Как отразить помощь государства в отчетности по МСФО

preview

Министерство финансов и buxgalter.uz реализуют информационный проект по международным стандартам финансовой отчетности. Положения стандарта IAS 20 «Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи» разъяснила эксперт международной сети «Союзконсалт», налоговый консультант, основатель бизнес-школы «Profi Training» Татьяна ШАЛУНОВА (DipIFR, CIPA):


– «Роль государства в жизнедеятельности бизнеса настолько сильна, что, мне думается, руководителю и бухгалтеру каждой компании необходимо прочитать мою статью на предмет «возможно и меня коснется».

Под «государством» в настоящей статье и IAS 20 понимается правительство, правительственные и аналогичные органы – местные, национальные или международные.

В соответствии с МСФО (IAS) 20 государственная помощь – это действия государства, направленные на предоставление какой-либо экономической выгоды определенной организации или ряду организаций, отвечающих определенным критериям. Поэтому резонно думать, что косвенное получение неких льгот также относится к государственной помощи. Такими косвенными выгодами можно считать, например:

  • определенные торговые ограничения для конкурентов, включая высокие импортные пошлины;
  • создание наиболее благоприятных условий для функционирования предприятия на определенной территории исходя из отраслевых особенностей;
  • участие членов правительства в руководящих структурах компаний и т.д., и т.п.

Ведь получатель косвенных выгод, по сути, ведет деятельность в более благоприятных экономических условиях – в противовес остальным игрокам рынка.

В Узбекистане такой вид помощи весьма часто применяется, однако ее сложно оценить рационально, чего, собственно, и не требует стандарт. Хотя, на мой взгляд, если предприятие получает от такой помощи существенные выгоды, целесообразно их раскрыть для более полного понимания финансовых отчетов.

Давайте сразу определимся с МСФО (IAS) 20, перечислив исключения в его применении:

  • государственная помощь в виде налоговых льгот (налоговые льготы, налоговые каникулы и т.д.);
  • субсидии, связанные с сельским хозяйством, которые учитываются в соответствии с МСФО (IAS) 41;
  • отражение субсидий в финотчетности, отражающее влияние изменения цен;
  • ситуации, при которых государство выступает в качестве полного или частичного собственника предприятия.

Таким образом, мы подходим к тому, что в целях составления отчетности имеют отношение только реальные средства в виде поступления активов (денежного или неденежного характера), именуемые государственными субсидиями. Т.е. – помощь, оказываемая государством в форме передачи организации ресурсов в обмен на соблюдение в прошлом или в будущем определенных условий, связанных с операционной деятельностью организации.


Субсидии - всегда доход

Концептуальный момент: в контексте учета субсидий забудьте счет 8800, который мы активно использовали в НСБУ! В МСФО разрешен исключительно «подход с позиции дохода». Т.е. – отражение на счетах доходов (отсроченных и текущих).

От чего же зависит учет? Для простоты понимания я создала блок-схему, позволяющую правильно отразить субсидию, последовательно отвечая на вопросы:


Рисунок. Блок-схема отражения государственных субсидий


Субсидии, относящиеся к активам

Если компания получает субсидию в виде актива или – на приобретение активов, у нее есть два варианта предоставления ее в финансовой отчетности:

1) представить субсидию как отсроченный доход (в составе обязательств, при этом разделяя текущую и долгосрочную части);

или

2) вычесть ее из балансовой стоимости приобретенного актива.

Речь идет именно о представлении финотчетности, но никоим образом не о синтетическом учете. Т.е. в рабочем плане счетов технически целесообразно предусмотреть специальные счета для учета субсидий. Например, 6200 и 7200.

Проиллюстрируем это на примере.

В конце 2020 года хокимият г. Ташкента бесплатно на 50 лет выделил предприятию участок земли – с условием строительства на этом месте завода по изготовлению окон и создания 1 000 рабочих мест. Справедливая стоимость земли – 5 000 млн сум. Оценка справедливой стоимости осуществляется в соответствии с МСФО (IFRS) 13.

Бухгалтерские проводки:

Описание операции

Сумма, млн сум.

Дебет

Кредит

Получение субсидии

5 000

(ОФП) Земля

(ОФП) Отсроченные доходы

ОФП – Отчет о финансовом положении (Баланс).

Далее остаток на счете «Отсроченные доходы» ежегодно будет уменьшаться на 100 млн сум. за счет списания в состав прочих доходов пропорционально сроку предоставления земельного участка (5 000 млн сум. : 50 лет).

Отражение в ОФП (первый метод):

Долгосрочные активы

Сумма, млн сум.

Земля

5 000

Долгосрочные обязательства

Сумма, млн сум.

Отсроченные доходы

5 000

При использовании второго метода актива и субсидии в ОФП видно не будет. Лишь в случае частичного финансирования приобретения актива за счет государственной помощи при втором методе состав долгосрочных актив будет выше нуля. В то же время эта информация подлежит обязательному раскрытию в примечаниях к финансовой отчетности (вне зависимости от используемого метода представления).  


Субсидии, относящиеся к доходам

Из блок-схемы выше ясно, что нужно разграничить периоды, расходы на которые компенсирует государство.

Так, если субсидия предоставляется для возмещения убытков, понесенных в прошлом, она немедленно признается в составе прибыли или убытка. Если же субсидия предоставлена для возмещения расходов, осуществляемых в настоящее время или в будущем, она признается в составе прибыли или убытка в периоды возникновения и признания этих затрат.

С точки зрения представления субсидий в отчетности снова возможны два варианта:

1) представить субсидию как доход в составе отдельной статьи, такой как «Прочие доходы»;

или

2) вычесть сумму субсидий из соответствующих расходов (т.е. из расходов, которые эти субсидии призваны компенсировать).

Опять рассмотрим это на примере.

В феврале 2021 года правительство приняло решение – компенсировать полученные из-за пандемии убытки компаниям сферы туризма и развлечений. Сумма полученных убытков в 2020 году у предприятия составила 500 млн сум.

Бухгалтерские проводки:

Описание операции

Сумма, млн сум.

Дебет

Кредит

Получение субсидии

500

(ОФП) Денежные средства

(ОСД) Прочие доходы

ОФП – Отчет о финансовом положении (Баланс).

ОСД – Отчет о совокупном доходе (Отчет о финансовых результатах).

Отражение в ОСД:

Статья отчета

Сумма, млн сум.

Прочие доходы

500

Если же эти расходы были компенсированы в прошлом – 2020-м – году, компания могла использовать любой из двух методов представления в отчетности. В первом случае была бы возможность раздельно увидеть сумму расходов и сумму их компенсации непосредственно в ОСД. Во втором – доходы сократили бы полученную сумму убытков.

Напоминаю: информация должна быть обязательно раскрыта в примечаниях вне зависимости от используемого метода представления.


В заключение

Я понимаю, что государственная помощь – это тактические действия государства, основанные на его стратегии. И, как бы то ни было, они не являются ожиданием предпринимателя, особенно – в благоприятные экономические периоды. И все же, как показывает практика, без глубокой вовлеченности властей экономика страны, в первую очередь базирующаяся на благосостоянии бизнеса, не сможет развиваться стабильно».


Экспертлар ўз нуқтаи назарларидан келиб чиққан ҳолда тушунтириш берганлар, бу Сизнинг мустақил қарор қабул қилишингиз учун асос бўлади.
Как применять МСФО в Узбекистане: Международные стандарты финансовой отчетности мсфо, международные стандарты, переход на мсфо, трансформация отчетности, раскрытие информации, бухгалтерская отчетность Консультации по переходу на МСФО: трансформации отчетности в формат МСФО, как учитывать активы, обязательства и капитал в соответствии с МСФО. Консультации по применению стандартов, раскрытию информации и ответственности за нарушения. Все ответы на частые вопросы на Buхgalter.uz! /uz/publish/doc/text168245_pomoshch_gosudarstva_-_v_otchetnosti_po_msfo