Как провести предоплату через онлайн-кассу

preview

В розничной торговле нередко товары реализуются под заказ. Это позволяет покупателю получить эксклюзивный продукт, максимально отвечающий его требованиям. Продавцы такой продукции, как правило, требуют предоплату, чтобы зафиксировать серьезность намерений покупателя и покрыть часть расходов на производство или завоз товара. Однако возникает вопрос: как такие расчеты правильно провести через кассу? Ответа на него пока нет. Считаем, что он заслуживает должного внимания ГНК и скорейшего решения.

По просьбе buxgalter.uz своим мнением о проблеме поделилась налоговый консультант Гульнара ЭРГАШЕВА.

– «Вопрос действительно актуальный и проблемный. У меня есть несколько живых примеров из практики, когда предприниматели обращались в компетентные органы с просьбой решить его, но пока не получили результата. Мне кажется, что переход на онлайн-кассы, на новые технологии, способствующие более точному учету выручки, – самое время для его решения.

В чем суть проблемы? Одно из главных требований к чеку онлайн-ККМ – наличие в нем наименования проданного товара  . Это ограничивает возможности продавца при реализации товара с предоплатой. В этих ситуациях он по факту принимает оплату за один товар двумя частями, но провести это через кассу не может, потому что технология онлайн-касс это не предусматривает. В результате продавец вынужден пропускать всю сумму от продажи товара только после того, как будет произведен окончательный расчет с покупателем. 

Приняв предоплату и не пропустив ее через кассу, предприниматель не может по факту отразить в учете расход этих средств на закуп материала и другие расходы, связанные с изготовлением заказа. Пропустить через кассу каждый платеж по отдельности, указав в качестве реализуемого изделия один и тот же товар, – тоже неправильно, ведь по факту было изготовлено и продано одно изделие. Как ни крути, в документах всегда один результат – искажение реальной картины.

Есть нюансы и с точки зрения налогообложения. Согласно ПКМ №489 от 14.08.2020 г. чек онлайн-кассы, выданный физическому лицу, – это полноценный документ, заменяющий счет-фактуру. Это означает, что получил выручку по чеку – заплати с нее налоги. Однако согласно ст. 304 НК авансы покупателей – это не доход для целей налогообложения. 

 

Налоговики уверены, что «в рознице нет предоплаты»

Должна отметить, что предприниматели не молчат. У меня есть ответ налоговиков на одно из таких обращений в городское налоговое управление, и он не может не вызвать возмущения. Из него следует, что, по мнению авторов ответа, в розничной торговле не может быть авансовых платежей! Возникает вопрос: как не может быть, когда они по факту есть? И это – нормальная практика.

Специалисты центров технического обслуживания онлайн-ККМ и оператора фискальных данных – НИЦ «Янги технологиялар» при ГНК пояснили, что технически внести в программу и соответственно в чек слово «аванс» или «предоплата» – возможно. Однако ОФД может произвести соответствующие перенастройки системы онлайн-касс только по поручению ГНК и после внесения дополнений в нормативно-правовые акты.


Что делать?

Я вижу одно решение проблемы – совершенствование нормативно-правовой базы и техническая перенастройка системы онлайн-ККМ.

Продавцы должны иметь возможность проводить предоплату через кассу – с соответствующей пометкой в чеке о том, что это «предоплата», а не окончательный расчет за товар. При этом информационные системы ГНК должны принимать суммы авансовых платежей с учетом особенностей их налогообложения, предусмотренных Налоговым кодексом.

Подчеркну: решение поднимаемого вопроса – это решение имеющихся проблем искажения бухгалтерского и налогового учета».

Подготовил Олег ГАЕВОЙ