не должно превышать двенадцать.
(п. 3 введен Федеральным законом от 23.04.2012 N 36-ФЗ)
4. Под прогулочным судном в настоящем Кодексе понимается судно, общее количество людей на котором не должно превышать восемнадцать, в том числе пассажиров не более чем двенадцать, и которое используется в некоммерческих целях и предназначается для отдыха на водных объектах.
(п. 4 введен Федеральным законом от 23.04.2012 N 36-ФЗ)
5. Под спортивным парусным судном в настоящем Кодексе понимается судно, построенное или переоборудованное для занятий спортом, использующее в качестве основной движущей силы силу ветра и эксплуатируемое в некоммерческих целях.
(п. 5 введен Федеральным законом от 23.04.2012 N 36-ФЗ)
6. Под морской плавучей платформой в настоящем Кодексе понимается судно, предназначенное для разведки и разработки минеральных и других неживых ресурсов морского дна и его недр.
(п. 6 введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 225-ФЗ)
Под судовладельцем в настоящем Кодексе понимается лицо, эксплуатирующее судно от своего имени, независимо от того, является ли оно собственником судна или использует его на ином законном основании.
(в ред. Федеральных законов от 08.11.2007 N 261-ФЗ,
от 23.07.2013 N 225-ФЗ)
1. Под морским портом понимаются его территория и совокупность размещенных в границах этой территории объектов инфраструктуры морского порта, используемых для осуществления деятельности в целях торгового мореплавания, в том числе для оказания услуг.
(п. 1 в ред. Федерального закона от 18.07.2017 N 177-ФЗ)
2. Утратил силу. Федеральный закон от 23.07.2013 N 225-ФЗ.
3. Деятельность в морских портах осуществляется в соответствии с федеральным законом.
Для целей статей 320, 326, 331, 336.6 - 336.8 и 359 настоящего Кодекса под вместимостью судна понимается его валовая вместимость, определяемая в соответствии с правилами обмера судов, содержащимися в Приложении 1 к Международной конвенции по обмеру судов 1969 года.
(в ред. Федеральных законов от 14.06.2011 N 141-ФЗ, от 23.04.2012 N 36-ФЗ)
1. Расчетная единица, предусмотренная статьями 170, 190, 320, 331, 359 и 360 настоящего Кодекса, является единицей специального права заимствования, как она определена Международным валютным фондом.
2. В соответствии со стоимостью рубля в единицах специального права заимствования перевод в рубли осуществляется:
на дату вынесения решения судом, арбитражным судом или третейским судом либо на установленную соглашением сторон дату - сумм, указанных в статьях 170 и 190 настоящего Кодекса;
на дату создания фонда ограничения ответственности - сумм, указанных в статьях 320 и 331 настоящего Кодекса;
на дату создания фонда ограничения ответственности, производства платежа или предоставления обеспечения, эквивалентного платежу, - сумм, указанных в статьях 359 и 360 настоящего Кодекса.
Стоимость рубля в единицах специального права заимствования исчисляется в соответствии с методом определения стоимости, применяемым Международным валютным фондом на соответствующую дату для своих операций и расчетов.
§ 1. Собственность на судно (Статьи 12-14)
§ 2. Флаг и национальность судна (Статьи 15-19)
§ 3. Идентификация судна (Статьи 20-21)
§ 4. Классификация и освидетельствование судов
Статья 12. Субъекты права собственности на судно
Статья 13. Права собственника судна
Статья 14. Передача судна в доверительное управление
Статья 12. Субъекты права собственности на судно
1. Суда могут находиться в собственности:
граждан и юридических лиц;
Российской Федерации, субъектов Российской Федерации;
муниципальных образований.
2. Суда с ядерными энергетическими установками могут находиться в собственности только Российской Федерации, за исключением судов с ядерными энергетическими установками атомного ледокольного флота, которые могут находиться в собственности российских юридических лиц, включенных в утверждаемый Президентом Российской Федерации перечень российских юридических лиц, в собственности которых могут находиться ядерные установки.
(в ред. Федерального закона от 22.11.2010 N 305-ФЗ)
3. Суда, зарегистрированные в Российском открытом реестре судов, могут находиться в собственности граждан и юридических лиц (в том числе иностранных граждан и иностранных юридических лиц), Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
(п. 3 введен Федеральным законом от 03.08.2018 N 296-ФЗ)
Статья 13. Права собственника судна
Собственник судна вправе по своему усмотрению совершать в отношении судна любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам Российской Федерации и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать судно в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения судном, устанавливать ипотеку судна и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Статья 14. Передача судна в доверительное управление
1. Собственник судна вправе передать его доверительному управляющему по договору доверительного управления судном на срок, не превышающий пяти лет, для осуществления управления судном за вознаграждение в интересах собственника.
Судно, находящееся в хозяйственном ведении или оперативном управлении, не может быть передано в доверительное управление.
Передача судна в доверительное управление не влечет за собой переход права собственности на него к доверительному управляющему.
2. Передача судна в доверительное управление подлежит обязательной регистрации в реестре, в котором зарегистрировано судно.
(в ред. Федеральных законов от 20.12.2005 N 168-ФЗ, от 23.04.2012 N 36-ФЗ)
3. Доверительным управляющим может быть компетентный в области управления судами и их эксплуатации индивидуальный предприниматель или коммерческая организация, которые удовлетворяют требованиям пункта 1 статьи 15 настоящего Кодекса, за исключением унитарного предприятия.
(в ред. Федерального закона от 23.04.2012 N 36-ФЗ)
4. В договоре доверительного управления судном должны быть указаны стороны такого договора, права и обязанности доверительного управляющего, размер и форма его вознаграждения.
§ 2. Флаг и национальность судна
Статья 15. Право плавания под Государственным флагом
Статья 16. Возникновение права плавания
под Государственным флагом Российской Федерации
Статья 17. Национальность судна
Статья 18. Утрата судном права плавания
под Государственным флагом Российской Федерации
Статья 19. Предоставление судна в пользование и во владение
иностранному фрахтователю по бербоут-чартеру, временный
перевод судна под флаг иностранного государства
Статья 15. Право плавания под Государственным флагом
Российской Федерации
(в ред. Федерального закона от 14.06.2011 N 141-ФЗ)
1. Право плавания под Государственным флагом Российской Федерации предоставляется судам, находящимся в собственности:
1) граждан Российской Федерации;
2) юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации;
3) Российской Федерации, субъектов Российской Федерации;
4) муниципальных образований;
5) иностранных граждан, иностранных юридических лиц, юридических лиц, зарегистрированных в соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 290-ФЗ "О международных компаниях и международных фондах", - в отношении судов, зарегистрированных в Российском открытом реестре судов.
(пп. 5 введен Федеральным законом от 03.08.2018 N 296-ФЗ; в ред. Федерального закона от 26.11.2019 N 378-ФЗ)
2. По заявлению фрахтователя право плавания под Государственным флагом Российской Федерации может быть временно предоставлено судну, зарегистрированному в реестре судов иностранного государства и предоставленному в пользование и во владение российскому фрахтователю по договору фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартеру), в случае, если:
1) фрахтователь судна по бербоут-чартеру отвечает требованиям, предъявляемым к собственнику судна в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи;
2) собственник судна дал в письменной форме согласие на перевод судна под Государственный флаг Российской Федерации;
3) залогодержатель ипотеки судна или обременения судна того же характера, установленных и зарегистрированных в соответствии с законодательством государства, в котором зарегистрировано судно, дал в письменной форме согласие на перевод судна под Государственный флаг Российской Федерации;
4) законодательство государства, в котором зарегистрировано судно, не запрещает предоставление судну права плавания под флагом иностранного государства;
5) право плавания под флагом иностранного государства приостановлено или будет приостановлено в момент предоставления судну права плавания под Государственным флагом Российской Федерации.
3. Право плавания под Государственным флагом Российской Федерации временно предоставляется судну капитаном морского порта, регистрирующим судно в бербоут-чартерном реестре, на срок, не превышающий срока действия бербоут-чартера.
(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 296-ФЗ)
При временном предоставлении судну права плавания под Государственным флагом Российской Федерации капитан морского порта, в котором регистрируется судно, определяет, каким должно быть название судна.
4. Право плавания под Государственным флагом Российской Федерации предоставляется судну, зарегистрированному в Российском открытом реестре судов.
(п. 4 введен Федеральным законом от 03.08.2018 N 296-ФЗ)
Статья 16. Возникновение права плавания под
Государственным флагом Российской Федерации
(в ред. Федерального закона от 29.12.2017 N 460-ФЗ)
Судно приобретает право плавания под Государственным флагом Российской Федерации с даты его государственной регистрации.
Статья 17. Национальность судна
1. Судно, пользующееся правом плавания под Государственным флагом Российской Федерации, имеет национальность Российской Федерации.
2. Судно, имеющее национальность Российской Федерации, обязано нести Государственный флаг Российской Федерации.
Статья 18. Утрата судном права плавания
под Государственным флагом Российской Федерации
Судно утрачивает право плавания под Государственным флагом Российской Федерации в случае, если:
оно перестает соответствовать требованиям, предусмотренным пунктом 1 статьи 15 настоящего Кодекса;
истек срок, на который судну в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 15 настоящего Кодекса предоставлено право плавания под Государственным флагом Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 14.06.2011 N 141-ФЗ)
Статья 19. Предоставление судна в пользование и во владение
иностранному фрахтователю по бербоут-чартеру, временный
перевод судна под флаг иностранного государства
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 282-ФЗ)
1. Предоставление судна, зарегистрированного в Государственном судовом реестре, Российском международном реестре судов, Российском открытом реестре судов или реестре маломерных судов, в пользование и во владение иностранному фрахтователю по бербоут-чартеру возможно при условии, если:
(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 296-ФЗ)
1) собственник судна дал в письменной форме согласие на перевод судна под флаг иностранного государства;
2) при отсутствии предварительного удовлетворения ипотеки судна, установленной и зарегистрированной в установленном порядке, залогодержатель ипотеки дал в письменной форме согласие на перевод судна под флаг иностранного государства;
3) законодательство государства фрахтователя не содержит положений, запрещающих предоставление судну, зарегистрированному в Государственном судовом реестре, Российском международном реестре судов, Российском открытом реестре судов или реестре маломерных судов, права плавания под флагом такого государства и возврат судна под Государственный флаг Российской Федерации по истечении срока предоставления судну права плавания под флагом такого государства.
(пп. 3 в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 296-ФЗ)
(п. 1 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 282-ФЗ)
1.1. При предоставлении судна, зарегистрированного в Государственном судовом реестре, Российском международном реестре судов, Российском открытом реестре судов или реестре маломерных судов, в пользование и во владение иностранному фрахтователю по бербоут-чартеру такое судно должно быть временно переведено под флаг иностранного государства на основании решения одного из федеральных органов исполнительной власти, указанных в пункте 2 настоящей статьи, с приостановлением права плавания под Государственным флагом Российской Федерации.
(п. 1.1 в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 296-ФЗ)
2. Решение о переводе судна, за исключением судна рыбопромыслового флота, под флаг иностранного государства принимается органом государственного надзора; решение о переводе судна рыбопромыслового флота - федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства с соблюдением требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, и с учетом мнения общероссийского профессионального союза работников соответствующей отрасли деятельности.
(в ред. Федеральных законов от 14.06.2011 N 141-ФЗ, от 14.10.2014 N 307-ФЗ)
Судно может быть переведено под флаг иностранного государства на срок, не превышающий двух лет, с правом последующего продления его через каждые два года, но не свыше срока действия бербоут-чартера. Для целей смены флага срок действия бербоут-чартера не может быть менее чем один год.
Подтверждение прекращения действия решения о переводе судна под флаг иностранного государства принимается в том же порядке, что и само решение.
1. Судно, подлежащее государственной регистрации, должно иметь свое название.
(в ред. Федеральных законов от 20.12.2005 N 168-ФЗ, от 23.04.2012 N 36-ФЗ)
Название судну присваивается его собственником в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
2. Название судна может быть изменено при переходе права собственности на судно или при наличии других достаточных на то оснований.
Об изменении названия судна немедленно уведомляются залогодержатели зарегистрированных ипотек судна.
(в ред. Федерального закона от 28.06.2022 N 194-ФЗ)
1. Позывным сигналом судна является позывной сигнал судовой станции. Идентификационный номер судовой станции спутниковой связи и номер избирательного вызова судовой станции присваиваются в зависимости от технической оснащенности судна.
2. Порядок присвоения позывного сигнала судовой станции, а также номера избирательного вызова судовой станции устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере электросвязи, порядок присвоения идентификационного номера судовой станции спутниковой связи - федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере электросвязи по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
§ 4. Классификация и освидетельствование судов
(в ред. Федерального закона от 14.06.2011 N 141-ФЗ)
Статья 22. Суда, подлежащие классификации
и освидетельствованию. Организации, уполномоченные
на классификацию и освидетельствование судов
Статья 23. Освидетельствование судов
Статья 24. Классификация судов
Статья 27. Судовые документы для некоторых категорий судов
Статья 29. Выдача судовых документов
Статья 30. Признание судовых документов судна,
плавающего под флагом иностранного государства
Статья 31. Требования, предъявляемые к судовым
Статья 32. Правила ведения судовых документов.
Статья 22. Суда, подлежащие классификации
и освидетельствованию. Организации, уполномоченные
на классификацию и освидетельствование судов
(в ред. Федерального закона от 14.06.2011 N 141-ФЗ)
1. Классификации и освидетельствованию подлежат суда, подлежащие государственной регистрации, а также суда, зарегистрированные в одном из реестров судов Российской Федерации.
(в ред. Федеральных законов от 23.04.2012 N 36-ФЗ, от 29.12.2017 N 460-ФЗ)
2. Классификация и освидетельствование судов, подлежащих государственной регистрации, судов, зарегистрированных в Государственном судовом реестре или бербоут-чартерном реестре, осуществляются российскими организациями, полномочия которых определяются Правительством Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации (далее - российские организации, уполномоченные на классификацию и освидетельствование судов), на возмездной основе за счет заявителей по тарифам, определяемым в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 29.12.2017 N 460-ФЗ)
Классификация и освидетельствование судов, подлежащих государственной регистрации, судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов и Российском открытом реестре судов, по выбору судовладельца осуществляются российскими организациями, уполномоченными на классификацию и освидетельствование судов, или иностранными классификационными обществами, наделенными Правительством Российской Федерации необходимыми полномочиями в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 296-ФЗ)
Классификация и освидетельствование спортивных парусных судов, а также маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
(абзац введен Федеральным законом от 23.04.2012 N 36-ФЗ)
3. Российские организации, уполномоченные на классификацию и освидетельствование судов, могут создаваться в форме федеральных автономных учреждений..
Статья 23. Освидетельствование судов
(в ред. Федерального закона от 14.06.2011 N 141-ФЗ)
1. Суда, за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, освидетельствуются российскими организациями, уполномоченными на классификацию и освидетельствование судов, или иностранными классификационными обществами на соответствие требованиям международных договоров Российской Федерации.
(п. 1 в ред. Федерального закона от 23.04.2012 N 36-ФЗ)
2. Соответствие судов требованиям, указанным в пункте 1 настоящей статьи, подтверждается документами, выданными российскими организациями, уполномоченными на классификацию и освидетельствование судов, или иностранными классификационными обществами.
Статья 24. Классификация судов
(в ред. Федерального закона от 14.06.2011 N 141-ФЗ)
1. Российские организации, уполномоченные на классификацию и освидетельствование судов, или иностранные классификационные общества в соответствии с их полномочиями присваивают класс судам, указанным в пункте 1 статьи 23 настоящего Кодекса.
(в ред. Федерального закона от 23.04.2012 N 36-ФЗ)
2. Российские организации, уполномоченные на классификацию и освидетельствование судов, издают правила классификации и постройки судов, технического наблюдения за постройкой судов, правила технического наблюдения за изготовлением материалов и изделий для судов и выдают классификационные свидетельства, подтверждающие соответствие судов этим правилам.
Российские организации, уполномоченные на классификацию и освидетельствование судов, при невыполнении этих правил не выдают классификационные свидетельства, приостанавливают или прекращают действие ранее выданных ими классификационных свидетельств.
(в ред. Федерального закона от 14.06.2011 N 141-ФЗ)
1. Подлежащие государственной регистрации суда, за исключением судов, указанных в пункте 1 статьи 27 настоящего Кодекса, должны иметь следующие судовые документы:
(в ред. Федерального закона от 23.04.2012 N 36-ФЗ)
1) свидетельство (временное свидетельство) о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации;
(в ред. Федерального закона от 23.04.2012 N 36-ФЗ)
2) утратил силу. - Федеральный закон от 26.05.2021 N 142-ФЗ;
3) пассажирское свидетельство (для пассажирского судна);
4) мерительное свидетельство;
5) свидетельство о грузовой марке;
6) свидетельство о предотвращении загрязнения нефтью;
7) разрешение на судовую радиостанцию и радиожурнал (если судно имеет судовую радиостанцию);
8) судовая роль;
9) судовой журнал;
10) машинный журнал (для судов с механическим двигателем);
11) санитарный журнал;
12) судовое санитарное свидетельство о праве плавания;
13) иные судовые документы, предусмотренные международными договорами Российской Федерации, законами и иными правовыми актами Российской Федерации.
2. Судно, используемое для санитарного, карантинного и другого контроля, может не иметь свидетельство о грузовой марке и мерительное свидетельство. Вместимость такого судна может быть определена упрощенным способом с выдачей соответствующего удостоверения.
Абзац утратил силу. Федеральный закон от 23.04.2012 N 36-ФЗ.
Утратила силу. - Федеральный закон от 14.06.2011 N 141-ФЗ.
Статья 27. Судовые документы для некоторых категорий судов
(в ред. Федерального закона от 14.06.2011 N 141-ФЗ)
1. Подлежащие государственной регистрации спортивные парусные суда, прогулочные суда и маломерные суда должны иметь следующие судовые документы:
(в ред. Федерального закона от 23.04.2012 N 36-ФЗ)
1) судовой билет;
2) судовая роль.
2. Судовой билет, который должно иметь судно, указанное в пункте 1 настоящей статьи, удостоверяет право плавания под Государственным флагом Российской Федерации, принадлежность судна на праве собственности определенному субъекту, вместимость судна, годность судна к плаванию.
Утратила силу. - Федеральный закон от 14.06.2011 N 141-ФЗ.
Статья 29. Выдача судовых документов
(в ред. Федерального закона от 29.12.2017 N 460-ФЗ)
1. Свидетельство о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации, судовой билет выдаются на имя судовладельца органом, осуществляющим государственную регистрацию судна.
(в ред. Федеральных законов от 23.04.2012 N 36-ФЗ, от 26.05.2021 N 142-ФЗ)
2. Разрешение на судовую радиостанцию выдается в отношении судна, подлежащего государственной регистрации в соответствии с настоящим Кодексом, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере электросвязи, в течение трех дней с даты получения сведений об уплате государственной пошлины за выдачу разрешения на судовую радиостанцию.
(п. 2 в ред. Федерального закона от 29.12.2017 N 460-ФЗ, от 28.06.2022 N 194-ФЗ)
3. Судовое санитарное свидетельство о праве плавания выдается органами санитарно-эпидемиологического надзора на водном транспорте Российской Федерации.
4. За выдачу документов, указанных в пунктах 1, 2 и 3 настоящей статьи, уплачивается государственная пошлина в размерах и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
5. Федеральный орган исполнительной власти в области транспорта устанавливает перечень судовых документов, выдача которых осуществляется в форме электронных документов, порядок их выдачи (за исключением разрешения на судовую радиостанцию), подписания электронной подписью и подтверждения действительности. Порядок выдачи разрешений на судовую радиостанцию, а также порядок их подписания электронной подписью и подтверждения действительности устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области связи по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
(п. 5 введен Федеральным законом от 29.12.2017 N 460-ФЗ)
Статья 30. Признание судовых документов судна,
плавающего под флагом иностранного государства
Признание судовых документов судна, плавающего под флагом иностранного государства и посещающего морские порты Российской Федерации, осуществляется на основании международных договоров Российской Федерации.
Утратила силу с 1 февраля 2018 года.
Федеральный закон от 29.12.2017 N 460-ФЗ
Статья 32. Правила ведения судовых документов.
Хранение судового журнала
(в ред. Федерального закона от 14.06.2011 N 141-ФЗ)
1. Судовые документы, указанные в подпунктах 8 - 11 пункта 1 статьи 25 настоящего Кодекса, ведутся на бумажных и (или) электронных носителях в соответствии с правилами, установленными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
(п. 1 в ред. Федерального закона от 29.12.2017 N 460-ФЗ)
2. Судовой журнал хранится на судне в течение двух лет со дня внесения в него последней записи. По истечении указанного срока судовой журнал сдается на хранение в орган, в котором зарегистрировано судно. Данный орган обеспечивает хранение судового журнала не менее чем десять лет в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
3. Судовой журнал предоставляется для ознакомления и копирования лицам, имеющим право на получение соответствующей информации.
(в ред. Федерального закона от 29.12.2017 N 460-ФЗ)
В случае продажи судна за пределы Российской Федерации судовой журнал предоставляется для ознакомления и копирования лицам, имеющим право на получение соответствующей информации за период, предшествующий продаже судна.
(в ред. Федерального закона от 29.12.2017 N 460-ФЗ)
ГЛАВА III. РЕГИСТРАЦИЯ СУДОВ, ПРАВ НА НИХ
И СДЕЛОК С НИМИ
(в ред. Федерального закона от 14.06.2011 N 141-ФЗ)
Статья 33. Реестры судов Российской Федерации
Статья 34. Суда, используемые только
для правительственной некоммерческой службы
Статья 35. Органы, осуществляющие государственную
Статья 36. Государственная пошлина
Статья 37. Условия государственной регистрации судов
Статья 38. Государственная регистрация судна, зафрахтованного
по договору фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартеру)
Статья 39. Сведения, подлежащие внесению в Государственный
судовой реестр или реестр маломерных судов
Статья 40. Сведения, подлежащие внесению в бербоут-чартерный
реестр, Российский международный реестр судов и Российский
Статья 41. Обязанность информировать об изменении
сведений, вносимых в реестры судов
Статья 42. Первоначальная государственная регистрация судна
Статья 43. Изменение порта (места) государственной регистрации судна
Статья 44. Повторная государственная регистрация судна
Статья 45. Утрата судовых документов, подтверждающих
государственную регистрацию судна
Статья 46. Отказ государственной в регистрации судна, прав
Статья 47. Исключение судна из Государственного судового реестра,
Российского международного реестра судов, реестра маломерных
судов или Российского открытого реестра судов
Статья 48. Судно, пропавшее без вести
Статья 49. Судно, конструктивно погибшее
Статья 50. Предоставление информации из реестров судов
Статья 51. Ответственность за нарушение правил
государственной регистрации судов
Статья 33. Реестры судов Российской Федерации
1. Судно подлежит государственной регистрации в одном из реестров судов Российской Федерации (далее - реестры судов):
1) Государственном судовом реестре;
2) реестре маломерных судов;
3) бербоут-чартерном реестре;
4) Российском международном реестре судов;
5) Российском открытом реестре судов;
6) реестре строящихся судов.
(п. 1 в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 296-ФЗ)
1.1. Не подлежат государственной регистрации шлюпки и иные плавучие средства, которые являются принадлежностями судна, суда массой до 200 килограмм включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 киловатт включительно, а также спортивные парусные суда, длина которых не должна превышать 9 метров, которые не имеют двигателей и на которых не оборудованы места для отдыха, беспалубные несамоходные суда, длина которых не должна превышать 12 метров.
(п. 1.1 введен Федеральным законом от 23.04.2012 N 36-ФЗ; в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 282-ФЗ)
2. Право собственности и иные вещные права на судно, ограничения (обременения) этих прав (ипотека, доверительное управление и другие), их возникновение, переход и прекращение, подлежат регистрации в Государственном судовом реестре или реестре маломерных судов.
(в ред. Федерального закона от 23.04.2012 N 36-ФЗ)
Право собственности и иные вещные права на зарегистрированное в Российском международном реестре судов или Российском открытом реестре судов судно (за исключением этих прав на судно, зафрахтованное по бербоут-чартеру), ограничения (обременения) этих прав (ипотека, доверительное управление и другие), их возникновение, переход и прекращение подлежат регистрации в Российском международном реестре судов (в случае регистрации судна в Российском международном реестре судов) или Российском открытом реестре судов (в случае регистрации судна в Российском открытом реестре судов).
(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 296-ФЗ)
Государственная регистрация в Российском международном реестре судов или Российском открытом реестре судов судна, в отношении права собственности и иных вещных прав на которое установлены ограничения (обременения), и исключение из указанных реестров такого судна осуществляются с согласия в письменной форме лица, в пользу которого установлено соответствующее ограничение (обременение).
(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 296-ФЗ)
(п. 2 в ред. Федерального закона от 14.06.2011 N 141-ФЗ)
3. Регистрация в Государственном судовом реестре, Российском
...