Ноябрь ойидаги бухгалтер учун фойдали ахборот:
Что происходит с КЛС и актами сверки по налогам
Интерактивные услуги «Лицевые карточки» и «Акт сверки» в персональном кабинете налогоплательщика перекочевали с my.soliq.uz на my3.soliq.uz. И по новому адресу вас может ждать неприятный сюрприз: некоторые данные могут отличаться от прежних.
Что делать в такой ситуации бухгалтеру, по просьбе buxgalter.uz рассказала налоговый консультант Гульнора ЭРГАШЕВА:
– Прежде всего хочу обратить внимание, что Налоговый комитет дал несколько рекомендаций, которые помогут работать с функционалом на my3.soliq.uz:
1. Во вкладке интерактивной услуги «Лицевая карточка» по умолчанию указаны регион и район по месту регистрации. При необходимости можете выбрать другой регион и район, год, вид налога, таблицы («Краткий» или «Полный»), затем нажмите кнопку «Показать». В результате получите таблицу с информацией по указанному виду налога и периоду. Ее можно выгрузить в Excel.
Если информация автоматически не отображается, нажмите «Обновить».
2. Во вкладке интерактивной услуги «Акт сверки» также по умолчанию указаны регион и район по месту регистрации, их можно изменить по выбору.
Укажите единицу измерения, дату и нажмите кнопку «Показать». В таблице ниже сформируется акт сверки на указанную дату.
Опять же, если информация не отображается автоматически, нажмите кнопку «Сформировать».
Акт сверки также можно выгрузить в формате pdf или в Excel.
3. Если у вас изменились или появились новые обязательства по уплате налога в определенном регионе (например, появился новый объект налогообложения на какой-то территории), нажмите на кнопку «Обновить регион», чтобы увидеть эти данные на портале.
4. Ведомство продолжает дорабатывать услугу и сообщает, что в этот функционал могут быть внесены незначительные изменения, не влияющие на общий результат.
Что делать, если появились непонятные задолженности
У некоторых налогоплательщиков в результате переноса данных с портала на портал внезапно вылезли долги, которых раньше не было, или исказились суммы переплат. У одного моего клиента даже появилась задолженность по налогу, который отменен еще в 2020 году. Тогда как на my.soliq.uz никаких проблем с его расчетом и уплатой не отражалось.
Несмотря на то, что на my3.soliq.uz вы видите сообщение о том, что портал работает в тестовом режиме и некоторые его функционалы могут работать некорректно, игнорировать расхождения не стоит.
Мы не знаем, откуда они появились. Может быть, новое ПО выявило ранее допущенные ошибки? А, может быть, это – результат ошибок в самом ПО. Поэтому выясните, в чем причина, и добейтесь устранения расхождений.
Мы не знаем, как данные портала my3.soliq.uz сейчас взаимодействуют с прочими информационными системами налоговых органов, которые отвечают за начисление пени, допроверочный анализ и камеральные проверки. Хорошо, если это просто ошибки нового ПО и вы ничего не должны бюджету. Ну и, само собой, все ваши переплаты должны быть на месте.
Действовать нужно незамедлительно, не дожидаясь «писем счастья». Чем дольше вы оттягиваете разбирательство, тем больше усложняете себе работу. Ведь время идет, появляются новые начисления... А данные на новый портал ведомство перенесло аж с 2017 года, т.е. – за весь срок исковой давности.
Ситуацию усложняет еще и то, что «переезд» случился внезапно. Было бы правильно, если бы за несколько дней до закрытия «Лицевых карточек» и «Актов сверки» на my.soliq.uz налогоплательщиков бы предупредили о предстоящих изменениях. Тогда у них было время сделать свежие акты сверок и сохранить их. И это бы очень помогло проверить данные на новом сайте. Но – увы. Получается, что повезло тем, кто делал акт сверки в последние дни работы интерактивных услуг на my3.soliq.uz. Другим придется довольствоваться тем, что есть.
Рекомендую поступить так:
- Зафиксируйте скриншотами те моменты в «Лицевых карточках» и «Актах сверок» на my3.soliq.uz, с которыми вы не согласны.
- Письменно обоснуйте свою позицию и приложите документы, доказывающие вашу правоту.
- Отправьте письмо с этими сопроводительными документами через персональный кабинет налогоплательщика в свою налоговую инспекцию и по электронной почте my@soliq.uz.
- Проявляйте настойчивость, чтобы ваше обращение было рассмотрено самым тщательным образом. В результате либо данные должны отражаться корректно, либо налоговики должны обосновать, почему ваши новые цифры не соответствуют прежним.
Подготовил Олег ГАЕВОЙ