Бюджетный кодекс Республики Беларусь
БЮДЖЕТНЫЙ КОДЕКС
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
16 июля 2008 г.
N 412-З
Принят Палатой представителей
17 июня 2008 года
Одобрен Советом Республики
28 июня 2008 года
Текст приводится по состоянию на 1 июня 2023 года,
с изменениями и дополнениями, внесенными законами
от 29 декабря 2009 г. N 70-З, от 29 декабря 2009 г. N 73-З,
от 15 октября 2010 г. N 173-З, от 15 октября 2010 г. N 175-З,
от 15 октября 2010 г. N 176-З, от 13 декабря 2011 г. N 325-З,
от 30 декабря 2011 г. N 329-З, от 30 декабря 2011 г. N 331-З,
от 30 декабря 2011 г. N 334-З, от 26 октября 2012 г. N 429-З,
от 26 октября 2012 г. N 430-З, от 26 октября 2012 г. N 432-З,
от 31 декабря 2013 г. N 95-З, от 31 декабря 2013 г. N 97-З;
от 30 декабря 2014 г. N 221-З; от 30 декабря 2014 г. N 225-З;
от 31 декабря 2014 г. N 229-З; от 30 декабря 2015 г. N 339-З;
от 18 октября 2016 г. N 430-З; от 31 декабря 2017 г. N 85-З;
от 31 декабря 2017 г. N 86-З; от 30 декабря 2018 г. N 158-З;
от 30 декабря 2018 г. N 160-З; от 16 декабря 2019 г. N 268-З
от 29 декабря 2020 г. N 71-З; от 29 декабря 2020 г. N 73-З;
от 31 декабря 2021 г. N 140-З; от 31 декабря 2021 г. N 142-З;
от 30 декабря 2022 г. N 229-З; от 30 декабря 2022 г. N 231-З
(Разделы I-V. Главы 1-12. Статьи 1-77)
(Разделы VI-XI. Главы 13-27. Статьи 78-149)
Раздел I. Общие положения (Главы 1-2. Статьи 1-5)
Раздел II. Бюджетная система Республики Беларусь.
Государственные внебюджетные фонды (Главы 3-5. Статьи 6 - 23-3)
Раздел III. Доходы и расходы бюджетов (Главы 6-7. Статьи 24-47)
Раздел IV. Сбалансированность бюджетов (Главы 8-10. Статьи 48-70)
Раздел V. Межбюджетные отношения (Главы 11-12. Статьи 71-77)
Глава 1. Основные положения (Статьи 1-2)
Глава 2. Бюджетное законодательство (Статьи 3-5)
Статья 2. Основные термины и их определения
Бюджетные отношения - отношения между участниками бюджетного процесса, возникающие при составлении, рассмотрении, утверждении, исполнении республиканского бюджета, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, составлении, рассмотрении и утверждении отчетов об их исполнении, определении прав и обязанностей участников бюджетного процесса, осуществлении заимствований в бюджеты, в межбюджетных отношениях, а также при осуществлении контроля за исполнением бюджетов и применении ответственности за нарушение бюджетного законодательства.
Статья 2. Основные термины и их определения
1. В настоящем Кодексе применяются следующие основные термины и их определения:
1.1. банк-агент Правительства Республики Беларусь - банк, уполномоченный решением Правительства Республики Беларусь на осуществление операций по привлечению, обслуживанию и погашению внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь;
1.11. исключен;
1.2. бюджет - план формирования и использования денежных средств для обеспечения реализации задач и функций государства;
1.3. бюджетная классификация Республики Беларусь - систематизированная группировка доходов и расходов бюджета, источников финансирования дефицита (направлений использования профицита) бюджета, видов государственного долга Республики Беларусь, обеспечивающая республиканскую и международную сопоставимость показателей;
1.4. бюджетная организация - организация, созданная (образованная) Президентом Республики Беларусь, государственными органами, в том числе местным исполнительным и распорядительным органом, или иной уполномоченной на то Президентом Республики Беларусь государственной организацией для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, функционирование которой финансируется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы и бухгалтерский учет которой ведется в соответствии с планом счетов бухгалтерского учета, утвержденным в установленном порядке для бюджетных организаций, и (или) с учетом особенностей бухгалтерского учета и отчетности в соответствии с законодательством;
1.5. бюджетная роспись - распределение доходов и расходов бюджета, источников финансирования дефицита (направлений использования профицита) бюджета по кварталам года в соответствии с бюджетной классификацией Республики Беларусь;
1.6. бюджетная система Республики Беларусь - регулируемая законодательством совокупность республиканского бюджета и местных бюджетов Республики Беларусь, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Республики Беларусь;
1.7. бюджетная смета - финансовый план, устанавливающий объем, целевое направление и распределение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью;
1.8. бюджетная ссуда - бюджетные средства, предоставляемые юридическим лицам, являющимся резидентами Республики Беларусь (кроме бюджетных организаций, банков, страховых и небанковских кредитно-финансовых организаций, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь), индивидуальным предпринимателям на возвратной и безвозмездной основе на осуществление определенных целевых расходов;
1.9. бюджетные ассигнования - полномочия на использование суммы бюджетных средств, определенной распорядителем бюджетных средств получателю бюджетных средств в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств;
1.10. бюджетные назначения - полномочия на использование и (или) распределение определенной суммы бюджетных средств, предоставленные на основании реестра расходных обязательств распорядителям бюджетных средств законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год или решением местного Совета депутатов о бюджете на очередной финансовый год в порядке, определенном настоящим Кодексом;
1.11. бюджетные обязательства - расходные обязательства, полученные и принятые получателем бюджетных средств и (или) подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году за счет средств соответствующего бюджета;
1.12. бюджетные трансферты - средства, передаваемые из бюджета на безвозвратной и безвозмездной основе;
1.13. бюджетный заем - бюджетные средства, предоставляемые юридическим лицам, являющимся резидентами Республики Беларусь (кроме бюджетных организаций, банков, страховых и небанковских кредитно-финансовых организаций, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь), индивидуальным предпринимателям на основе платности, срочности и возвратности на осуществление определенных целевых расходов;
1.14. бюджетный кредит - бюджетные средства, предоставляемые из вышестоящего бюджета нижестоящему бюджету, а также из республиканского бюджета бюджету государственного внебюджетного фонда или из бюджета государственного внебюджетного фонда республиканскому бюджету на возвратной основе;
1.15. бюджетный процесс - регламентируемая законодательством деятельность государственных органов, иных участников бюджетного процесса по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, а также составлению, рассмотрению и утверждению отчетов об их исполнении;
1.16. внешние государственные займы - государственные займы, привлекаемые от нерезидентов Республики Беларусь;
1.16-1. внешние займы - займы, привлекаемые от нерезидентов Республики Беларусь;
1.17. внешний государственный долг Республики Беларусь (далее - внешний государственный долг) - сумма основного долга Республики Беларусь по внешним государственным займам и подлежащие исполнению обязательства в соответствии с гарантиями Правительства Республики Беларусь по внешним займам на определенный момент времени;
1.17-1. внешний долг, гарантированный Республикой Беларусь, - сумма основного долга по внешним займам, привлеченным от нерезидентов Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь, на определенный момент времени;
1.18. внутренние государственные займы - государственные займы, привлекаемые от резидентов Республики Беларусь;
1.19. внутренний государственный долг Республики Беларусь (далее - внутренний государственный долг) - сумма основного долга Республики Беларусь по внутренним государственным займам и подлежащие исполнению обязательства в соответствии с гарантиями Правительства Республики Беларусь по внутренним займам на определенный момент времени;
1.191. внутренний долг, гарантированный Республикой Беларусь, - сумма основного долга по кредитам, предоставленным банками Республики Беларусь резидентам Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь, на определенный момент времени;
1.20. временный кассовый разрыв - несбалансированность доходов, расходов и источников финансирования дефицита (направлений использования профицита), временно образовавшаяся при исполнении бюджета;
1.21. вышестоящий бюджет - республиканский бюджет или бюджет вышестоящей административно-территориальной единицы по отношению к бюджету нижестоящей административно-территориальной единицы;
1.22. гарантия местного исполнительного и распорядительного органа - обязательство местного исполнительного и распорядительного органа областного или базового территориального уровня как гаранта нести полностью или частично ответственность перед кредитором за исполнение заемщиком обязательств по возврату кредита, выданного банком Республики Беларусь, и (или) уплате процентов за пользование им;
1.23. гарантия Правительства Республики Беларусь - обязательство Республики Беларусь, от имени которой выступает Правительство Республики Беларусь, как гаранта нести полностью или частично ответственность перед кредитором за исполнение заемщиком обязательств по заключенному им договору займа (кредита);
1.24. государственные заимствования - привлечение государственных займов;
1.25. государственные займы - займы (кредиты), по которым возникают долговые обязательства Республики Беларусь как заемщика, эмитента ценной бумаги;
1.26. государственные кредиты - кредиты (займы), по которым у иностранных государств, международных организаций и иных нерезидентов Республики Беларусь возникают долговые обязательства перед Республикой Беларусь как кредитором;
1.27. государственный внебюджетный фонд - фонд денежных средств, образуемый в соответствии с законодательными актами вне республиканского бюджета для осуществления определенных задач и функций государственных органов и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь;
1.28. государственный долг Республики Беларусь - совокупность внешнего государственного долга и внутреннего государственного долга на определенный момент времени;
1.29. государственный целевой бюджетный фонд - совокупность денежных средств, формируемая в составе республиканского бюджета, местных бюджетов за счет определенных доходов и (или) средств республиканского бюджета, местных бюджетов и иных источников, используемая на определенные цели;
1.30. дефицит бюджета - превышение расходов бюджета над его доходами;
1.31. добровольные взносы - добровольные индивидуально безвозмездные платежи организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в бюджет на осуществление расходов в соответствии с законодательством;
1.31-1. долг, гарантированный местными исполнительными и распорядительными органами, - сумма основного долга административно-территориальных единиц по займам, привлеченным под гарантии местных исполнительных и распорядительных органов, на определенный момент времени;
1.32. долг органов местного управления и самоуправления - сумма основного долга административно-территориальных единиц по займам органов местного управления и самоуправления и подлежащие исполнению обязательства в соответствии с гарантиями местных исполнительных и распорядительных органов на определенный момент времени;
1.33. дотация - межбюджетный трансферт, предоставляемый из вышестоящего бюджета нижестоящему бюджету в случае, если собственных доходов недостаточно для сбалансированности нижестоящего бюджета;
1.34. доходы бюджета - поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с настоящим Кодексом и иными актами бюджетного законодательства источниками финансирования дефицита бюджета;
1.34-1. единый казначейский счет - совокупность счетов по учету средств республиканского бюджета, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и иных средств, открытых Министерству финансов Республики Беларусь (далее - Министерство финансов) и его территориальным органам;
1.34-2. кассовое обслуживание исполнения бюджета - осуществление операций со средствами бюджета через единый казначейский счет, учет всех операций и составление отчетности по исполнению бюджета;
1.35. лимиты внутреннего государственного долга и внешнего государственного долга - максимально допустимые суммы внутреннего государственного долга и внешнего государственного долга по состоянию на конец финансового года;
1.35-1. лимиты внутреннего долга, гарантированного Республикой Беларусь, и внешнего долга, гарантированного Республикой Беларусь, - максимально допустимые суммы внутреннего долга, гарантированного Республикой Беларусь, и внешнего долга, гарантированного Республикой Беларусь, на конец финансового года;
1.35-2. лимит долга органов местного управления и самоуправления - максимально допустимая сумма долга органов местного управления и самоуправления на конец финансового года;
1.35-3. лимит долга, гарантированного местными исполнительными и распорядительными органами, - максимально допустимая сумма долга, гарантированного местными исполнительными и распорядительными органами, на конец финансового года;
1.36. межбюджетные трансферты - бюджетные средства, передаваемые из одного бюджета в другой бюджет на безвозвратной и безвозмездной основе;
1.37. местный финансовый орган - структурное подразделение местного исполнительного и распорядительного органа областного или базового территориального уровня, к основным функциям которого относится организация работы по составлению и исполнению соответствующего местного бюджета;
1.37-1. незаконченные расчеты - обязательства, принятые получателем бюджетных средств в пределах бюджетных ассигнований, но не оплаченные в течение финансового года по причинам, не зависящим от получателя бюджетных средств;
1.38. нерезиденты Республики Беларусь:
физические лица - иностранные граждане и лица без гражданства, кроме лиц без гражданства, постоянно проживающих в Республике Беларусь;
юридические лица и организации, не являющиеся юридическими лицами, с местонахождением за пределами Республики Беларусь, созданные по праву иностранных государств, а также их представительства, находящиеся в Республике Беларусь;
дипломатические и другие официальные представительства иностранных государств, находящиеся в Республике Беларусь;
международные организации и их представительства;
иностранные государства, их административно-территориальные единицы;
1.39. нижестоящий бюджет - бюджет нижестоящей административно-территориальной единицы по отношению к бюджету вышестоящей административно-территориальной единицы или республиканскому бюджету;
1.40. норматив бюджетной обеспеченности - гарантированный Республикой Беларусь в пределах имеющихся бюджетных средств уровень финансового обеспечения полномочий местных исполнительных и распорядительных органов;
1.41. оборотная кассовая наличность - сумма средств бюджета сверх предусмотренных расходов за счет остатков средств на начало планируемого финансового года и доходов бюджета текущего года, используемая в течение года на покрытие временных кассовых разрывов, восстанавливаемая к концу текущего года в размере, установленном при утверждении бюджета;
1.42. органы местного управления и самоуправления - местные Советы депутатов и местные исполнительные и распорядительные органы;
1.43. основной долг - сумма займа (кредита), полученная заемщиком, эмитентом ценной бумаги и не возвращенная ими;
1.43-1. отчетный финансовый год - год, предшествующий текущему финансовому году;
1.43-2. очередной финансовый год - год, следующий за текущим финансовым годом;
1.43--3. плановый период - два финансовых года, следующие за очередным финансовым годом;
1.43-4. поддержка - направление отдельным категориям юридических лиц, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, бюджетных средств в соответствии с законодательными актами;
1.44. получатель бюджетных средств - бюджетная или иная организация, индивидуальный предприниматель, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств в соответствующем финансовом году и отвечающие за целевое и эффективное использование полученных бюджетных средств;
1.44-1. пользователь внешнего займа - резидент Республики Беларусь, которому предоставляются средства внешнего государственного займа или средства внешнего займа, гарантированного Правительством Республики Беларусь;
1.44-2. программно-целевой метод в бюджетном процессе - метод управления средствами республиканского и (или) местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов при выполнении государственных программ, направленный на достижение конкретных результатов с учетом оценки эффективности использования данных средств на всех стадиях бюджетного процесса;
1.45. профицит бюджета - превышение доходов бюджета над его расходами;
1.46. распорядитель бюджетных средств - организация, которая в соответствии с настоящим Кодексом и иными актами бюджетного законодательства имеет полномочия на распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств, а также осуществляет другие функции;
1.46-1. расходные обязательства - обусловленные законом Республики Беларусь, актом Президента Республики Беларусь, договором или соглашением, заключенными от имени Республики Беларусь, ее административно-территориальной единицы, постановлением Правительства Республики Беларусь, решением местного Совета депутатов, местного исполнительного и распорядительного органа обязанности Республики Беларусь, административно-территориальной единицы Республики Беларусь или действующего от их имени получателя бюджетных средств по предоставлению резиденту и (или) нерезиденту Республики Беларусь средств из соответствующего бюджета;
1.47. расходы бюджета - денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства;
1.48. исключен;
1.49. резиденты Республики Беларусь:
физические лица - граждане Республики Беларусь, а также лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Беларусь;
юридические лица и организации, не являющиеся юридическими лицами, с местонахождением в Республике Беларусь, созданные в соответствии с законодательством, а также их представительства и филиалы, находящиеся за пределами Республики Беларусь;
дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Беларусь;
Республика Беларусь, ее административно-территориальные единицы;
1.50. собственные доходы - доходы бюджета, зачисление которых полностью или частично в соответствующий бюджет предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом;
1.51. субвенция - межбюджетный трансферт, предоставляемый другому бюджету на осуществление определенных целевых расходов;
1.52. субсидия - бюджетный трансферт, предоставляемый организации, физическому лицу, в том числе индивидуальному предпринимателю, на текущие цели на условиях участия в финансировании (софинансировании) для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) либо частичного возмещения целевых расходов;
1.52-1. текущий финансовый год - год, в котором осуществляются исполнение бюджета, составление и рассмотрение проекта бюджета на очередной финансовый год и среднесрочной финансовой программы на очередной финансовый год и плановый период;
1.53. финансовый орган администрации района в г. Минске - структурное подразделение администрации района в г. Минске, к основным функциям которого относится организация работы по составлению и исполнению бюджетной сметы администрации соответствующего района в г. Минске.
2. Термины, предусмотренные в актах гражданского и других отраслей законодательства, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в актах соответствующих отраслей законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.-
ГЛАВА 2. БЮДЖЕТНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Статья 3. Бюджетное законодательство
Статья 4. Действие закона о республиканском бюджете
на очередной финансовый год и решений местных Советов
депутатов о бюджете на очередной финансовый год во времени
Статья 4-1. План формирования и использования
денежных средств в условиях чрезвычайного,
Статья 3. Бюджетное законодательство
1. Бюджетное законодательство основывается на Конституции Республики Беларусь и включает в себя следующие акты законодательства:
1.1. настоящий Кодекс и принятые в соответствии с ним законы, регулирующие вопросы бюджетных отношений;
1.2. декреты, указы и распоряжения Президента Республики Беларусь, регулирующие вопросы бюджетных отношений;
1.3. постановления Правительства Республики Беларусь, совместные постановления Правительства Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь, регулирующие вопросы бюджетных отношений и принимаемые на основании и во исполнение настоящего Кодекса, принятых в соответствии с ним законов, регулирующих вопросы бюджетных отношений, и актов Президента Республики Беларусь;
1.4. нормативные правовые акты, принимаемые Министерством финансов, или Министерством финансов и Национальным банком Республики Беларусь, или другими республиканскими органами государственного управления совместно (по согласованию) с Министерством финансов в случаях и пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, а также принятыми в соответствии с ним законами, регулирующими вопросы бюджетных отношений, актами Президента Республики Беларусь и постановлениями Правительства Республики Беларусь;
1.5. нормативные правовые акты органов местного управления и самоуправления, принимаемые в случаях и пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, а также принятыми в соответствии с ним законами, регулирующими вопросы бюджетных отношений, актами Президента Республики Беларусь и постановлениями Правительства Республики Беларусь.
2. Включение положений, регулирующих вопросы бюджетных отношений, в другие акты законодательства запрещается, если иное не установлено настоящим Кодексом или Президентом Республики Беларусь.
3. При осуществлении бюджетного процесса в Республике Беларусь положения бюджетного законодательства применяются в той части, в которой они не противоречат положениям Конституции Республики Беларусь.
4. В случае расхождения декрета или указа Президента Республики Беларусь с настоящим Кодексом или другим законом, регулирующим вопросы бюджетных отношений, настоящий Кодекс или другой закон имеют верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа были предоставлены законом.
5. В случае расхождения акта бюджетного законодательства с актом другой отрасли права, содержащим нормы по вопросам регулирования бюджетных отношений, применяются положения акта бюджетного законодательства, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи.
6. Нормы бюджетного законодательства, содержащиеся в международных договорах Республики Беларусь, вступивших в силу, являются частью действующего на территории Республики Беларусь бюджетного законодательства, подлежат непосредственному применению, за исключением случаев, когда из международного договора следует, что для применения таких норм требуется принятие (издание) внутригосударственного нормативного правового акта, и имеют силу того нормативного правового акта, которым выражено согласие Республики Беларусь на обязательность для нее соответствующего международного договора.
Статья 4. Действие закона о республиканском бюджете
на очередной финансовый год и решений местных Советов
депутатов о бюджете на очередной финансовый год во времени
1. Закон о республиканском бюджете на очередной финансовый год, решения местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год должны вступать в силу с 1 января очередного финансового года.
2. Принятие закона о республиканском бюджете на другой период, чем предусмотрено статьей 5 настоящего Кодекса, может быть осуществлено только в условиях чрезвычайного или военного положения.
3. В случае принятия закона о республиканском бюджете на другой период, чем предусмотрено статьей 5 настоящего Кодекса, решения местных Советов депутатов о бюджете могут быть приняты на такой же период.
Статья 4-1. План формирования и использования
денежных средств в условиях чрезвычайного,
военного положения
1. В условиях чрезвычайного, военного положения утверждается план формирования и использования денежных средств для обеспечения бесперебойного финансирования мероприятий по защите суверенитета и территориальной целостности Республики Беларусь, удовлетворения потребностей государства и нужд населения - чрезвычайный бюджет.
2. Порядок формирования, исполнения и подготовки отчета об исполнении чрезвычайного бюджета устанавливается Правительством Республики Беларусь с учетом особенностей, установленных законодательством.
3. Утверждение чрезвычайного бюджета, отчета об исполнении чрезвычайного бюджета, принятие решения о прекращении его исполнения осуществляются Президентом Республики Беларусь.
Финансовый год для всех бюджетов на территории Республики Беларусь устанавливается с 1 января по 31 декабря календарного года.
РАЗДЕЛ II. БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ
Глава 3. Бюджетная система Республики Беларусь.
Консолидированные бюджеты (Статьи 6-9)
Глава 4. Бюджетная классификация Республики Беларусь
Глава 5. Государственные внебюджетные фонды (Статьи 20 - 23-3)
ГЛАВА 3. БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.
КОНСОЛИДИРОВАННЫЕ БЮДЖЕТЫ
Статья 6. Структура бюджетной системы Республики Беларусь
Статья 7. Консолидированный бюджет
Статья 8. Принципы бюджетной системы Республики Беларусь
Статья 9. Правовая форма республиканского бюджета
Статья 6. Структура бюджетной системы Республики Беларусь
1. В бюджетную систему Республики Беларусь как самостоятельные части включаются республиканский бюджет и местные бюджеты.
2. Местные бюджеты делятся на:
2.1. бюджеты первичного уровня (сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения));
2.2. бюджеты базового уровня (районные и городские (городов областного подчинения));
2.3. бюджеты областного уровня (областные бюджеты и бюджет г. Минска).
Статья 7. Консолидированный бюджет
1. Консолидированный бюджет представляет собой свод бюджетов на соответствующей территории без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами, бюджетных кредитов и процентов за пользование ими.
2. Консолидированный бюджет района состоит из бюджетов сельсоветов, поселков городского типа, городов районного подчинения, расположенных на территории района, и районного бюджета.
3. Консолидированный бюджет области состоит из консолидированных бюджетов районов, бюджетов городов областного подчинения, расположенных на территории области, и областного бюджета.
4. Консолидированный бюджет Республики Беларусь состоит из республиканского бюджета, консолидированных бюджетов областей и бюджета г. Минска.
5. Консолидированный бюджет сектора государственного управления Республики Беларусь состоит из консолидированного бюджета Республики Беларусь, бюджетов государственных внебюджетных фондов, средств от приносящей доходы деятельности (далее - внебюджетные средства) бюджетных организаций.
Статья 8. Принципы бюджетной системы Республики Беларусь
1. Бюджетная система Республики Беларусь основывается на принципах:
1.1. единства;
1.2. полноты отражения доходов и расходов бюджетов;
1.3. сбалансированности бюджетов;
1.4. гласности и открытости;
1.5. самостоятельности бюджетов;
1.6. эффективности использования бюджетных средств;
1.7. общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
1.8. достоверности бюджетов;
1.9. адресности и целевого назначения бюджетных средств;
1.10. ответственности участников бюджетного процесса.
2. Принцип единства означает, что единство бюджетной системы Республики Беларусь обеспечивается единой правовой базой, единой денежной системой, единым регулированием бюджетных отношений, единой бюджетной классификацией Республики Беларусь, единством порядка исполнения бюджетов, ведения бухгалтерского учета и составления отчетности.
3. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов означает, что все доходы и расходы бюджетов, определенные законодательством, подлежат отражению в бюджетах в обязательном порядке и полном объеме.
4. Принцип сбалансированности бюджетов означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджета государственные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.
5. Принцип гласности и открытости означает:
5.1. официальное опубликование, обнародование (опубликование) иными способами в установленном законодательными актами порядке нормативных правовых актов о республиканском бюджете, местных бюджетах и бюджетах государственных внебюджетных фондов на очередной финансовый год, о внесении изменений и (или) дополнений в закон о республиканском бюджете, решения местных Советов депутатов о бюджете, законодательные акты о бюджетах государственных внебюджетных фондов на текущий финансовый год, об утверждении отчетов об исполнении республиканского бюджета, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов за отчетный финансовый год;
5.2. открытость для общества и средств массовой информации:
процедур рассмотрения проектов закона о республиканском бюджете, решений местных Советов депутатов о бюджете, законодательных актов о бюджетах государственных внебюджетных фондов на очередной финансовый год и принятия соответствующих нормативных правовых актов;
проекта республиканского бюджета, внесенного в установленном порядке на рассмотрение Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь (далее - Палата представителей);
проектов местных бюджетов, внесенных в установленном порядке на рассмотрение местных Советов депутатов;
проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, внесенных в установленном порядке на рассмотрение Президента Республики Беларусь, Палаты представителей;
сведений о ходе исполнения республиканского бюджета, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, о государственном долге Республики Беларусь, долге органов местного управления и самоуправления, а также долге, гарантированном Республикой Беларусь и местными исполнительными и распорядительными органами (кроме сведений, составляющих государственные секреты, иной информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено в соответствии с законодательными актами);
результатов проверок Комитетом государственного контроля Республики Беларусь отчетов об исполнении республиканского бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов за отчетный финансовый год, а также проверок исполнения местных бюджетов, проведенных Комитетом государственного контроля Республики Беларусь и (или) его территориальными органами в отчетном финансовом году (кроме сведений, составляющих государственные секреты, иной информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено в соответствии с законодательными актами);
сводных отчетов о реализации государственных программ (подпрограмм), включая оценку эффективности их реализации, в соответствии с законодательством (кроме сведений, составляющих государственные секреты, иной информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено в соответствии с законодательными актами);
сведений об осуществлении распорядителями бюджетных средств возложенных на них функций, в том числе по выполнению ими государственных программ, подпрограмм и мероприятий за счет средств республиканского бюджета, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов (кроме сведений, составляющих государственные секреты, иной информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено в соответствии с законодательными актами).
Открытость для общества и средств массовой информации обеспечивается (в том числе путем размещения на официальных сайтах соответствующих государственных органов и организаций) по проектам нормативных правовых актов и информации, указанным:
в абзацах втором, третьем и шестом части первой настоящего подпункта, - Министерством финансов;
в абзацах втором, четвертом и шестом части первой настоящего подпункта (в части местных бюджетов, долга органов местного управления и самоуправления и долга, гарантированного местными исполнительными и распорядительными органами), - местными исполнительными и распорядительными органами;
в абзаце седьмом части первой настоящего подпункта, - Комитетом государственного контроля Республики Беларусь;
в абзаце восьмом части первой настоящего подпункта, - Министерством экономики Республики Беларусь;
в абзаце девятом части первой настоящего подпункта, - распорядителями средств республиканского бюджета и средств местных бюджетов;
в абзацах втором, пятом, шестом и девятом части первой настоящего подпункта (в части бюджетов государственных внебюджетных фондов), - распорядителями средств государственных внебюджетных фондов.
6. Принцип самостоятельности бюджетов обеспечивается наличием у бюджетов всех уровней бюджетной системы Республики Беларусь собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета, а также правом соответствующих государственных органов в порядке, установленном законодательством, определять направления расходов, самостоятельно составлять, рассматривать, утверждать и исполнять бюджет.
7. Принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджетов все участники бюджетного процесса должны исходить из необходимости достижения заданных целей с использованием минимального объема бюджетных средств или достижения максимального результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
8. Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов означает, что все расходы бюджета должны обеспечиваться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, за исключением:
8.1. расходов государственных целевых бюджетных фондов;
8.2. целевых средств, полученных из бюджетов других уровней бюджетной системы Республики Беларусь;
8.3. государственных займов;
8.4. добровольных взносов;
8.5. средств гарантийных фондов и фондов предупредительных (превентивных) мероприятий;
8.6. средств бюджета в соответствии с международными договорами Республики Беларусь;
8.7. средств бюджета за пределами территории Республики Беларусь;
8.8. иных случаев, предусмотренных Президентом Республики Беларусь и (или) законами, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.
9. Принцип достоверности бюджетов означает, что бюджеты формируются на основе обоснованных прогнозных макроэкономических показателей социально-экономического развития Республики Беларусь, соответствующей административно-территориальной единицы Республики Беларусь.
10. Принцип адресности и целевого назначения бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с направлением их на финансирование конкретных целей в соответствии с законодательством.
11. Принцип ответственности участников бюджетного процесса заключается в том, что каждый участник бюджетного процесса несет ответственность за свои действия (бездействие) на каждой стадии бюджетного процесса.
Статья 9. Правовая форма республиканского бюджета
и местных бюджетов
Республиканский бюджет утверждается законом, местные бюджеты утверждаются решениями местных Советов депутатов.
ГЛАВА 4. БЮДЖЕТНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Статья 10. Состав бюджетной классификации Республики Беларусь
Статья 11. Единство бюджетной классификации Республики Беларусь
Статья 12. Классификация доходов бюджета
Статья 13. Функциональная классификация расходов бюджета
Статья 14. Программная классификация расходов бюджета
Статья 15. Экономическая классификация расходов бюджета
Статья 16. Ведомственная классификация расходов
республиканского бюджета и местных бюджетов
Статья 17. Классификация финансирования дефицита
(использования профицита) бюджета
Статья 18. Классификация видов государственного долга
Статья 19. Установление бюджетной классификации
Статья 10. Состав бюджетной классификации
Республики Беларусь
Бюджетная классификация Республики Беларусь включает в себя:
классификацию доходов бюджета;
функциональную классификацию расходов бюджета;
программную классификацию расходов бюджета;
экономическую классификацию расходов бюджета;
ведомственную классификацию расходов бюджета;
классификацию финансирования дефицита (использования профицита) бюджета;
классификацию видов государственного долга Республики Беларусь.
Статья 11. Единство бюджетной классификации
Республики Беларусь
1. Бюджетная классификация Республики Беларусь в части классификации доходов бюджета, функциональной классификации расходов бюджета, программной классификации расходов бюджета, экономической классификации расходов бюджета, классификации финансирования дефицита (использования профицита) бюджета и классификации видов государственного долга Республики Беларусь является единой для бюджетов всех уровней бюджетной системы Республики Беларусь, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов.
2. Акты законодательства, регулирующие отношения, не связанные непосредственно с определением состава и структуры бюджетной классификации Республики Беларусь, не должны содержать положений, ее изменяющих.
Статья 12. Классификация доходов бюджета
1. Классификация доходов бюджета является группировкой доходов бюджета, которая основывается на нормативных правовых актах Республики Беларусь, определяющих источники их формирования.
2. Доходы бюджета в зависимости от экономического содержания подразделяются на группы.
Группы доходов состоят из подгрупп, которые подразделяются на виды. Доходы по видам включают в себя разделы и подразделы.
Статья 13. Функциональная классификация расходов бюджета
1. Функциональная классификация расходов бюджета является группировкой расходов, отражающей направление средств бюджета на выполнение функций государства.
2. Первым уровнем функциональной классификации расходов бюджета являются разделы, определяющие расходование средств бюджета на выполнение функций государства.
3. Вторым уровнем функциональной классификации расходов бюджета являются подразделы, конкретизирующие направление средств бюджета на выполнение функций государства в пределах разделов.
4. Министерство финансов может производить детализацию расходов бюджета в пределах подразделов, не нарушая общих принципов построения и единства функциональной классификации расходов бюджета.
Статья 14. Программная классификация расходов бюджета
1. Программная классификация расходов бюджета является группировкой расходов бюджета по государственным программам и подпрограммам.
2. Министерство финансов может производить детализацию расходов бюджета в пределах подпрограмм, не нарушая общих принципов построения и единства программной классификации расходов бюджета.
Статья 15. Экономическая классификация расходов бюджета
Экономическая классификация расходов бюджета является группировкой расходов бюджета по их экономическому содержанию.
Статья 16. Ведомственная классификация расходов
республиканского бюджета и местных бюджетов
Ведомственная классификация расходов республиканского бюджета и местных бюджетов является группировкой расходов бюджета, отражающей распределение бюджетных назначений по распорядителям средств республиканского бюджета и средств местных бюджетов соответственно.
Статья 17. Классификация финансирования дефицита
(использования профицита) бюджета
Классификация финансирования дефицита (использования профицита) бюджета является группировкой источников финансирования (направлений), привлекаемых (определяемых) для покрытия дефицита (использования профицита) бюджета, исходя из их видов и форм долговых обязательств.
Статья 18. Классификация видов государственного
долга Республики Беларусь
Классификация видов государственного долга Республики Беларусь является группировкой внешних государственных займов и внутренних государственных займов исходя из видов кредиторов и форм долговых обязательств.
Статья 19. Установление бюджетной классификации
Республики Беларусь
1. Функциональная классификация расходов бюджета по разделам и подразделам устанавливается согласно приложению к настоящему Кодексу.
2. Классификация доходов бюджета, функциональная классификация расходов бюджета в пределах подразделов, программная классификация расходов бюджета, экономическая классификация расходов бюджета, ведомственная классификация расходов республиканского бюджета, классификация финансирования дефицита (использования профицита) бюджета, классификация видов государственного долга Республики Беларусь устанавливаются Министерством финансов.
3. Ведомственная классификация расходов бюджетов областного уровня устанавливается соответствующими местными исполнительными и распорядительными органами по согласованию с Министерством финансов.
Ведомственная классификация расходов бюджетов базового и первичного уровней устанавливается соответствующими местными исполнительными и распорядительными органами по согласованию с вышестоящими исполнительными и распорядительными органами (либо по их поручению по согласованию с местными финансовыми органами вышестоящих исполнительных и распорядительных органов).
ГЛАВА 5. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ
Статья 20. Принципы и правовой статус государственных
Статья 21. Составление, рассмотрение и утверждение
бюджетов государственных внебюджетных фондов
Статья 21-1. Показатели, утверждаемые законодательным
актом о бюджете государственного внебюджетного фонда
Статья 22. Доходы, расходы и дефицит (профицит)
бюджетов государственных внебюджетных фондов
Статья 22-1. Бюджетная роспись бюджета
государственного внебюджетного фонда
Статья 23. Исполнение бюджетов государственных
внебюджетных фондов и контроль за их исполнением
Статья 23-1. Внесение изменений и (или) дополнений
в законодательные акты о бюджетах государственных
внебюджетных фондов на текущий финансовый год
Статья 23-2. Уточнение отдельных показателей бюджетов
государственных внебюджетных фондов в течение
Статья 23-3. Порядок внесения изменений и (или)
дополнений в законодательные акты о бюджетах
государственных внебюджетных фондов на текущий
финансовый год и уточнения отдельных показателей
бюджетов государственных внебюджетных фондов
Статья 20. Принципы и правовой статус государственных
внебюджетных фондов
1. Государственные внебюджетные фонды основываются на принципах бюджетной системы Республики Беларусь.
2. Создание государственных внебюджетных фондов, определение источников их образования, порядка формирования и использования осуществляются Президентом Республики Беларусь и (или) законами, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.
3. Распорядителями средств государственного внебюджетного фонда являются государственный орган, иная государственная организация, подчиненная Правительству Республики Беларусь, Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, на которые возложены функции по сбору и контролю за поступлением средств, формирующих доходы государственного внебюджетного фонда, а также по управлению средствами бюджета государственного внебюджетного фонда и их использованию.
4. Средства государственных внебюджетных фондов находятся в республиканской собственности.
Статья 21. Составление, рассмотрение и утверждение
бюджетов государственных внебюджетных фондов
1. Составление, рассмотрение и утверждение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются в соответствии с законодательными актами об этих фондах и настоящим Кодексом. Утверждение ежегодно бюджетов государственных внебюджетных фондов на очередной финансовый год осуществляется законодательными актами.
2. Проекты законодательных актов о бюджетах государственных внебюджетных фондов на очередной финансовый год вносятся на рассмотрение Правительства Республики Беларусь и одновременно с проектом закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год в соответствии с законодательством представляются Президенту Республики Беларусь для рассмотрения, а также утверждения в случаях, если это предусмотрено актами об этих фондах.
В случае утверждения бюджетов государственных внебюджетных фондов законами Президент Республики Беларусь вносит в Палату представителей проекты законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов на очередной финансовый год одновременно с проектом закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год.
3. Проекты законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов на очередной финансовый год принимаются Палатой представителей до принятия проекта закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год в первом чтении и далее рассматриваются в соответствии с Конституцией Республики Беларусь и регламентами палат Парламента Республики Беларусь.
4. Исключен.
Статья 21-1. Показатели, утверждаемые законодательным актом
о бюджете государственного внебюджетного фонда
Законодательным актом о бюджете государственного внебюджетного фонда на очередной финансовый год устанавливаются и утверждаются следующие основные показатели:
максимальный размер дефицита государственного внебюджетного фонда на конец года и источники его финансирования или минимальный размер профицита государственного внебюджетного фонда и направления его использования;
доходы бюджета государственного внебюджетного фонда в общей сумме и по группам, подгруппам, разделам и подразделам классификации доходов бюджета;
расходы бюджета государственного внебюджетного фонда в общей сумме, по разделам и подразделам функциональной и программной классификаций расходов бюджета, а также при необходимости распределение бюджетных назначений по распорядителям средств бюджета государственного внебюджетного фонда по ведомственной классификации расходов республиканского бюджета, статьям и подстатьям экономической классификации расходов бюджета;
доходы бюджета государственного внебюджетного фонда по источникам формирования бюджета государственного внебюджетного фонда, определенным законодательным актом об этом фонде;
расходы бюджета государственного внебюджетного фонда по направлениям использования средств бюджета государственного внебюджетного фонда, определенным законодательным актом об этом фонде.
Статья 22. Доходы, расходы и дефицит (профицит)
бюджетов государственных внебюджетных фондов
1. Доходы бюджетов государственных внебюджетных фондов могут формироваться за счет взносов на государственное социальное страхование, неналоговых доходов и безвозмездных поступлений, которые учитываются в доходах бюджетов в соответствии со статьей 24 настоящего Кодекса.
2. Сбор доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов и контроль за их поступлением осуществляются распорядителями средств соответствующих государственных внебюджетных фондов.
3. Средства государственных внебюджетных фондов используются на цели, определенные законодательными актами об этих фондах.
4. Максимальный размер дефицита и источники его финансирования или минимальный размер и направления использования профицита бюджета государственного внебюджетного фонда определяются в порядке, установленном законодательным актом об этом фонде.
5. Размеры доходов, расходов, дефицита и источников его финансирования или размер и направления использования профицита бюджетов государственных внебюджетных фондов определяются ежегодно законодательными актами.
Статья 22-1. Бюджетная роспись бюджета
государственного внебюджетного фонда
1. Бюджетная роспись бюджета государственного внебюджетного фонда составляется в соответствии с бюджетной классификацией Республики Беларусь на основе показателей бюджета государственного внебюджетного фонда, утвержденных законодательным актом о бюджете государственного внебюджетного фонда на очередной финансовый год, и согласовывается распорядителем средств государственного внебюджетного фонда с Министерством финансов в части межбюджетных трансфертов, передаваемых из
...