Қонунчилик
ЎзР Қонунлари

Жилищный кодекс Республики Беларусь

Полный текст документа доступен по адресу
Ҳужжатнинг тўлиқ матни nrm.uz сайтида пуллик тариф фойдаланувчилари учун мавжуд. Саволлар бўйича 1172 қисқа рақамига қўнғироқ қилинг.

ЖИЛИЩНЫЙ КОДЕКС

РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

(Новая редакция)


28 августа 2012 г.

N 428-З


Принят Палатой представителей

31 мая 2012 года


Одобрен Советом Республики

22 июня 2012 года



Текст приводится по состоянию на 1 июня 2023 года,

с изменениями и дополнениями, внесенными законом

от 10.01.2015 г. N 244-З; от 13.11.2017 г. N 68-З;

от 04.05.2019 г. N 185-З (новая редакция); от 01.06.2022 г. N 175-З;

от 30.06.2022 г. N 183-З; от 12.07.2022 г. N 188-З;

от 30.12.2022 г. N 228-З



Раздел I. Общие положения (Главы 1-14. Статьи 1-94)

Раздел II. Государственный жилищный фонд

(Главы 15-21. Статьи 95-128)

Раздел III. Регулирование жилищных отношений с участием

некоторых категорий граждан (Главы 22-24. Статьи 129-134)

Раздел IV. Частный жилищный фонд (Главы 25-26. Статьи 135-145)

Раздел V. Совместное домовладение (Главы 27-29. Статьи 146-187)

Раздел VI. Заключительные положения (Статья 188)



РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Глава 1. Основные положения (Статьи 1-3)

Глава 2. Государственное регулирование в области

жилищных отношений (Статьи 4-9)

Глава 3. Состав жилищного фонда и управление им.

Государственный учет жилых помещений (Статьи 11-13)

Глава 4. Назначение и использование жилого помещения.

Переустройство и (или) перепланировка. Перевод жилого

помещения в нежилое и нежилого помещения в жилое

(Статьи 14-21)

Глава 5. Права и обязанности граждан и организаций

в области жилищных отношений. Основания для возникновения

права владения и пользования жилыми помещениями

(Статьи 22-28)

Глава 6. Плата за жилищно-коммунальные услуги, плата

за пользование жилым помещением, возмещение расходов

организаций, осуществляющих эксплуатацию жилищного фонда

и (или) предоставляющих жилищно-коммунальные услуги,

на электроэнергию, потребляемую на освещение вспомогательных

помещений и работу оборудования. Устранение повреждений

вспомогательных помещений многоквартирного жилого дома.

Поддержание и восстановление санитарного и технического

состояния придомовой территории (Статьи 29-34)

Глава 7. Учет нуждающихся в улучшении жилищных условий

(Статьи 35-49)

Глава 8. Договор найма жилого помещения (Статьи 50-66)

Глава 9. Безвозмездное владение и пользование жилым

помещением, пользование жилым помещением, предоставленным

по завещательному отказу или на основании договора

пожизненного содержания с иждивением (Статьи 67-69)

Глава 10. Отчуждение, приобретение, финансовая

аренда (лизинг), ипотека, аренда, наем, предоставление

в безвозмездное пользование жилых помещений

(Статьи 70-74)

Глава 11. Обмен жилых помещений (Статьи 75-77)

Глава 12. Выселение граждан из жилых помещений

(Статьи 78-89)

Глава 13. Обеспечение сохранности жилых помещений.

Эксплуатация жилищного фонда (Статьи 90-92)

Глава 14. Контроль за соблюдением жилищного законодательства.

Общественные комиссии по жилищным вопросам (Статьи 93-94)



ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Статья 1. Основные термины и их определения, используемые

для целей настоящего Кодекса

Статья 2. Сфера действия настоящего Кодекса

Статья 3. Жилищное законодательство. Задачи и принципы

жилищного законодательства



Статья 1. Основные термины и их определения,

используемые для целей настоящего Кодекса


1. Арендное жилье - жилые помещения государственного жилищного фонда, предоставляемые гражданам на условиях договора найма арендного жилья.


2. Близкие родственники - супруг (супруга), родители, усыновители (удочерители), дети, в том числе усыновленные (удочеренные), родные братья и сестры, дед, бабка и внуки.


3. Блокированный жилой дом - жилой дом, состоящий из двух и более квартир или двух и более квартир и вспомогательных помещений, каждая из которых имеет вход непосредственно с придомовой территории.


4. Бывший член семьи - гражданин Республики Беларусь, а также иностранный гражданин, лицо без гражданства (далее, если иное не установлено настоящим Кодексом, - гражданин), утратившие статус члена семьи собственника, нанимателя жилого помещения, гражданина, являющегося членом организации застройщиков, лизингополучателя жилого помещения в результате расторжения брака, лишения родительских прав, расторжения письменного соглашения о признании членом семьи или по иным основаниям, предусмотренным законодательством, и продолжающие проживать в жилом помещении собственника, нанимателя жилого помещения, гражданина, являющегося членом организации застройщиков, лизингополучателя жилого помещения.


5. Вспомогательное помещение - помещение, расположенное внутри блокированного, многоквартирного жилого дома, общежития за пределами жилых и (или) нежилых помещений, предназначенное для обеспечения эксплуатации жилого дома (вестибюль, коридор, галерея, лестничные марши и площадки, проходы, запасные выходы, лифтовые холлы и другие помещения).


6. Вступительный взнос - сумма денежных средств, вносимая гражданином, в том числе индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом при вступлении в организацию застройщиков, товарищество собственников (далее, если иное не установлено настоящим Кодексом, - организация собственников) и предназначенная для покрытия расходов, связанных с деятельностью организации собственников.


7. Государственная поддержка при строительстве (реконструкции) или приобретении жилых помещений - комплекс мер, направленных на оказание гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, поддержки государства (льготные кредиты, одноразовые субсидии на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений, субсидии на уплату части процентов за пользование кредитами, выдаваемыми банками на строительство (реконструкцию) жилых помещений, субсидии на погашение основного долга по этим кредитам и другие виды государственной поддержки в соответствии с законодательными актами) при строительстве (реконструкции) или приобретении жилых помещений, а также финансовая помощь государства в погашении задолженности по льготным кредитам, полученным на указанные цели.


8. Жилая комната - жилое помещение, находящееся внутри квартиры или жилого дома, иного капитального строения (здания, сооружения).


9. Жилая площадь - сумма площадей пола жилых комнат.


10. Жилищно-коммунальные услуги - услуги по поддержанию и (или) восстановлению надлежащего санитарного и (или) технического состояния жилых домов, иных капитальных строений (зданий, сооружений), жилых и (или) нежилых, вспомогательных помещений, по обеспечению их благоустроенности, благоприятных и безопасных условий для проживания граждан, включающие в себя коммунальные услуги, техническое обслуживание, техническое обслуживание лифта, текущий ремонт, капитальный ремонт, санитарное содержание вспомогательных помещений и иные жилищно-коммунальные услуги, предоставляемые в соответствии с договорами.


11. Жилищно-строительный кооператив - организация застройщиков, создаваемая для строительства жилых домов (дома), приобретения не завершенных строительством капитальных строений (зданий, сооружений) и (или) капитальных строений (зданий, сооружений), подлежащих реконструкции или капитальному ремонту, и завершения их строительства (реконструкции, капитального ремонта), а также для последующей их эксплуатации и управления ими.


12. Жилищный кооператив - организация застройщиков, создаваемая для приобретения завершенных строительством или капитально отремонтированных, реконструированных жилых домов (дома), а также для последующей их эксплуатации и управления ими.


13. Жилищный фонд - совокупность жилых помещений государственного и частного жилищных фондов.


14. Жилое помещение - предназначенное для проживания граждан помещение, отапливаемое, имеющее естественное освещение и соответствующее обязательным для соблюдения санитарным нормам и правилам, гигиеническим нормативам и иным обязательным для соблюдения техническим нормативным правовым актам, содержащим требования, предъявляемые к жилым помещениям (далее, если иное не установлено настоящим Кодексом, - установленные для проживания санитарные и технические требования).


15. Жилое помещение в общежитии - жилое помещение либо его часть, предоставляемые гражданам на условиях договора найма жилого помещения в общежитии.


16. Жилое помещение маневренного фонда - специальное жилое помещение государственного жилищного фонда, предоставляемое гражданам на условиях договора найма специального жилого помещения государственного жилищного фонда и предназначенное для временного проживания граждан, выселенных из жилых домов в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией, нанимателей жилых помещений частного жилищного фонда и членов их семей при изъятии земельных участков для государственных нужд, которое связано со сносом или иным уничтожением жилых домов, собственники которых не обнаружены в результате проведенных в соответствии с законодательством мероприятий, а также для временного проживания граждан, жилые помещения которых стали непригодными для проживания вследствие пожаров, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, боевых действий и актов терроризма.


17. Жилое помещение социального пользования - жилое помещение типовых потребительских качеств государственного жилищного фонда, предоставляемое гражданам на условиях договора найма жилого помещения социального пользования государственного жилищного фонда без взимания платы за пользование жилым помещением.


18. Жилое помещение типовых потребительских качеств - жилое помещение, благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта.


19. Жилой дом - капитальное строение (здание, сооружение), половину или более половины общей площади которого составляет площадь жилых помещений.


20. Изолированная жилая комната - жилая комната, не связанная с другой жилой комнатой общим входом.


21. Изолированное жилое помещение - жилое помещение, расположенное внутри жилого дома, иного капитального строения (здания, сооружения), отделенное от других помещений жилого дома, иного капитального строения (здания, сооружения) перекрытиями, стенами, перегородками и имеющее вход из вспомогательного помещения либо непосредственно с придомовой территории.


22. Инженерные системы - системы отопления, горячего и холодного водоснабжения, водоотведения (канализации), газо-, электроснабжения, вентиляции, мусоропроводы, лифты и иные системы жилого дома, обеспечивающие установленные для проживания санитарные и технические требования.


23. Капитальный ремонт - основная жилищно-коммунальная услуга по восстановлению основных физико-технических, эстетических и потребительских качеств жилого дома, иного капитального строения (здания, сооружения), их конструктивных элементов, инженерных систем, утраченных в процессе эксплуатации.


24. Квартира - изолированное жилое помещение, состоящее из одной или нескольких жилых комнат и подсобных помещений.


25. Коммунальные услуги - горячее и холодное водоснабжение, водоотведение (канализация), газо-, электро-, теплоснабжение, снабжение сжиженным углеводородным газом от индивидуальных баллонных или резервуарных установок, обращение с твердыми коммунальными отходами.


26. Конструктивные элементы - фундаменты, стены, междуэтажные перекрытия, крыши, окна, двери, печи, балконы и балконные ограждения, лоджии, отмостки вокруг жилых домов, иных капитальных строений (зданий, сооружений) и иные элементы.


27. Многоквартирный жилой дом - жилой дом, состоящий из вспомогательных помещений, а также двух и более квартир, каждая из которых имеет вход из вспомогательного помещения.


28. Нежилое помещение - помещение, не предназначенное для постоянного проживания граждан.


29. Неизолированная жилая комната - жилая комната, связанная с другой жилой комнатой общим входом.


30. Общая площадь жилого помещения - сумма жилой площади и площади пола подсобных помещений, кроме площади пола балконов, лоджий, террас и неотапливаемых (холодных) помещений.


31. Общее имущество совместного домовладения - помещения, расположенные за пределами квартир и (или) нежилых помещений и предназначенные для обслуживания двух и более жилых и (или) нежилых помещений в многоквартирном жилом доме, нескольких одноквартирных, блокированных жилых домов, а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, обслуживающее два и более жилых и (или) нежилых помещения и находящееся внутри или за пределами многоквартирного жилого дома, одноквартирных, блокированных жилых домов, иных капитальных строений (зданий, сооружений), групповые приборы учета расхода воды, тепловой и электрической энергии, газа, а также объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства нескольких одноквартирных, блокированных жилых домов, иных капитальных строений (зданий, сооружений), находящихся на смежных земельных участках, либо многоквартирного жилого дома, иных капитальных строений (зданий, сооружений), расположенных на придомовой территории, переданной в аренду или для обслуживания жилых домов организациям собственников, организациям, имеющим в собственности, владении либо пользовании объекты жилищного фонда.


32. Общежитие - жилой дом (его часть), специально построенный или переоборудованный для проживания граждан на период их работы (службы), учебы, прохождения клинической ординатуры, спортивной подготовки, а также в иных случаях, установленных законодательными актами.


33. Объекты недвижимого имущества - жилые дома, квартиры и нежилые помещения в блокированных или многоквартирных жилых домах, а также капитальные строения (здания, сооружения), расположенные на придомовой территории.


34. Одноквартирный жилой дом - жилой дом, состоящий из одной квартиры, имеющей вход непосредственно с придомовой территории.


35. Организация застройщиков - потребительский кооператив, являющийся добровольным объединением граждан либо граждан и юридических лиц, создаваемый для строительства (реконструкции, капитального ремонта), завершения строительства (реконструкции, капитального ремонта) жилых домов, иных капитальных строений (зданий, сооружений) либо приобретения завершенных строительством или капитально отремонтированных, реконструированных жилых домов, а также для последующей их эксплуатации и управления ими.


36. Организация, осуществляющая учет, расчет и начисление платы за жилищно-коммунальные услуги и платы за пользование жилым помещением, - организация, оказывающая жилищно-коммунальные услуги и (или) осуществляющая функции учета, расчета и начисления платы за жилищно-коммунальные услуги, платы за пользование жилым помещением, возмещения расходов организаций, осуществляющих эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющих жилищно-коммунальные услуги, на электроэнергию, потребляемую на освещение вспомогательных помещений и работу оборудования в многоквартирных жилых домах (далее, если иное не установлено настоящим Кодексом, - возмещение расходов на электроэнергию), а также функции по начислению безналичных жилищных субсидий и взысканию задолженности по плате за жилищно-коммунальные услуги, плате за пользование жилым помещением, возмещению расходов на электроэнергию.


37. Организация, осуществляющая эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющая жилищно-коммунальные услуги, - организация, осуществляющая эксплуатацию жилищного фонда в соответствии с требованиями актов законодательства, в том числе обязательных для соблюдения технических нормативных правовых актов, и (или) оказывающая жилищно-коммунальные услуги, и (или) осуществляющая управление общим имуществом совместного домовладения.


38. Паевой взнос - денежные средства, единовременно или периодически вносимые организации застройщиков ее членом на финансирование строительства (реконструкции, капитального ремонта) или приобретения жилого дома, иного капитального строения (здания, сооружения) (при финансировании строительства (реконструкции, капитального ремонта) или приобретения жилого дома, иного капитального строения (здания, сооружения) организацией застройщиков).


39. Паенакопления - сумма денежных средств, внесенных организации застройщиков ее членом на конкретный календарный месяц и год на финансирование строительства (реконструкции, капитального ремонта) или приобретения жилого дома, иного капитального строения (здания, сооружения) (при финансировании строительства (реконструкции, капитального ремонта) или приобретения жилого дома, иного капитального строения (здания, сооружения) организацией застройщиков).


40. Перепланировка - изменение планировочных решений жилого и (или) нежилого помещений в процессе выполнения ремонтно-строительных работ.


41. Переустройство - изменение инженерных систем (демонтаж, установка, замена или перенос инженерных сетей, электрического, санитарно-технического или иного оборудования) в жилом и (или) нежилом помещениях и (или) конструктивных элементов в процессе выполнения ремонтно-строительных работ.


42. Письменное соглашение о порядке пользования жилым помещением - соглашение, заключаемое между собственником, нанимателем жилого помещения, гражданином, являющимся членом организации застройщиков, лизингополучателем жилого помещения и совершеннолетними членами, бывшими членами его семьи, другими гражданами, имеющими право пользования жилым помещением, устанавливающее взаимные права и обязанности по владению и пользованию жилым помещением.


43. Письменное соглашение о признании членом семьи - соглашение между собственником, нанимателем жилого помещения, гражданином, являющимся членом организации застройщиков, лизингополучателем жилого помещения и его родственником, свойственником, нетрудоспособным иждивенцем или его законным представителем о признании этого родственника, свойственника, нетрудоспособного иждивенца членом семьи собственника, нанимателя жилого помещения, гражданина, являющегося членом организации застройщиков, лизингополучателя жилого помещения.


44. Подсобное помещение - помещение, находящееся внутри квартиры, одноквартирного жилого дома и предназначенное для обеспечения хозяйственно-бытовых нужд проживающих в них граждан (коридор, санузел, кладовая, прихожая, кухня, холл, гардеробная, топочная, встроенный шкаф, помещение без окон и иное помещение, не являющееся жилой комнатой).


45. Помещение - внутренняя пространственная часть капитального строения (здания, сооружения), имеющая определенное функциональное назначение.


46. Предоставление мест для краткосрочного проживания - предоставление принадлежащих на праве собственности гражданам Республики Беларусь, иностранным гражданам и лицам без гражданства, постоянно проживающим в Республике Беларусь, жилых помещений иным гражданам для краткосрочного проживания по заключенным в календарном году двум и более договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда, срок действия каждого из которых не превышает пятнадцати дней.


47. Придомовая территория - земельный участок, предоставленный для строительства и (или) обслуживания недвижимого имущества землепользователям в соответствии с законодательными актами в области охраны и использования земель.


48. Родственники - близкие родственники, а также иные граждане, находящиеся в родственной связи, имеющие общих предков до прадеда и прабабки включительно.


49. Самовольные переустройство и (или) перепланировка - переустройство и (или) перепланировка, произведенные без согласования (разрешения) с соответствующим местным исполнительным и распорядительным органом в случаях, когда получение такого согласования (разрешения) предусмотрено актами законодательства.


50. Санитарное содержание вспомогательных помещений жилого дома - основная жилищно-коммунальная услуга по санитарной обработке (уборке) вспомогательных помещений жилого дома, их конструктивных элементов, инженерных систем, в том числе мойка или иная обработка поверхностей вспомогательных помещений, включая дезинфекцию, дезинсекцию, дератизацию, для приведения этих помещений в соответствие с установленными санитарными нормами и правилами, гигиеническими нормативами.


51. Свойственники - родители, усыновители (удочерители), дети, в том числе усыновленные (удочеренные), родные братья и сестры, дед, бабка и внуки супруга (супруги), а также супруг (супруга) детей.


52. Совместное домовладение - правоотношения собственников объектов недвижимого имущества, находящихся в собственности двух и более собственников.


53. Специальное жилое помещение - жилое помещение государственного жилищного фонда, предназначенное для постоянного или временного проживания отдельных категорий граждан при наличии у них оснований для проживания в специальном жилом помещении.


54. Текущий ремонт - основная жилищно-коммунальная услуга по предотвращению интенсивного износа, восстановлению исправности и устранению повреждений конструктивных элементов, инженерных систем жилого дома.


55. Техническое обслуживание - основная жилищно-коммунальная услуга, включающая работы по поддержанию в исправном и работоспособном состоянии конструктивных элементов, инженерных систем, за исключением лифтов, обеспечению установленных параметров и режимов работы инженерных систем, за исключением лифтов, подготовке жилых домов к условиям весенне-летнего и осенне-зимнего периодов года.


56. Техническое обслуживание лифта - основная жилищно-коммунальная услуга, включающая работы по поддержанию работоспособности лифта при его эксплуатации.


57. Товарищество собственников - юридическое лицо, создаваемое собственниками жилых и (или) нежилых помещений, расположенных в одном многоквартирном жилом доме на одной придомовой территории или нескольких одноквартирных, блокированных жилых домах, находящихся на смежных земельных участках, в целях сохранения и содержания общего имущества совместного домовладения, владения и пользования им, а также в иных целях, предусмотренных настоящим Кодексом и уставом товарищества собственников.


58. Управление общим имуществом совместного домовладения - услуга по осуществлению деятельности в целях обеспечения эксплуатации общего имущества совместного домовладения, реализации собственниками прав пользования объектами недвижимого имущества и общим имуществом совместного домовладения.


59. Целевой взнос - денежные средства, вносимые членом организации собственников на основании решения общего собрания (собрания уполномоченных) членов организации собственников для дополнительного финансирования работ и мероприятий, связанных с эксплуатацией общего имущества совместного домовладения и управлением им.


60. Членский взнос - денежные средства, периодически вносимые членом организации собственников на цели, связанные с деятельностью организации собственников, в том числе на оплату труда работников, вознаграждение членов правления, членов ревизионной комиссии.


61. Члены организации застройщиков - граждане, в том числе индивидуальные предприниматели, юридические лица, самостоятельно осуществляющие финансирование строительства (реконструкции, капитального ремонта) либо приобретения жилого дома, иного капитального строения (здания, сооружения) в составе организации застройщиков за счет собственных, привлеченных денежных средств или перечисляющие этой организации паевые взносы на такие цели.


62. Члены семьи гражданина, являющегося членом организации застройщиков, жилой дом которой не завершен строительством (реконструкция жилого дома которой не завершена), - супруг (супруга), их дети, в том числе усыновленные (удочеренные), родители, усыновители (удочерители), иные родственники, свойственники, нетрудоспособные иждивенцы, бывшие члены семьи, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с гражданином, являющимся членом организации застройщиков, жилой дом которой не завершен строительством (реконструкция жилого дома которой не завершена).


63. Члены семьи собственника, нанимателя жилого помещения, гражданина, являющегося членом организации застройщиков, лизингополучателя жилого помещения (далее, если иное не установлено настоящим Кодексом, - члены семьи) - супруг (супруга), их дети, в том числе усыновленные (удочеренные), родители, усыновители (удочерители). К членам семьи относятся также родные братья и сестры, дед, бабка и внуки, проживающие совместно с собственником, нанимателем жилого помещения, гражданином, являющимся членом организации застройщиков, лизингополучателем жилого помещения и ведущие с ним общее хозяйство; иные родственники, свойственники, нетрудоспособные иждивенцы, проживающие совместно с собственником, нанимателем жилого помещения, гражданином, являющимся членом организации застройщиков, лизингополучателем жилого помещения, ведущие с ним общее хозяйство и заключившие письменное соглашение о признании членом семьи; иные граждане, не менее пяти лет проживающие совместно с собственником, нанимателем жилого помещения, гражданином, являющимся членом организации застройщиков, лизингополучателем жилого помещения, ведущие с ним общее хозяйство и признанные в судебном порядке членами его семьи.


64. Эксплуатация жилищного фонда - использование по назначению жилищного фонда с систематическим осуществлением комплекса организационно-технических мероприятий по содержанию, техническому обслуживанию, техническому обслуживанию лифтов, текущему ремонту, капитальному ремонту жилых домов, иных капитальных строений (зданий, сооружений).



Статья 2. Сфера действия настоящего Кодекса


1. Действие настоящего Кодекса распространяется на отношения по:

защите прав граждан и организаций в области жилищных отношений;

обеспечению граждан жилыми помещениями;

учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий;

возникновению‚ осуществлению и прекращению права собственности и (или) владения и пользования жилыми помещениями;

переустройству и (или) перепланировке;

плате за жилищно-коммунальные услуги, плате за пользование жилым помещением и возмещению расходов на электроэнергию;

выселению из жилых помещений;

управлению жилищным фондом, его распределению и эксплуатации;

государственному учету жилых помещений;

созданию и деятельности организаций собственников;

совместному домовладению.


2. Правила, установленные жилищным законодательством, применяются к жилищным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства (за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящего пункта), иностранных и международных юридических лиц (иностранных и международных организаций, не являющихся юридическими лицами), иностранных государств, если иное не установлено международными договорами Республики Беларусь, настоящим Кодексом и иными законодательными актами.

Правила, установленные жилищным законодательством в части учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления им государственной поддержки при строительстве (реконструкции) или приобретении жилых помещений, применяются к жилищным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Республики Беларусь.


3. Жилищные отношения, связанные с предоставлением жилых помещений государственного жилищного фонда, регулируются настоящим Кодексом с учетом особенностей, установленных нормативными правовыми актами Президента Республики Беларусь.



Статья 3. Жилищное законодательство. Задачи и принципы

жилищного законодательства


1. Жилищное законодательство основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из настоящего Кодекса, нормативных правовых актов Президента Республики Беларусь и иных актов законодательства.


2. Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Кодексе, то применяются правила международного договора.


3. Задачами жилищного законодательства являются регулирование жилищных отношений в целях обеспечения закрепленного Конституцией Республики Беларусь права граждан Республики Беларусь на жилище, а также обеспечение использования и сохранности жилищного фонда.


4. Жилищное законодательство основывается на принципах:

обеспечения сохранности и развития государственного и частного жилищных фондов;

содействия гражданам в приобретении жилых помещений;

предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда в первую очередь гражданам, нуждающимся в социальной защите;

неприкосновенности жилых помещений;

недопустимости произвольного лишения жилых помещений;

судебной защиты жилищных прав граждан и организаций.



ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

В ОБЛАСТИ ЖИЛИЩНЫХ ОТНОШЕНИЙ


Статья 4. Компетенция Президента Республики Беларусь

в области жилищных отношений

Статья 5. Компетенция Совета Министров Республики

Беларусь в области жилищных отношений

Статья 6. Компетенция Министерства жилищно-

коммунального хозяйства, иных республиканских органов

государственного управления в области жилищных отношений

Статья 7. Компетенция местных Советов депутатов

в области жилищных отношений

Статья 8. Компетенция областных, Минского городского

исполнительных комитетов в области жилищных отношений

Статья 9. Компетенция районных, городских, поселковых,

сельских исполнительных комитетов, местных администраций

районов в городах в области жилищных отношений



Статья 4. Компетенция Президента Республики Беларусь

в области жилищных отношений


Президент Республики Беларусь в области жилищных отношений:

определяет основные направления жилищной политики Республики Беларусь;

принимает решения о предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законодательными актами;

принимает решения о передаче в порядке исключения в собственность граждан арендного жилья;

определяет условия и порядок предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда;

определяет условия предоставления гражданам государственной поддержки при строительстве (реконструкции) или приобретении жилых помещений, а также категории граждан, имеющих право на ее получение;

определяет иные категории граждан, не предусмотренные главами 16 и 17 настоящего Кодекса, имеющих право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда, порядок и условия предоставления таких помещений и пользования ими;

осуществляет иные полномочия в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, настоящим Кодексом и иными законодательными актами.



Статья 5. Компетенция Совета Министров Республики Беларусь

в области жилищных отношений


Совет Министров Республики Беларусь в области жилищных отношений:

разрабатывает и реализует основные направления жилищной политики Республики Беларусь;

принимает меры по обеспечению жилищных прав граждан и организаций, защите интересов государства;

осуществляет распоряжение государственным жилищным фондом в пределах, определенных Президентом Республики Беларусь и настоящим Кодексом;

осуществляет общее управление государственным жилищным фондом;

принимает меры по обеспечению развития конкурентных (рыночных) отношений в области жилищного строительства, эксплуатации жилищного фонда;

определяет типовые потребительские качества жилых помещений;

утверждает правила пользования жилыми помещениями, содержания жилых и вспомогательных помещений;

определяет перечень работ по переустройству и (или) перепланировке, условия и порядок переустройства и (или) перепланировки;

устанавливает порядок отнесения жилых помещений государственного жилищного фонда к специальным жилым помещениям, особенности и основания предоставления специальных жилых помещений, владения и пользования ими, основные права и обязанности сторон по договору найма специального жилого помещения государственного жилищного фонда;

определяет порядок предоставления арендного жилья в части, не урегулированной законодательными актами;

устанавливает порядок предоставления гражданам одноразовых субсидий на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений, порядок предоставления финансовой помощи государства в погашении задолженности по льготным кредитам, порядок предоставления субсидий на уплату части процентов за пользование кредитами, выдаваемыми банками на строительство (реконструкцию) жилых помещений, субсидий на погашение основного долга по этим кредитам, порядок предоставления льготных кредитов на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений;

определяет условия и порядок установки на крышах, фасадах многоквартирных жилых домов индивидуальных антенн и иных конструкций;

утверждает перечень работ, выполняемых при капитальном ремонте жилищного фонда;

определяет порядок планирования, проведения и финансирования капитального ремонта жилищного фонда;

утверждает Примерное положение об общественной комиссии по жилищным вопросам;

осуществляет иные полномочия в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, настоящим Кодексом, иными законами и актами Президента Республики Беларусь.



Статья 6. Компетенция Министерства жилищно-коммунального

хозяйства, иных республиканских органов государственного

управления в области жилищных отношений


1. Министерство жилищно-коммунального хозяйства в области жилищных отношений в пределах своей компетенции в порядке, установленном законодательством:

осуществляет единую государственную политику по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставлению гражданам жилых помещений государственного жилищного фонда;

устанавливает формы документов, необходимых для учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий;

обеспечивает развитие конкурентных (рыночных) отношений в области эксплуатации жилищного фонда;

определяет по согласованию с Министерством финансов виды работ и порядок возмещения фактических затрат на текущий ремонт жилищного фонда;

осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Кодексом и иными актами законодательства.


2. Иные республиканские органы государственного управления осуществляют государственное регулирование в области жилищных отношений в пределах своей компетенции, определенной законодательством.



Статья 7. Компетенция местных Советов депутатов

в области жилищных отношений


Местные Советы депутатов в области жилищных отношений в пределах своей компетенции в порядке, установленном законодательством:

устанавливают порядок управления и распоряжения коммунальным жилищным фондом в пределах, определенных законодательными актами;

утверждают региональные комплексы мероприятий, обеспечивающие реализацию государственных программ (местные Советы депутатов первичного территориального уровня - планы мероприятий) по вопросам жилищного строительства и благоустройства соответствующей территории;

отменяют не соответствующие законодательству распоряжения председателя местного Совета депутатов, председателя соответствующего исполнительного комитета, решения соответствующего исполнительного комитета, нижестоящего местного Совета депутатов и распоряжения его председателя, принятые ими по жилищным вопросам;

осуществляют иные полномочия в соответствии с настоящим Кодексом и иными актами законодательства.



Статья 8. Компетенция областных, Минского городского

исполнительных комитетов в области жилищных отношений


Областные, Минский городской исполнительные комитеты в области жилищных отношений в пределах своей компетенции в порядке, установленном законодательством:

обеспечивают комплексное развитие жилищного фонда;

распоряжаются в соответствии с законодательством коммунальным жилищным фондом, осуществляют управление им;

обеспечивают условия для развития конкурентных (рыночных) отношений в области жилищного строительства, эксплуатации жилищного фонда;

осуществляют контроль за соблюдением жилищного законодательства, в том числе за эксплуатацией жилищного фонда, состоянием учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, достоверностью предоставляемых гражданами сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, установлением очередности граждан на улучшение жилищных условий, распределением жилых помещений государственного жилищного фонда;

осуществляют контроль за деятельностью, в том числе финансово-хозяйственной, организаций застройщиков, контроль за деятельностью товариществ собственников;

организуют строительство жилых помещений социального пользования;

осуществляют иные полномочия в соответствии с настоящим Кодексом и иными актами законодательства.



Статья 9. Компетенция районных, городских, поселковых,

сельских исполнительных комитетов, местных администраций

районов в городах в области жилищных отношений


1. Районные, городские, поселковые, сельские исполнительные комитеты, местные администрации районов в городах в области жилищных отношений в пределах своей компетенции в порядке, установленном законодательством:

создают условия для строительства жилых помещений;

организуют строительство жилых помещений социального пользования;

предоставляют гражданам жилые помещения государственного жилищного фонда;

обеспечивают целевое использование и эксплуатацию жилых помещений коммунального жилищного фонда, а также жилых помещений, принятых на обслуживание на договорной основе;

ведут учет нуждающихся в улучшении жилищных условий;

осуществляют регистрацию и учет договоров найма жилых помещений, дополнительных соглашений к ним, письменных соглашений о признании членом семьи и о порядке пользования жилым помещением, дополнительных соглашений к ним;

принимают решения о сносе пустующих жилых домов, признанных в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь, бесхозяйными и переданных в коммунальную собственность, а также ветхих жилых домов;

предоставляют гражданам государственную поддержку при строительстве (реконструкции) или приобретении жилых помещений в соответствии с законодательными актами;

осуществляют иные полномочия в соответствии с настоящим Кодексом и иными актами законодательства.


2. Районные, городские исполнительные комитеты, местные администрации районов в городах в области жилищных отношений в пределах своей компетенции в порядке, установленном законодательством, помимо полномочий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, также осуществляют:

контроль за соблюдением жилищного законодательства, в том числе за эксплуатацией жилищного фонда, состоянием в государственных органах, других организациях учета нуждающихся в улучшении жилищных условий;

контроль за деятельностью, в том числе финансово-хозяйственной, организаций застройщиков, контроль за деятельностью товариществ собственников.



ГЛАВА 3. СОСТАВ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА И УПРАВЛЕНИЕ ИМ.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УЧЕТ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ


Статья 10. Состав жилищного фонда

Статья 11. Основная задача и объекты государственного

учета жилых помещений

Статья 12. Государственный учет жилых помещений

Статья 13. Управление государственным и частным

жилищными фондами



Статья 10. Состав жилищного фонда


1. Жилищный фонд состоит из государственного и частного жилищных фондов.


2. Государственный жилищный фонд включает в себя:

республиканский жилищный фонд - часть жилищного фонда, находящуюся в республиканской собственности (собственность Республики Беларусь);

коммунальный жилищный фонд - часть жилищного фонда, находящуюся в коммунальной собственности (собственность административно-территориальных единиц).


3. Государственный жилищный фонд включает в себя жилые помещения, находящиеся в хозяйственном ведении или оперативном управлении местных исполнительных и распорядительных органов, иных государственных органов, других государственных организаций, в том числе арендное жилье, жилые помещения социального пользования, жилые помещения в общежитиях и специальные жилые помещения, и другие жилые помещения в случаях, установленных Президентом Республики Беларусь.


4. Частный жилищный фонд включает в себя:

жилищный фонд граждан - часть жилищного фонда, находящуюся в собственности граждан;

жилищный фонд организаций негосударственной формы собственности - часть жилищного фонда, находящуюся в собственности организаций негосударственной формы собственности.


5. Жилые помещения включаются в состав государственного или частного жилищных фондов после их государственной регистрации в порядке, установленном законодательством.


6. Жилые помещения исключаются из состава государственного или частного жилищных фондов в случае перевода жилых помещений в нежилые, уничтожения жилого помещения и в иных случаях, предусмотренных законодательными актами.


7. В состав жилищного фонда не включаются: дачные и садовые дома; гостевые домики; номера в санаториях, профилакториях, домах отдыха, кемпингах, гостиницах; помещения, предназначенные для проживания, но не завершенные строительством; передвижные объекты (вагоны, палатки и другие объекты); казармы; самовольные постройки независимо от факта их использования для проживания; помещения исправительных учреждений, арестных домов, мест содержания под стражей; иные подобные помещения.



Статья 11. Основная задача и объекты государственного

учета жилых помещений


1. Основной задачей государственного учета жилых помещений является получение достоверных данных о месте нахождения, количественном и качественном составе, характеристике, виде жилых помещений (жилые помещения социального пользования, жилые помещения в общежитиях, специальные жилые помещения, арендное жилье), об уровне благоустройства жилых помещений (наличие систем отопления, горячего и холодного водоснабжения, водоотведения (канализации), газо-, электроснабжения, вентиляции, мусоропроводов, лифтов и иных инженерных систем), о стоимости, собственнике или ином законном владельце жилого помещения, количестве граждан, проживающих в жилых помещениях, а также об изменении этих данных.


2. Объектами государственного учета жилых помещений являются жилые дома, изолированные жилые помещения государственного и частного жилищных фондов.



Статья 12. Государственный учет жилых помещений


1. Государственный учет жилых помещений государственного и частного жилищных фондов, находящихся на территории Республики Беларусь, осуществляется по единой системе учета в соответствии с законодательством и включает в себя технический учет и ведение государственной статистики.


2. Государственный учет жилых помещений государственного жилищного фонда, расположенных на территории иностранных государств и предназначенных для проживания работников:

дипломатических представительств и консульских учреждений Республики Беларусь, осуществляется Министерством иностранных дел;

организаций, подчиненных Управлению делами Президента Республики Беларусь, осуществляется Управлением делами Президента Республики Беларусь.


3. Основу государственного учета жилых помещений составляет технический учет, проводимый путем осуществления государственной регистрации жилых помещений государственного и частного жилищных фондов и их технической инвентаризации.


4. Государственная регистрация и техническая инвентаризация жилых помещений государственного жилищного фонда осуществляются за счет средств местных бюджетов, государственных организаций, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся эти жилые помещения, а жилых помещений частного жилищного фонда - за счет средств организаций негосударственной формы собственности или граждан, в собственности которых находятся эти жилые помещения.


5. Порядок проведения технического учета жилых помещений государственного и частного жилищных фондов устанавливается законодательством о государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, порядок ведения государственной статистики - законодательством о государственной статистике.

Методическое руководство техническим учетом жилых помещений государственного и частного жилищных фондов осуществляется специально уполномоченным органом государственного управления в области государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним.



Статья 13. Управление государственным и частным

жилищными фондами


1. Управление республиканским жилищным фондом осуществляется республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными (подотчетными) Президенту Республики Беларусь или Правительству Республики Беларусь и уполномоченными ими, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.


2. Управление коммунальным жилищным фондом осуществляется местными исполнительными и распорядительными органами в пределах их компетенции.


3. Управление частным жилищным фондом осуществляется непосредственно собственниками жилых помещений, организациями застройщиков, товариществами собственников или уполномоченными лицами по управлению общим имуществом совместного домовладения (далее - уполномоченное лицо) в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законодательными актами.


4. Для решения вопросов, связанных с предоставлением жилищно-коммунальных услуг, организациями собственников могут в установленном порядке привлекаться организации, осуществляющие эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющие жилищно-коммунальные услуги, а также организации, осуществляющие учет, расчет и начисление платы за жилищно-коммунальные услуги и платы за пользование жилым помещением.



ГЛАВА 4. НАЗНАЧЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ. ПЕРЕУСТРОЙСТВО И (ИЛИ)

ПЕРЕПЛАНИРОВКА. ПЕРЕВОД ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ

В НЕЖИЛОЕ И НЕЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ В ЖИЛОЕ


Статья 14. Назначение и использование жилого помещения

Статья 15. Проведение технических осмотров и обследования

состояния многоквартирных, блокированных и одноквартирных

жилых домов и их придомовых территорий, квартир

в многоквартирных и блокированных жилых домах,

общежитий

Статья 16. Признание многоквартирных, блокированных

или одноквартирных жилых домов и их придомовых территорий,

квартир в многоквартирных или блокированных жилых домах,

общежитий не соответствующими установленным для проживания

санитарным и техническим требованиям

Статья 17. Переустройство и (или) перепланировка

Статья 18. Основания для отказа в согласовании (разрешении)

переустройства и (или) перепланировки

Статья 19. Последствия самовольных переустройства

и (или) перепланировки

Статья 20. Реконструкция многоквартирных, блокированных

и одноквартирных жилых домов

Статья 21. Перевод жилого помещения в нежилое и нежилого

помещения в жилое



Статья 14. Назначение и использование жилого помещения


1. Жилое помещение предназначается для проживания граждан.


2. Использование жилого помещения не по назначению допускается только после перевода его в нежилое, за исключением случаев, предусмотренных частями второй-четвертой настоящего пункта.

Жилое помещение не может являться местом нахождения юридического лица, за исключением частного унитарного предприятия, крестьянского (фермерского) хозяйства. Частное унитарное предприятие, крестьянское (фермерское) хозяйство размещаются в жилых помещениях на условиях и в порядке, определенных законодательными актами.

Жилое помещение может быть использовано для ремесленной деятельности, деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, иной деятельности в случаях, предусмотренных законодательными актами, в соответствии с настоящим Кодексом с соблюдением установленных для проживания санитарных и технических требований, природоохранных требований и правил пользования жилыми помещениями, содержания жилых и вспомогательных помещений.

Использование не по назначению блокированных, одноквартирных жилых домов или их части (в том числе осуществление религиозной деятельности религиозными организациями) без перевода в нежилые может осуществляться по согласованию с районным, городским исполнительными комитетами, местной администрацией района в городе с соблюдением установленных для проживания санитарных и технических требований, природоохранных требований и в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, содержания жилых и вспомогательных помещений.


3. Содержание животных в квартирах многоквартирных и блокированных жилых домов, одноквартирных жилых домах и на придомовых территориях одноквартирных жилых домов в качестве животных-компаньонов осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в области обращения с животными.



Статья 15. Проведение технических осмотров и обследования

состояния многоквартирных, блокированных и одноквартирных

жилых домов и их придомовых территорий, квартир

в многоквартирных и блокированных жилых домах,

общежитий


1. В целях определения сохранности, эксплуатационной надежности, выявления дефектных участков конструктивных элементов, инженерных систем многоквартирных жилых домов и их придомовых территорий, блокированных и одноквартирных жилых домов государственного жилищного фонда и их придомовых территорий, общежитий ежегодно проводятся технические осмотры организациями, осуществляющими эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющими жилищно-коммунальные услуги, собственными силами, а при необходимости (при обнаружении значительных и критических дефектов) проводятся обследования специализированной организацией в порядке, предусмотренном законодательством.


2. Обследование состояния квартир в многоквартирных и блокированных жилых домах, а также блокированных и одноквартирных жилых домов частного жилищного фонда, общежитий в целях определения их соответствия установленным для проживания санитарным и техническим требованиям проводится организациями, осуществляющими эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющими жилищно-коммунальные услуги, по письменным заявлениям собственников жилых помещений, нанимателей жилых помещений частного жилищного фонда, если наймодателем является организация, членов организаций застройщиков, лизингополучателей жилых помещений, а обследование состояния жилых помещений государственного жилищного фонда - по письменным заявлениям нанимателей жилых помещений государственного жилищного фонда.


3. На основании обследования состояния многоквартирного, блокированного или одноквартирного жилых домов и их придомовых территорий, квартиры в многоквартирном или блокированном жилых домах, общежития в целях определения их несоответствия установленным для проживания санитарным и техническим требованиям организация, осуществляющая эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющая жилищно-коммунальные услуги, составляет акт обследования состояния многоквартирного, блокированного или одноквартирного жилых домов и их придомовых территорий, квартиры в многоквартирном или блокированном жилых домах, общежития, который утверждается руководителем этой организации.

В случае обнаружения несоответствия многоквартирного, блокированного или одноквартирного жилых домов и их придомовых территорий, квартиры в многоквартирном или блокированном жилых домах, общежития установленным для проживания санитарным и техническим требованиям акт обследования состояния многоквартирного, блокированного или одноквартирного жилых домов и их придомовых территорий, квартиры в многоквартирном или блокированном жилых домах, общежития и иные материалы обследования направляются в районный, городской исполнительные комитеты, местную администрацию района в городе.


4. Порядок обследования состояния многоквартирных, блокированных и одноквартирных жилых домов и их придомовых территорий, квартир в многоквартирных и блокированных жилых домах, общежитий в целях определения их несоответствия установленным для проживания санитарным и техническим требованиям определяется Советом Министров Республики Беларусь.



Статья 16. Признание многоквартирных, блокированных

или одноквартирных жилых домов и их придомовых территорий,

квартир в многоквартирных или блокированных жилых домах,

общежитий не соответствующими установленным для проживания

санитарным и техническим требованиям


1. Районный, городской исполнительные комитеты, местная администрация района в городе на основании представленных в случае, предусмотренном частью второй пункта 3 статьи 15 настоящего Кодекса, акта обследования состояния многоквартирного, блокированного или одноквартирного жилых домов и их придомовых территорий, квартиры в многоквартирном или блокированном жилых домах, общежития и иных материалов обследования принимают в установленном порядке решения о признании многоквартирного, блокированного или одноквартирного жилых домов и их придомовых территорий, квартиры в многоквартирном или блокированном жилых домах, общежития не соответствующими установленным для проживания санитарным и техническим требованиям.

Многоквартирные, блокированные или одноквартирные жилые дома и их придомовые территории, квартиры в многоквартирных или блокированных жилых домах, общежития, признанные не соответствующими установленным для проживания санитарным и техническим требованиям, восстанавливаются их собственниками для использования по назначению, либо многоквартирные, блокированные или одноквартирные жилые дома, квартиры в многоквартирных или блокированных жилых домах, общежития переводятся в нежилые, либо жилые дома, общежития подлежат сносу в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными актами законодательства.

Районный, городской исполнительные комитеты, местная администрация района в городе в течение семи дней сообщают в письменной форме о принятом решении в организацию, осуществляющую эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющую жилищно-коммунальные услуги, а по квартире в многоквартирном или блокированном жилых домах, одноквартирному жилому дому, общежитию частного жилищного фонда - также их собственникам.

Многоквартирные, блокированные или одноквартирные жилые дома, квартиры в многоквартирных или блокированных жилых домах, общежития не подлежат переводу в нежилые (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 21 настоящего Кодекса), если имеется возможность устранения их несоответствия установленным для проживания санитарным и техническим требованиям, что определяется решениями районного, городского исполнительных комитетов, местной администрации района в городе. Собственники многоквартирных, блокированных или одноквартирных жилых домов, квартир в многоквартирных или блокированных жилых домах, общежитий обязаны устранить их несоответствие установленным для проживания санитарным и техническим требованиям.


2. Порядок признания многоквартирного, блокированного или одноквартирного жилых домов и их придомовых территорий, квартиры в многоквартирном или блокированном жилых домах, общежития не соответствующими установленным для проживания санитарным и техническим требованиям и принятия решений об их восстановлении для использования по назначению, либо о переводе в нежилые, либо о сносе непригодных для проживания жилого дома, общежития определяется Советом Министров Республики Беларусь.


3. Решения районного, городского исполнительных комитетов, местной администрации района в городе о признании многоквартирного, блокированного или одноквартирного жилых домов и их придомовых территорий, квартиры в многоквартирном или блокированном жилых домах, общежития не соответствующими установленным для проживания санитарным и техническим требованиям и об их восстановлении для использования по назначению, либо о переводе в нежилые, либо о сносе непригодных для проживания жилого дома, общежития могут быть обжалованы в вышестоящий орган и (или) в суд.



Статья 17. Переустройство и (или) перепланировка


1. Переустройство и (или) перепланировка производятся собственником жилого и (или) нежилого помещений частного жилищного фонда, нанимателем жилого помещения государственного жилищного фонда, членом организации застройщиков, которые инициируют переустройство и (или) перепланировку, после получения согласования (разрешения) районного, городского исполнительных комитетов, местной администрации района в городе.


2. Для получения согласования (разрешения) переустройства и (или) перепланировки гражданин - собственник жилого и (или) нежилого помещений частного жилищного фонда, наниматель жилого помещения государственного жилищного фонда, гражданин, являющийся членом организации застройщиков (далее вместе - инициатор переустройства и (или) перепланировки), юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которые инициируют переустройство и (или) перепланировку, подают заявление и представляют документы в соответствии с законодательством об административных процедурах в районный, городской исполнительные комитеты, местную администрацию района в городе по месту нахождения помещения.


3. При рассмотрении заявления инициатор переустройства и (или) перепланировки, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которые инициируют переустройство и (или) перепланировку, в согласованное с ними время обязаны предоставить доступ в жилое и (или) нежилое помещения работникам организации, осуществляющей эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющей жилищно-коммунальные услуги, и представителям местного исполнительного и распорядительного органа. По результатам осмотра жилого и (или) нежилого помещений составляется акт технического осмотра жилого и (или) нежилого помещений, который подписывается инициатором переустройства и (или) перепланировки, представителем юридического лица или индивидуальным предпринимателем, которые инициируют переустройство и (или) перепланировку, и уполномоченным должностным лицом организации, осуществляющей эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющей жилищно-коммунальные услуги, и утверждается представителем местного исполнительного и распорядительного органа.


4. На основании документов, представленных инициатором переустройства и (или) перепланировки, юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, которые инициируют переустройство и (или) перепланировку, и актов технического осмотра жилого и (или) нежилого помещений районный, городской исполнительные комитеты, местная администрация района в городе не позднее одного месяца с даты подачи заявления принимают решения о согласовании (разрешении) переустройства и (или) перепланировки либо об отказе в согласовании (разрешении) переустройства и (или) перепланировки с указанием мотивов отказа и направляют их инициатору переустройства и (или) перепланировки, юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, которые инициируют переустройство и (или) перепланировку.


5. Отказ в согласовании (разрешении) переустройства и (или) перепланировки может быть обжалован в вышестоящий орган и (или) в суд.



Статья 18. Основания для отказа в согласовании

(разрешении) переустройства и (или) перепланировки


Основаниями для отказа в согласовании (разрешении) переустройства и (или) перепланировки являются:

представление инициатором переустройства и (или) перепланировки, юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, которые инициируют переустройство и (или) перепланировку, документов, в которых содержатся недостоверные сведения;

запрещение переустройства и (или) перепланировки в соответствии с законодательством;

возникновение угрозы обрушения конструкций жилого и (или) нежилого помещений в результате их переустройства и (или) перепланировки.



Статья 19. Последствия самовольных переустройства

и (или) перепланировки


1. Граждане, в том числе индивидуальные предприниматели, юридические лица, осуществившие самовольные переустройство и (или) перепланировку, обязаны получить согласование (разрешение) таких переустройства и (или) перепланировки в порядке, установленном статьей 17 настоящего Кодекса и иными актами законодательства.


2. В случае отказа районного, городского исполнительных комитетов, местной администрации района в городе в согласовании (разрешении) самовольных переустройства и (или) перепланировки жилое и (или) нежилое помещения в срок, установленный районным, городским исполнительными комитетами, местной администрацией района в городе, приводятся в прежнее состояние лицом, осуществившим самовольные переустройство и (или) перепланировку, или за его счет по решению районного, городского исполнительных комитетов, местной администрации района в городе.


3. Граждане, в том числе индивидуальные предприниматели, юридические лица, осуществившие самовольные переустройство и (или) перепланировку, несут ответственность в соответствии с законодательными актами.



Статья 20. Реконструкция многоквартирных, блокированных

и одноквартирных жилых домов


Реконструкция многоквартирных, блокированных и одноквартирных жилых домов осуществляется в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь, с соблюдением обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов.



Статья 21. Перевод жилого помещения в нежилое

и нежилого помещения в жилое


1. Жилое помещение, признанное в порядке, установленном законодательством, не соответствующим установленным для проживания санитарным и техническим требованиям, в случае невозможности устранения такого несоответствия может быть переведено в нежилое с учетом норм статьи 16 настоящего Кодекса.


2. По решению районного, городского исполнительных комитетов, местной администрации района в городе одноквартирный жилой дом либо жилые помещения в таком доме, жилые помещения в блокированном жилом доме, жилые помещения в общежитии, а также жилые помещения, расположенные на первом этаже многоквартирного жилого дома, могут быть переведены в нежилые с соблюдением правил в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, природоохранных, санитарно-эпидемиологических требований, требований пожарной безопасности и иных обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов. Такое решение принимается районным, городским исполнительными комитетами, местной администрацией района в городе не позднее пятнадцати дней с даты подачи заявления собственником, а в случае запроса документов и (или) сведений у иных государственных органов, других организаций - не позднее одного месяца.


3. Для принятия решения о переводе жилого помещения в нежилое его собственник представляет в районный, городской исполнительные комитеты, местную администрацию района в городе документы в соответствии с законодательством об административных процедурах.


4. В решении о переводе жилого помещения в нежилое должны быть указаны:

собственник жилого помещения;

адрес жилого помещения;

вид права на земельный участок, его целевое назначение с учетом перевода жилого помещения в нежилое;

запрет на размещение в помещении промышленных производств, а также объектов, указанных в части первой пункта 9 настоящей статьи (за исключением случаев перевода одноквартирных жилых домов в нежилые);

другие обязательные условия, обеспечивающие соблюдение правил в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, природоохранных, санитарно-эпидемиологических требований, требований пожарной безопасности и иных обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов.

При необходимости проведения перепланировки или реконструкции в переводимом в соответствии с настоящим Кодексом жилом помещении в нежилое в решении о переводе жилого помещения в нежилое предусматривается требование о проведении перепланировки или реконструкции (в том числе вынос общедомовых инженерных систем водо-, тепло-, электро- и газоснабжения, установка приборов индивидуального учета расхода воды, тепловой и электрической энергии, газа) в порядке, установленном законодательством.


5. Районный, городской исполнительные комитеты, местная администрация района в городе принимают решение об отказе в принятии заявления, если собственником жилого помещения не представлены документы в соответствии с законодательством об административных процедурах.

Районный, городской исполнительные комитеты, местная администрация района в городе принимают решение об отказе в переводе жилого помещения в нежилое, если:

собственником жилого помещения представлены документы, в которых содержатся недостоверные сведения;

доступ в жилое помещение многоквартирного жилого дома невозможен без использования вспомогательных помещений или технически невозможно оборудовать такой доступ;

право собственности на жилое помещение обременено правами третьих лиц и не имеется их согласия на перевод этого жилого помещения в нежилое;

жилое помещение не является изолированным;

в жилом помещении зарегистрированы по месту жительства или месту пребывания граждане, за исключением случая, когда в одноквартирном жилом доме либо квартире сохраняются иные жилые помещения и имеются согласие проживающих в них совершеннолетних граждан на перевод жилого помещения в нежилое, а также согласие органов опеки и попечительства (если в жилом помещении проживают или имеют право на проживание несовершеннолетние, признанные находящимися в социально опасном положении либо признанные нуждающимися в государственной защите, или в жилом помещении проживают граждане, признанные недееспособными или ограниченные в дееспособности судом, или это жилое помещение закреплено за детьми-сиротами или детьми, оставшимися без попечения родителей);

перевод жилого помещения в нежилое не соответствует правилам в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, природоохранным, санитарно-эпидемиологическим требованиям, требованиям пожарной безопасности и иным обязательным для соблюдения требованиям технических нормативных правовых актов.

В решении об отказе в переводе жилого помещения в нежилое указывается мотивированная причина такого отказа.

Отказ в переводе жилого помещения в нежилое может быть обжалован в вышестоящий орган и (или) в суд.


6. Нежилое помещение, соответствующее установленным для проживания санитарным и техническим требованиям, по решению районного, городского исполнительных комитетов, местной администрации района в городе на основании заявления его собственника может быть переведено в жилое в порядке, установленном для перевода жилого помещения в нежилое.


7. Законодательными актами могут быть предусмотрены иные случаи перевода жилых помещений в нежилые и нежилых помещений в жилые.


8. Решение о переводе жилого помещения в нежилое может быть отменено решением районного, городского исполнительных комитетов, местной администрации района в городе, если:

вид (виды) деятельности, осуществляемой в этом помещении, не соответствует требованиям настоящего Кодекса или правилам в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, природоохранным, санитарно-эпидемиологическим требованиям, требованиям пожарной безопасности и иным обязательным для соблюдения требованиям технических нормативных правовых актов;

собственником этого жилого помещения подано заявление об отмене решения о переводе жилого помещения в нежилое.

После принятия решения об отмене решения о переводе жилого помещения в нежилое его собственник при необходимости обязан за свой счет в течение одного года привести это помещение в состояние, соответствующее его техническому паспорту до проведения перепланировки или реконструкции, а также осуществить государственную регистрацию изменения недвижимого имущества на основании изменения назначения недвижимого имущества.

Обязанности собственника жилого помещения, предусмотренные частью второй настоящего пункта, указываются в решении об отмене решения о переводе жилого помещения в нежилое.


9. Не допускается

...