Дильшод Султанов объяснил, зачем государство снизило ставку НДС до 15%

preview

Указ Президента №УП-5837 от 26.09.2019 г. внес в налоговую политику серьезные изменения. Об ожидаемых их последствиях buxgalter.uz рассказал заместитель министра финансов Дильшод СУЛТАНОВ.

- Поручение Президента снизить ставку НДС до 15% прозвучало 11 сентября в ходе селекторного совещания. Прошли две недели – и выходит Указ. Как это удалось?

- С начала года принимались меры по укреплению и внедрению новых форм налогового администрирования, чтобы обеспечить полноту поступлений по НДС. Отмена льгот и введение дополнительных критериев увеличили количество плательщиков налога и обеспечили удлинение «цепочки» НДС. Активно шел процесс и перехода на добровольную его уплату.

Кроме того, началось поэтапное введение электронных счетов-фактур и системы онлайн-ККМ. Все это позволит глубже анализировать и предотвращать уклонение от НДС.

- Что даст снижение ставки НДС бизнесу и гражданам?

- Снижение НДС будет выгодно всем. Гражданам – поскольку потребительский рынок стабилизируется. Бизнесу – поскольку увеличится спрос на его продукцию за счет повышения покупательской способности населения. При этом мы ожидаем, что предприниматели снизят цены в условиях равной конкуренции.

В распоряжении налогоплательщиков за счет снижения ставки налога окажутся дополнительные средства. Например, у субъектов электроэнергетической отрасли должно высвободиться 53 млрд сумов, в сфере переработки хлопка - 60 млрд сумов. То же самое произойдет в тех отраслях, где цены определяются государством или биржевыми котировками.

Снижение НДС позволит эффективнее формировать непрерывные «цепочки» налога на добавленную стоимость по большинству товаров, производимых в стране. Мы ожидаем, что повысится собираемость НДС, расширится налогооблагаемая база за счет выхода бизнеса из тени. Для этого государство продолжит вести позитивный диалог с бизнесом и обратит большее внимание на лиц, осуществляющих нелегальное предпринимательство. Это позволит защитить добросовестных налогоплательщиков.

- Следующий вопрос, который напрашивается, – чем вы будете перекрывать выпадающие доходы?

- Ожидается, что поступления НДС не будут снижаться за счет роста налогооблагаемой базы и принимаемых мер по легализации бизнеса.

Также снижение ставки планируется компенсировать за счет:

  • увеличения ставок акцизного налога без увеличения налоговой нагрузки в целом. Несмотря на снижение ставки НДС, цена на подакцизные товары не изменится. Это касается, прежде всего, алкоголя и табачной продукции;
  • отмены налоговых и таможенных льгот;
  • внедрения электронных счет-фактур и усиления камерального контроля;
  • совершенствования таможенного администрирования по товарам, входящим в группу риска;
  • увеличения ставки налога на прибыль с 12% до 15%.

- Не ухудшит ли увеличение ставки налога на прибыль инвестиционную привлекательность страны?

- Полагаем, что увеличение ставки налога на прибыль не сильно скажется на инвестиционной привлекательности. В этом случае нужно обязательно учитывать и ставку налога по доходам в виде дивидендов. А она остается на прежнем, очень низком уровне – 5%.

Вместе с тем, совокупная ставка на прибыль в Узбекистане продолжает оставаться одной из самых низких среди стран СНГ. С учетом налога с дивидендов совокупная ставка налога на прибыль составит 19,3%. Для сравнения в Казахстане совокупная ставка составляет 24%, в России - 30,4%.

- Чем вызвана отмена упрощенного НДС? Его вводили на срок до 1 января 2020 года

- Упрощенный порядок НДС был нужен в самом начале налоговой реформы, когда количество плательщиков НДС резко увеличилось. Многие из них не имели достаточных навыков для его исчисления и уплаты, поэтому упрощенный порядок вводился как временная, переходная мера.

Предприниматели вскоре стали понимать, что УНДС невыгоден, так как отсутствует механизм зачета входного налога. С другой стороны, их продукция для покупателей, уплачивающих общеустановленный НДС, становится непривлекательной, поскольку НДС им выставляется по пониженной ставке и засчитывать приходится меньше.

В результате количество плательщиков, применяющих упрощенный НДС, сокращается. По итогам I квартала 24% от общего количества плательщиков использовало упрощенный порядок, во II квартале – 18%, в III квартале – 12%. Тенденция однозначная.

Кроме того ставки упрощенного НДС были рассчитаны исходя из 20-процентной ставки налога и уровня добавленной стоимости по отраслям. Со снижением ставки до 15% упрощенный НДС оказался ненужным.

Есть еще один весомый плюс отмены режима УНДС, - это позволит нам создать единую систему оценки рисков при администрировании НДС.