Отамуратов Сарвар Садуллаевич
БИОГРАФИЯ И ПРОГРАММА
кандидата в Президенты Республики Узбекистан
Сарвара Садуллаевича Отамуратова
БИОГРАФИЯ
Кандидат в Президенты Республики Узбекистан от Демократической партии Узбекистана "Миллий тикланиш" Сарвар Садуллаевич Отамуратов родился в 1973 году в городе Ташкенте. По национальности - узбек. Образование - высшее, окончил отделение социологии философско-экономического факультета Ташкентского государственного университета, Банковско-финансовую академию Республики Узбекистан, Академию государственного и общественного строительства при Президенте Республики Узбекистан. Кандидат социологических наук.
В 1995-2006 годах работал ведущим экономистом, главным экономистом, заместителем начальника отдела, заместителем начальника, начальником Главного валютно-экономического управления Министерства финансов Республики Узбекистан, в 2006-2009 годах - на руководящих должностях в страховых компаниях.
В 2009 и 2014 годах был избран депутатом Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан.
В 2010-2014 годы являлся заместителем председателя Комитета по бюджету и экономическим реформам Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан.
В 2013 году Сарвар Отамуратов избран председателем Центрального Совета Демократической партии Узбекистана "Миллий тикланиш".
Под его непосредственным руководством укреплен кадровый состав партии, усовершенствована работа местных партийных организаций с населением, усилена деятельность партийных групп в местных Кенгашах народных депутатов по реализации на местах целей и задач Демократической партии Узбекистана "Миллий тикланиш".
С 2015 года является одновременно заместителем Спикера Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан, руководителем фракции Демократической партии Узбекистана "Миллий тикланиш".
В должности руководителя фракции организовал целенаправленную работу ее депутатов по разработке проектов законов, направленных на реформирование социальной и информационных сфер, реализацию в центре и на местах действенного депутатского контроля.
Сарваром Отамуратовым опубликованы ряд монографий, учебно-методических пособий и статей на актуальные темы процессов развития самосознания в условиях глобализации, формирования у граждан, особенно молодежи, активной гражданской позиции, изучения общественного мнения.
Женат. Имеет двоих детей.
ПРОГРАММА
Узбекистан сегодня в качестве современного государства с прочной политической, экономической и социальной системой идет уверенной поступью по собственному пути развития. В годы независимости во всех сферах страны осуществлены широкомасштабные реформы. В сердцах, сознании и мышлении нашего народа с каждым годом усиливаются чувства гражданской ответственности и сопричастности к судьбе страны. Возрастает влияние институтов гражданского общества, созданы необходимые организационные, правовые и иные условия, чтобы политические партии, негосударственные некоммерческие организации, средства массовой информации принимали активное участие в общественном и государственном строительстве.
В целях обеспечения устойчивого продолжения реформ, основанных на пяти принципах, широко признанных на международном уровне и ставших руководством к действию для развития нашей страны, придания динамичного импульса начатым великим делам мы считаем необходимым укрепление высокой правовой и политической культуры в обществе и достижение духовного подъема на основе накопленного в годы независимости опыта в достижении социально-экономического развития, огромного исторического и культурного наследия, богатых духовно-нравственных ценностей и традиций.
Наша цель - реализация идеи "от национального возрождения - к национальному процветанию", во внутренней политике - стабильное развитие экономики, укрепление мира и спокойствия в стране, повышение благополучия народа, во внешней политике - защита и целенаправленное продвижение национальных интересов, сохранение и обогащение национально-культурных и духовно-нравственных ценностей, обычаев и традиций народа Узбекистана.
Для достижения подобных благородных целей необходимо решение следующих задач:
I. В духовно-просветительской сфере - мы считаем важным закрепить успехи, достигнутые в этой сфере и осуществлять их дальнейшее углубление.
Ибо народ с высоким чувством самосознания, почитающий свои ценности и традиции, ценящий и оберегающий историческую память, достигнет прогресса в экономической, социальной и гуманитарной сферах.
Мы всегда придавали приоритетное значение вопросам укрепления национального самосознания, чувств национальной гордости и достоинства, и впредь такие жизненные вопросы будут находиться в центре нашего внимания. Национальное возрождение - это прежде всего национальное самосознание.
Исходя из этой идеи, мы поддерживаем следующее:
- бережное сохранение и приумножение неповторимого и великого исторического, культурного и интеллектуального наследия, традиций нашего народа, широкая пропаганда его достижений среди подрастающего поколения. Защита национальных интересов и национальных ценностей - наша главная задача;
- в соответствии с принципом "У нации, не знающей собственной истории, забывшей свое прошлое, нет будущего" - объективное и системное изучение истории нашего народа. При оценке исторического прошлого и настоящего узбекского народа - обеспечение недопущения односторонних подходов, не объективности, борьба с фальсификацией фактов и искажения истории Узбекистана;
- проведение полной инвентаризации объектов культурного наследия, совершенствование работы по их учету, организация полного категорирования обладающих признаками культурного наследия объектов, экспонатов, коллекций и архивных документов, хранящихся в музеях, архивах, библиотеках и других местах, дальнейшее совершенствование соответствующего законодательства;
- учитывая всемирное значение историко-культурного наследия и культурных памятников узбекского народа, осуществление эффективных мер по сохранению национального облика наших городов - принятие и реализация Государственной программы, направленной на содействие бережного отношения к архитектурным памятникам, их реставрации, включение ранее не внесенных памятников в список Всемирного наследия ЮНЕСКО;
- образование фонда реконструкции и капитального ремонта материально- культурного наследия за счет налоговых и обязательных платежей, уплачиваемых субъектами предпринимательства, занимающихся туристической деятельностью;
- совместно с соответствующими организациями осуществление активной работы по возвращению в Узбекистан научных и художественных произведений, созданных нашими учеными, мыслителями, писателями, поэтами и материальных ценностей, хранящихся в библиотеках, архивах и музеях зарубежных стран, касающихся истории нашего народа;
- дальнейшее стимулирование возрождения и развития национальных видов ремесел, демонстрирующих высокую культуру и мастерство узбекского народа и отличающихся высоким эстетическим качеством, сохранение традиций национальных художественных школ;
- на основе принципа "Гармонично развитое поколение - опора нации", в целях защиты сознания молодежи от отрицательного влияния чуждой нашему народу "массовой культуры", - внедрение в ее сердца и сознание идеи национального возрождения, воспитание в духе уважения национальной духовности и ценностей. При этом наша основная задача - оказание содействия в создании и пропаганде новых произведений и продуктов кинематографического, театрального и эстрадного искусства, описывающих по средством художественных образов богатую и неповторимую историю, культуру, традиции и лучшие обычаи нашего народа;
- разработка комплекса мер, направленных на обогащение и дальнейшее совершенствование государственного языка, обладающего древней и богатой историей, возрожденной благодаря независимости, отвечающей требованиям всех сфер современного развития в нынешний период глобализации для повышения качества и чистоты языка, укрепления его статуса в качестве государственного и достижения полного соблюдения требований к нему, дальнейшее повышение языковой культуры;
- достижение полноценного использования узбекского языка в фундаментальной науке, сфере современных информационно-коммуникационных технологий, промышленности, банковско-финансовой системе, юриспруденции, дипломатии, военном деле и в других чрезвычайно важных отраслях, для чего необходимо создание современных учебников, этимологических и сопоставительных словарей, разработка системы терминов, фраз, понятий и категорий. Мы планируем создание специальной комиссии в этой сфере;
- разработка и реализация мер, направленных на предотвращение нарушений норм и правил узбекского литературного языка в средствах массовой информации, а также в содержании информационных сообщений, наружной рекламы и объявлений, размещенных в общественных местах, над проезжей частью улиц и дорог;
- для максимального удовлетворения просветительских и духовных потребностей подрастающего поколения, охватив все сферы науки, образования, литературы, а также печати, - значительное увеличение издания книг, газет и журналов на узбекском языке на основе латинской графики;
- разработка и реализация проектов, основанных на пропаганде таких национальных качеств, как великодушие, гостеприимство, взаимоуважение, толерантность, доброта и милосердие, которые служат духовному развитию нашего народа и укреплению стабильности в обществе;
- широкая пропаганда на международном уровне успехов и достижений народа Узбекистана в культуре и искусстве, создание кинокартин, посвященных жизни и деятельности великих ученых, деятелей культуры, литературы и искусства, великих государственных деятелей и полководцев, родившихся, живших и творивших на территории современного Узбекистана и внесших весомый вклад в развитие мировой цивилизации, поиск источников финансирования этой работы, привлечение зарубежных киностудий, известных режиссеров и актеров, доведение данных кинокартин до мировой общественности;
- создание и развитие деятельности духовно-просветительских центров, которые способствуют повышению духовности народа, прежде всего молодежи, приумножение богатого информационно-библиотечного фонда Национальной библиотеки имени Алишера Навои;
- выявление и благоустройство мест погребения наших великих ученых и мыслителей, родившихся и выросших в нашей стране, но волею судьбы живших и творивших в зарубежных странах и нашедших там вечный покой;
- используя возможности общественно-гуманитарных наук в развитии страны и формировании мировоззрения молодого поколения - поддержка издания и дальнейшая популяризация подготовленных в этом направлении фундаментальных произведений, исходя из их значимости в воспитании молодежи в духе патриотизма, национального самосознания и общечеловеческих ценностей, формировании у нее идеологического иммунитета от противоречащих национальным интересам идей и идеологий;
- воспитание молодого поколения в обществе, в семье и образовательной системе в духе любви и уважения к книге, создание экономических стимулов, предоставление налоговых и иных преференций авторам произведений, типографиям, издательствам, выпускающим литературу по истории, духовно-культурному наследию народа Узбекистана;
- дальнейшее обогащение духовного мира и культурного уровня детей, создание необходимых условий для приобщения их к лучшим образцам национальной и мировой музыкальной культуры;
- глубокое изучение, освоение не только национального, но и множества направлений мирового музыкального искусства, достижение участия и завоевания нашими артистами, особенно молодыми певцами и музыкантами, призовых мест на престижных международных конкурсах и фестивалях.
- Мы выступаем за дальнейшее развитие нашей духовно-просветительской жизни. В этой связи для возвращения зрителей в театры прежде всего важно увеличение количества спектаклей, поставленных на высоком художественном уровне и посвященных темам, волнующим современников, повышение театральной культуры населения, особенно молодежи, проведение для этой важной цели "Дней открытых дверей" во всех театрах нашей страны;
- исходя из таких семейных традиций нашего народа, как уважение и почитание старших, взаимное согласие, забота о детях содействие в широкомасштабной работе по укреплению семьи и семейных ценностей, усилению заботы о молодых семьях, обеспечению их правовой и социальной защиты, созданию необходимых условий для дальнейшего увеличения количества здоровых и прочных семей;
- активное участие в работе, направленной на предотвращение негативных проявлений, все еще имеющих место в жизни семьи (проведение помпезных свадеб и иных расточительных мероприятий).
II. В политической и судебно-правовой сфере, воплотившей в себе сложившиеся веками и в годы независимости традиции государственности нашей страны и народа, гражданского общества, а также современные демократические ценности, выражающие права и интересы граждан, мы будем реализовывать следующие задачи:
- дальнейшее укрепление нынешней государственной и политической системы, обеспечение приоритета национальной идеи, духовно-нравственных основ нашего общества. Наша главная цель - построение современного развитого демократического государства;
- укрепление царящей в обществе и присущей нашему народу атмосферы толерантности, единства и сплоченности всех граждан Узбекистана, независимо от национальности, вероисповедания, социального положения и происхождения;
- дальнейшее совершенствование исторически сложившейся на основе благородных и передовых традиций узбекского народа махалли в качестве национального демократического института, укрепление его организационных и экономических основ, усиление его роли в обеспечении непосредственного участия граждан в решении вопросов местного значения, а также в возрождении и обогащении национальных и духовных ценностей, местных обычаев и традиций;
- в обеспечении прочной стабильности и верховенства закона в обществе решающее значение имеет повышение правосознания и правовой культуры населения. В связи с этим - принятие системных и последовательных мер, направленных на дальнейшее совершенствование системы правового образования в стране, развитие непрерывной системы изучения Конституции и основ прав человека и демократии;
- исходя из национальных ценностей и присущих нашему народу качеств и традиций - развитие системы досудебного разрешения семейных, наследственных, жилищных и иных бытовых споров, в том числе путем поиска компромисса и примирения сторон по мирному урегулированию любых конфликтов, а также с учетом нежелания граждан участвовать в судебных заседаниях, усиление роли махалли органов опеки и попечительства, негосударственных некоммерческих организаций в этом направлении.
III. Девиз нашей партии в экономической сфере - "Духовное возрождение народа - основа экономических реформ". В этом направлении мы реализуем следующие задачи:
- с применением подхода к развитию экономики на основе требований и тенденций XXI века - дальнейшее повышение эффективности отечественной промышленности путем ее технической, технологической модернизации, сокращения непроизводственных расходов, внедрения новых современных технологий, а также предоставления льгот по налогам и обязательным платежам для перспективных производств, осуществляющих деятельность в различных регионах страны;
- формирование конкурентоспособных на мировом рынке транснациональных компаний, которые станут символом нашей национальной экономики, достижение принятия системных и целенаправленных мер по продвижению товаров с маркой "Сделано в Узбекистане" на мировые рынки путем эффективной поддержки отечественных товаропроизводителей, производящих импортозамещающую продукцию, в том числе путем снижения налогового бремени, применения таможенных льгот и преференций, предоставления льготных субсидий и других форм государственной поддержки;
- сбалансированное развитие столицы и регионов страны, городов и сел, предотвращение некоторых территориальных диспропорций в экономическом и социальном развитии;
- исходя из сложного географического расположения Узбекистана - без возможности выхода к морю и слабого развития логистической инфраструктуры - разработка Программы, направленной на предоставление налоговых льгот и преференций транспортно-экспедиторским компаниям, служащим повышению экспортного потенциала нашей страны и снижению себестоимости отечественной продукции на внешнем рынке, на развитие и совершенствование системы лизинга большегрузных автомобилей;
- защита национального рынка от проникновения товаров, (работ, услуг) низкого качества, не соответствующего международным стандартам, и усиление правовых основ формирования благоприятного и привлекательного инвестиционного климата;
- удовлетворение потребностей нашего народа, особенно молодежи, в современной и качественной одежде отечественного производства, увеличение количества текстильных предприятий современного и мобильного профиля, поддержка внедрения современных технологий с более глубокой переработкой местного сырья;
- повышение эффективности деятельности государственных компаний и предприятий с преобладающей долей государства путем обеспечения прозрачности их финансово-хозяйственной деятельности;
- всесторонняя поддержка дальнейшего расширения притока внутренних частных инвестиций в национальную экономику;
- осознавая, что развитие национальной экономики зависит от кадров - кардинальное усиление системы подготовки инженеров-техников, финансистов, экономистов, менеджеров в области корпоративного управления, программистов, обладающих современными знаниями и квалификацией, поддержка одаренной молодежи, обучающейся в данных направлениях.
Известно, Узбекистан обладает многовековой историей и уникальным культурно историческим наследием. Все это позволяет развивать в Узбекистане пока еще не задействованный в полной мере огромный потенциал индустрии туризма, превратить страну в один из центров мирового туризма.
Туризм, как фактор, ускоряющий развитие экономики, играет важную роль в решении экономических и социальных проблем, обеспечивая создание дополнительных рабочих мест, рост занятости экономически активного населения, повышение благосостояния нации, оказывает стимулирующее воздействие на развитие многих сопряженных сфер экономической деятельности, инфраструктуры. Туризм вместе с тем является также мощным инструментом просвещения и формирования духовных основ гражданского общества.
Исходя из этого, мы предлагаем осуществление Комплексного плана мер, включающего в себя следующие вопросы:
- обеспечить дальнейшее развитие туристической инфраструктуры, доступность объектов туристического посещения, удобность транспортной доставки, гостиничного сервиса и туристической логистики, внедрение современных информационных технологий в различные сферы услуг туриндустрии;
- улучшить качество сервиса и услуг, оказываемых на объектах туристской деятельности, международных аэропортах и вокзалах, как основного фактора под держания международного престижа и привлекательности нашей страны для зарубежных гостей и соотечественников;
- создать все необходимые условия для широкого развития активных видов туризма, предусматривающих порядок посещения уникальных природоохранных территорий, в том числе экотуризма.
IV. Повышение качества, уровня и благосостояния жизни населения - наша стратегическая цель в социальной сфере. В связи с этим своими приоритетными задачами считаем следующее:
- принятие Государственной программы, направленной на обеспечение продовольственной безопасности, имеющей сегодня актуальное значение для всего мира, включение в нее вопроса расширения рациона питания населения, увеличение производства качественных и безопасных отечественных продовольственных товаров, ограничение использования метода генной модификации в производстве продуктов питания, а также повышение культуры питания населения;
- принятие конкретных и действенных мер по предотвращению ранних браков и ранних родов, усиление агитационно-пропагандистской работы в этом направлении, общественного контроля, а также формирование у населения чувства нетерпимости к ранним бракам;
- создание сети школ политических лидеров, содействующих развитию лидерских качеств у женщин в обществе, усиление участия женщин в государственном управлении;
- в целях сохранения генофонда нации и воспитания здорового поколения - запрещение продажи подросткам вредных для здоровья энергетических напитков и налаживание разъяснительно-просветительской работы в этом направлении. Последовательная реализация принципа "Сильна страна, в которой народ здоров и гармонично развит!";
- использование в строительной и дизайнерско-оформительской работе традиций национального зодчества и передового зарубежного опыта, содействие в реализации крупных проектов по реставрации исторических городов и "музеев под открытым небом";
- улучшение системы пассажирского транспорта, в том числе в отдаленных и труднодоступных районах страны, обеспечение льготного транспортного проезда для учащихся профессиональных колледжей и академических лицеев;
- создание организационно-правовых условий для расширения само занятости электоральной части населения, в первую очередь женщин и молодёжи, за счет развития ремесленничества, семейного предпринимательства, надомного труда;
- дальнейшее совершенствование законодательства в целях укрепления семьи и семейных ценностей, последовательного продолжения широкомасштабных работ по повышению заботы о молодых семьях;
- в целях дальнейшего улучшения архитектурного облика наших городов, предотвращения нарушения во всех регионах нашей республики, в особенности в многоэтажных домах, норм и правил технической эксплуатации жилищного фонда - установление эффективного государственного контроля за соблюдением жилищного законодательства;
- увеличение бюджетных расходов на финансирование развития учреждений культуры, детских центров "Баркамол авлод", школ музыки и искусства, в том числе в отдаленных и труднодоступных сельских населенных пунктах;
- содействие в формировании высоко интеллектуального общества на основе внедрения современных перспективных научных достижений в образовательный процесс, дальнейшего развития отечественной науки, привлечения талантливой, одаренной молодежи к научной деятельности;
- активизация деятельности института махалли в решении вопросов, связанных с духовно-нравственным воспитанием граждан, детей и молодежи, в создании новых рабочих мест, повышении эффективности работ в социальной сфере, улучшении общественной безопасности и правопорядка на местах;
- последовательное продолжение оказания эффективной помощи детям, женщинам, а также лицам, страдающим тяжелыми заболеваниями, в том числе вызванными вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ/СПИД), усиление парламентского и общественного контроля за соблюдением их законных прав и интересов.
V. Учитывая, что XXI век ознаменовал себя как век информации, важной задачей в информационной сфере становится всестороннее содействие реализации долгосрочной стратегии развития национальной информационно-коммуникационной сферы, призванной обеспечить национальные интересы и сохранение культурной идентичности нации. Для достижения этой цели актуальное значение имеют следующие вопросы:
- решение задач по развитию национальных информационных систем и национальных информационных ресурсов, обеспечению национальной информационной безопасности. Совершенствование национального информационного пространства, которое является прочным фундаментом развития, достижение его последовательного совершенствования;
- обеспечение высокого уровня доступа населения к информации, особенно в сельской местности;
- развитие национальных информационных систем и национальных информационных ресурсов, интегрирующих межведомственные и ведомственные комплексы информационных систем, в особенности развитие национального сегмента сети Интернет;
- создание креативной, информационной среды, эффективного информационно-образовательного пространства для привлечения молодежи, защита детей от информации, наносящей вред их физическому и духовно-нравственному развитию;
- дальнейшее усиление информационного обеспечения процессов становления и развития в общественном сознании национальной идеи, широкое и глубокое утверждение в сознании и в духовном мире каждого гражданина нашей главной цели - построение свободной и процветающей жизни в стране;
- формирование системы мониторинга "индекса открытости" деятельности органов государственной власти и управления, широкого вовлечения в данный процесс институтов гражданского общества.
VI. Одной из приоритетных задач является развитие всех видов спорта, особенно его олимпийских и национальных видов, исходя из принципа "Ничто не может так быстро прославить страну, нацию на весь мир, как спорт":
- при этом прежде всего необходима системная пропаганда спорта на примере колоссальных успехов узбекистанских спортсменов на мировой арене, служащих росту гордости народа и нации, воспитанию молодежи в духе патриотизма и сплочению людей во имя единой цели, дальнейшее усиление работы по созданию документальных и художественных фильмов, научно-популярных произведений о жизненном пути спортсменов, являющихся гордостью нашей Родины;
- следуя принципу "Сильна страна, в которой дети здоровы и гармонично развиты" - всестороннее развитие детского спорта, который в нашей стране приобрел характер общенациональной задачи, создание благоприятных условий для широкого вовлечения детей и молодежи в регулярные занятия спортом;
- содействие дальнейшему развитию трехэтапной системы массового привлечения молодежи к спорту - соревнованиям "Умид нихоллари", "Баркамол авлод", и Универсиады, а также участию школьников в международных соревнованиях;
- всестороннее укрепление связей с Международной ассоциацией кураша, Международным и Национальным олимпийским комитетами на пути включения узбекской борьбы - кураша, воплотившей национальные ценности, мужество и смелость, идеи патриотизма и гуманизма, - в список Олимпийских игр, учитывая, что по всему миру количество федераций по данному виду спорта уже насчитывается около 130.
VII. Во внешнеполитической сфере мы поддерживаем миролюбивую политику Узбекистана, который не принимает участия в военно-политических блоках, считаем, что основные цели и задачи внешней политики Республики Узбекистан осуществляются сегодня в сложных условиях, в ситуации, когда сохраняются угрозы безопасности и стабильности в регионе.
Богатое историческое наследие Узбекистана, его духовно-нравственные традиции и ценности, неоценимый вклад в мировую культуру стали основным и важным фактором становления республики в качестве равноправного субъекта современных международных отношений, активной внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности.
Своей важной задачей мы считаем осуществление деятельности на пути дальнейшего повышения международного авторитета и статуса Узбекистана - Родины великих ученых и мыслителей, обладающей огромными и уникальными природными богатствами, экономическим и интеллектуальным потенциалом.
В проведении эффективной внешней политики мы являемся сторонниками нижеследующих задач, намеченных в Предвыборной программе партии:
- решительная защита национальных интересов в рамках деятельности внешнеполитических и иных органов государственного управления. Наш девиз: национальные интересы превыше всего;
- широкая пропаганда достижений культуры и искусства народа Узбекистана, формирование позитивного имиджа Узбекистана на международной арене;
- развитие международного сотрудничества по обеспечению всесторонней защиты прав, свобод и законных интересов граждан и юридических лиц Республики Узбекистан в зарубежных государствах;
- обеспечение эффективного противодействия информационной экспансии со стороны других государств;
- широкая диверсификация экономических, технологических, транс портных и иных связей Узбекистана в целях ослабления зависимости от отдельных партнеров или групп стран;
- укрепление международного имиджа нашей страны в качестве надежного, ответственного политического и торгово-экономического партнера.
- возрождение древнейшего трансграничного маршрута в истории цивилизации - Великого Шёлкового пути, объединяющего Восток и Запад, ставшего важной вехой в институциональном укреплении и расширении экономического, политического и культурно-гуманитарного сотрудничества, а также продвижение мощного бренда "Великий Шёлковый путь".
Главная наша идея - это самоотверженное служение национальным интересам Узбекистана с отдачей всех наших сил и потенциала во имя дальнейшего укрепления мира и спокойствия, устойчивого развития экономики, повышения благополучия народа и дальнейшего процветания Родины.
Наша единственная и приоритетная цель - интересы Узбекистана и еще раз интересы Узбекистана.