Уставный фонд производителей спирта и алкоголя привязали к виду продукции и ввели новые штрафы

preview

Утверждено Положение о порядке лицензирования деятельности по производству пищевого и технического этилового спирта, алкогольной продукции (ПКМ от 23.08.2019 г. № 707).

Большая часть нововведений уже анонсировалась нами, поскольку зафиксирована ранее вышедшими документами.

Во-первых, изменился лицензирующий орган. Теперь это Инспекция по регулированию алкогольного и табачного рынка при Министерстве финансов (далее – Инспекция). Она наделена широкими контрольными полномочиями. Среди прочего, Инспекция имеет право:

  • доступа ко всем административным, производственным, лабораторным и складским помещениям, линиям производства, оборудованию, транспортным средствам и иной технике без предварительного уведомления лицензиата и в порядке уведомления бизнес-омбудсмана путем регистрации в Единой системе электронной регистрации проверок;
  • проводить визуальный осмотр для проведения предварительного контроля качества выпускаемой продукции и ее хранения;
  • инспектировать соблюдение технических и технологических норм при производстве, контролировать качество хранения и оборот пищевого и технического этилового спирта, алкогольной продукции, в том числе качество сырья и вспомогательных материалов, используемых на производстве;
  • контролировать внесение лицензиатом своевременной и достоверной информации в Информационную систему учета, включающей в том числе систему маркировки и прослеживания алкогольной продукции, а также внесение своевременной и достоверной информации в информационную систему электронных счетов-фактур, интегрированную в информационную систему ГНК;
  • по фактам нарушения законодательства и лицензионных условий запрашивать и получать объяснительные должностных лиц в письменном виде;
  • налагать штрафы за нарушение лицензионных требований.

Во-вторых, лицензия теперь также нужна для производства технического спирта, а с 1 января 2021 года – пива и пивных напитков. Некоторые лицензируемые позиции скорректированы. Например, крепость производимых винных напитков – от 7 до 22% (было – от 4 до 28%).

В-третьих, установлены дополнительные лицензионные требования и условия. Некоторые начнут действовать с будущего года (см.УП–5656 от 5.02.2019 г.). Помимо них также введены:

  • обязательная регистрация основного производственного оборудования пищевого и технического этилового спирта и алкогольной продукции, а также регистрация и перерегистрация его собственников в Инспекции, предварительное согласование с Инспекцией изменений в технических и технологических процессах производства, установленной годовой производственной мощности выпускаемой продукции, а также в документах по расположению производственного цикла и инженерно-технических коммуникаций;
  • обновление морально и физически устаревшего основного производственного оборудования, с последующей его регистрацией в Инспекции;
  • внедрение и использование информационной системы учета объемов производства и оборота пищевого и технического этилового спирта, алкогольной и табачной продукции, включающей систему маркировки и прослеживания алкогольной продукции, а также использование электронных счетов-фактур;     
  • уставный фонд должен постоянно обеспечиваться на определенном уровне, его минимальный размер теперь зависит от вида производимой продукции:
    • пищевой этиловый спирт и водка – от 10 000 базовых расчетных величин (БРВ) и выше;
    • другая алкогольная продукция (кроме первичной переработки винограда и плодов) – от 1 000 БРВ и выше.

При этом переоформить действующую лицензию можно досрочно, не дожидаясь окончания ее действия (31.12.2019 г.), по новым лицензионным требованиям.

В-четвертых, вместо госпошлины за выдачу лицензии вносятся ежегодные лицензионные платежи. Первая оплата производится до получения лицензии – реквизиты и сумма указываются в уведомлении, направляемом (вручаемом) соискателю.

Размер ежегодного лицензионного платежа зависит от группы производимой продукции:

п/п

Группа производимой продукции

Размер ежегодного лицензионного платежа (кратно к БРВ)

1

Пищевой этиловый спирт ректификованный

100

2

Технический этиловый спирт, эфироальдегидная фракция (головная фракция этилового спирта)

25

3

Водка и ликеро-водочная продукция из пищевого этилового спирта

250

4

Винный напиток крепостью от 7 до 22%

250

5

Водка виноградная и плодовая, вино виноградное и плодово-ягодное, коньяк, коньячный напиток, бренди, виски, ром, кальвадос

100

6

Спирт виноградный и плодово-ягодный, винный спирт, спирт-сырец виноградный и плодово-ягодный, дистиллят виноградный, винный, коньячный, висковый, ромовый, плодово-ягодный и кальвадосный, вино игристое и газированное

50

7

Виноматериалы виноградные и плодово-ягодные

25

8

Пиво и пивные напитки, при мощности производства:

 

свыше 500 тыс. дал в год

250

меньше 500 тыс. дал в год

25


Но этим перечень изменений, произошедших в процедуре лицензирования, не исчерпывается. Также отметим, что производством пищевого и технического этилового спирта, алкогольной продукции могут заниматься только юрлица – резиденты Узбекистана, а  производством пищевого этилового спирта – только юрлица с госдолей или долей госоргана хозяйственного управления от 50% и более.

Под запретом производство алкогольной продукции из пищевого спирта иностранного производства. Также запрещено производство пищевого и технического этилового спирта, алкогольной продукции 2 и более лицензиатам в одних и тех же стационарных помещениях и на одном оборудовании.

Документы, необходимые для получения лицензии, можно направить в Инспекцию в электронной форме с уведомлением об их получении. В этом случае соискатель подтверждает их своей ЭЦП. Указав в заявлении электронный адрес, соискатель соглашается получить уведомление о принятом решении в электронной форме посредством информационной системы.

Сбор за рассмотрение заявления повысился до 4 БРВ на день уплаты (был 1 МРЗП).

Кроме того, в документе прописаны финсанкции – конкретные размеры штрафов, налагаемых на лицензиатов:

№ п/п

Вид нарушения

Размер штрафа

1

Необеспечение использования имеющихся годовых производственных мощностей по производству водки, а также водки и ликероводочной продукции из пищевого этилового спирта не менее чем на:

 

60 процентов

150 БРВ

40 процентов

250 БРВ

2

Необеспечение использования имеющихся годовых производственных мощностей по производству ликероводочных изделий из пищевого этилового спирта на организациях, не производящих водку, не менее чем на:

 

50 процентов

150 БРВ

30 процентов

250 БРВ

3

Производство алкогольной продукции с использованием других видов спирта (кроме этилового, коньячного и плодового, спирта этилового ректификованного виноградного, спирта этилового ректификованного плодового), а также производства алкогольной продукции с использованием иностранного этилового спирта

200% стоимости произведенной продукции (по оптово-отпускным ценам), но не менее 150 БРВ

4

Хранение этилового спирта и алкогольной продукции в местах хранения, не внесенных в заявление при получении лицензии

100% стоимости товара, который находится в таком месте хранения, но не менее 150 БРВ

5

Реализация алкогольной продукции (за исключением пива) предприятиями-производителями по ценам ниже установленных минимальных оптово-отпускных цен на такую продукцию

20% от стоимости реализованной алкогольной продукции, но не менее 100 БРВ

При повторном выявлении того же нарушения в течение года после применения штрафа

50% от стоимости реализованной алкогольной продукции, но не менее 200 БРВ

6

Реализация пищевого этилового спирта без 100-процентной предварительной оплаты

100% стоимости, вывезенной или транспортируемой продукции, но не менее 150 БРВ

7

Реализация алкогольной продукции (за исключением пивоваренной продукции, игристого и натурального вина) лицу, не имеющему лицензий на оптовую торговлю алкогольной продукцией

100% стоимости, вывезенной или транспортируемой продукции, но не менее 150 БРВ

8

Производство и (или) оборот пищевого этилового спирта и алкогольной продукции без их учета в Информационной системе учета

50 БРВ

9

Непредставление или несвоевременное представление информации или представления информации с недостоверными сведениями в Информационную систему учета об объемах производства и (или) оборота пищевого этилового спирта, алкогольной продукции

50 БРВ

10

Невыполнение других лицензионных требований

50 БРВ


Документ опубликован в Национальной базе данных законодательства и вступил в силу 24.08.2019 г.

 Олег Заманов.