Будем раскачиваться на качелях или все же обретем равновесие

preview

Продолжается полемика в Фейсбуке и других социальных сетях по поводу анонсированного Министерством инвестиций и внешней торговли (МИВТ) пересмотра ставок таможенных пошлин.

Высказались, и довольно резко, пожалуй, все противники повышения любых тарифов любым способом на любые товары.

Некоторые не постеснялись воспользоваться и откровенным стебом. В комментариях к некоторым статьям высказывалось следующее: «Опять протекционизм», «Это возврат назад». Хотелось бы спросить, куда назад? На сколько лет? На два–три? А антипротекционизм, это куда?  Отвечу: это сразу в начало 90-х…

Помните?! Или уже подзабыли?! Учителя стали продавцами на рынках. Работы нет ни у кого, кто имеет квалификацию и хочет работать по своей специальности. Вся страна – сплошная торговая точка.

Согласен, за годы независимости можно было наверняка сделать больше, построить лучше, конкурировать честнее и т.д., и т.п. Не спорю.

Мало того, мы сами (Ассоциация таможенных брокеров) выступали за снижение тарифов. Также выступали за приведение в соответствие с нормами ВТО ставок акцизного налога. То есть нам нужен был сбалансированный тариф, который работал бы как хороший регулятор, без сильных необоснованных экономическими показателями завышений (к примеру, ставки на автотранспортные средства).

Иными словами:

  • у нас был высокий тариф (образно представим его как забор высотой в 1,5 м); 
  • был разумный, сбалансированный тариф (представьте себе забор высотой 0,8 м);
  • сделали нам в прошлом году почти нулевой тариф, но с сохранившимися отдельными безумно высокими ставками на продукцию автопрома и электротехническую продукцию (этакий непонятно какой забор: голая земля и торчащие доски высотой от 1,5 до 3 м, а кое-где и до 20-ти).

Что предложило МИВТ?

То, что анонсировал МИВТ, – попытка вернуться (да-да, вернуться)  к построению разумного, сбалансированного тарифа.

Правда, и их подход подразумевает много «нулевых» дыр. Что недопустимо! Нулевая пошлина – предмет взаимных уступок и договоренностей (к примеру, зона свободной торговли).

В свое время существовали достаточно сбалансированные тарифы, где широко применялась 1-процентная пошлина, за счет которой собиралось 50% таможенных платежей. В такой ситуации нет соблазнов «задрать» повыше ставки по отдельным товарам (а мы помним и такую практику: обложить побольше то, что ввозится, независимо от потребности, производства и т.д., просто хотелось больше платежей). Увы, они просуществовали недолго, и было это давно.

Подводя итоги:

  • там, где МИВТ предлагает в своей концепции оставить 0%, необходимо ввести 1%;
  • НДС необходимо начинать снижать!

Оба этих предложения мы давали еще в сентябре 2017 года!

Как у них получится?

Есть ведь соблазн опять отгородиться высоким забором… Такой сценарий дальнейшего развития возможен, но совершенно неприемлем! Так же, как и неприемлемы действующие тарифы.

Будем надеяться, что у наших ответственных лиц хватит здравомыслия, умения, сил и знаний, чтобы не перегнуть палку.

А для того чтобы застраховаться от «перегибов», надо сделать одну простую вещь, связанную с непростым для государственного аппарата решением:

  • создать комиссию по формированию тарифов с участием представителей не только госорганов, но и бизнеса, включая бизнес-ассоциации;
  • при этом (обязательно!) на паритетной основе должны быть представлены как трейдеры, так и производители товаров (работ, услуг).

Не достигнув разумного компромисса в формировании таможенного тарифа, страна рискует потерять часть бизнеса: либо в среде трейдеров, или же в среде производителей.

А за каждым предприятием (и торговым, и производственным) стоят люди, которых оно обеспечивает работой и доходом.

Арсен АЙРАПЕТЬЯНЦ, председатель Ассоциации таможенных брокеров Узбекистана