ДМ билан боғлиқ бўлмаган норезидентларга даромадлар тўласангиз, ўқиб чиқинг:
Переход на ЭСФ: работники налоговых инспекций оказались "крайними"
В Ташкенте прошли семинары, на которых сотрудники НИЦ «Янги технологиялар» при ГНК постарались объяснить коллегам-налоговикам и предпринимателям, как будет совершаться обязательный переход на ЭСФ и онлайн-кассы. Высокую активность на этих встречах проявили сотрудники районных ГНИ, поскольку к ним ежедневно обращаются налогоплательщики с вопросами. А ответов на эти вопросы пока ни у кого нет.
Ситуацию накаляют сроки: вплотную работать с новыми технологиями придется уже через 3 недели.
Налоговый комитет готовит новый документ по ЭСФ
ГНК работает над нормативным документом, который ответит на «открытые» вопросы по ЭСФ и устранит противоречия в законодательстве по данному вопросу. Этот документ разрабатывается на основе анализа многочисленных обращений бухгалтеров и критических публикаций экспертов.
Уже есть рабочий вариант проекта, но он не вызывает у налоговых консультантов особого восторга. Проект – сырой, а предлагаемые в нем решения требуют тщательной проработки и корректировки. Эксперты считают, что если он будет принят в такой редакции, это только усугубит положение. Появится еще больше вопросов и противоречий...
Успеют ли налоговики решить этот вопрос до 1 января 2020 года? Документ нужно доработать, согласовать с министерствами и ведомствами, утвердить. А в идеальном варианте – еще и апробировать до утверждения. И все это нужно успеть, как минимум, за дней 10 до окончания года. Потому что у операторов электронного документооборота и бухгалтеров должно быть время, чтобы подготовиться к работе с учетом новых норм.
Цена вопроса, перебои с интернетом, документы через Казначейство
На фоне других проблем платность счета-фактуры отошла на второй план. Цена вопроса уже не так заботит предпринимателей. Электронные счета-фактуры значительно удобнее и экономически выгоднее бумажных. Их невозможно потерять, не нужно звонить контрагенту, дожидаясь пока он подпишет. С ЭСФ очевидна экономия на расходах на доставку, особенно – в ситуациях, когда в документ нужно внести изменения.
Зато предпринимателей беспокоят проблемы качества интернета и перебои с энергоснабжением. Налоговики пытаются отвечать вопросом «Отчеты же сдаете? Ежемесячно!». Предприниматели же в ответ приводят примеры, когда для сдачи отчета им приходилось ехать туда, где есть свет и интернет. Но это – не вариант для ЭСФ! Все же должно совершаться в режиме реального времени – по факту отгрузки или оказания услуг. И предприниматели требуют скорее обеспечить нормальный интернет на территории всей страны. И на это у нас тоже есть не более 3 недель срока!
Часто поднимаются вопросы о датах ЭСФ. Один из самых злободневных – взаимоотношения с бюджетными организациями. Все их платежные документы проходят через Казначейство и не всегда оформляются в срок. Если эта практика сохранится и в будущем, то возникает вопрос: как поставщик, реализующий товары и услуги бюджетному предприятию, должен отражать реализацию – по факту отгрузки или по факту одобрения и принятия ЭСФ Казначейством?
Эта проблема, по словам налоговиков, должна решиться в ближайшие дни. Центр телекоммуникаций при Министерстве финансов получает статус оператора фискальных данных.
Нужно ли привязывать кассу к конкретной точке с точностью до координат
Вопросов по переходу на онлайн-ККМ на семинарах в ГНК было значительно меньше, и они, в основном, носили ознакомительный характер. Предпринимателей интересует, где и как можно приобрести, зарегистрировать оборудование, чем различаются модели онлайн-ККМ разных производителей.
Вместе с тем поднимаются и серьезные вопросы, требующие решения. В частности, предприниматели считают, что онлайн-ККМ и виртуальные кассы не нужно привязывать к конкретной точке с определенными координатами.
Согласно ПКМ №943 налоговые органы будут фиксировать расположение каждой кассы с высокой точностью в пределах заданных географических координат. Это создает неудобства для развития сервисов по доставке заказов с расчетом у клиента.
Без ответа остается и вопрос применения онлайн-ККМ в такси.
Все это еще раз подтверждает необходимость «мягкого» переходного периода, когда никто никого не наказывает, пока система отрабатывается на практике.
Замира ДЖУРАЕВА, эксперт «Нормы»,
Олег ГАЕВОЙ