Экспертлар томонидан тасдиқланган жавобларни олинг:
Проверка благонадежности контрагента перед заключением договора – это требование законодательства о должной осмотрительности. Компании должны удостовериться в способности делового партнера исполнить обязательства по сделке.
Мы подготовили пошаговую инструкцию – как проверить компанию быстро. Вам пригодится памятка с сервисами проверки контрагента.
Внимание
Чтобы не пропустить нужное разъяснение, подпишитесь на наш Телеграм-канал.
В материале:
– пошаговая инструкция по проверке контрагента в Узбекистане:
- сбор информации в открытых источниках. Список бесплатных ресурсов для проверки контрагента;
- анализ документов компании;
- проверка адреса, склада и личное знакомство с директором;
- анализ финансового положения, платежеспособности юрлица;
- анализ деловой репутации контрагента.
– как бухгалтеру организовать работу по проверке контрагентов:
- внедрение в регламент работы бухгалтерии и других отделов;
- ответственные лица и периодичность;
- полезные советы.
Проверка контрагентов – одна из важных задач бухгалтера. Последствия работы с неблагонадежным контрагентом – это не только убытки от неисполнения договора. Расходы по сделке с неблагонадежным контрагентом, который не выполнил своих обязательств, не будут признаны для целей налогообложения, если вы не проявили должной осмотрительности.
Поэтому у вас должны быть подтверждения того, что проверка контрагента проведена и на момент заключения договора партнер имел признаки добросовестности и платежеспособности. Эти доказательства пригодятся в случае налоговой проверки или письма о доначислении налогов.
Наша пошаговая инструкция поможет быстро и качественно проверить контрагента. Даже если проверкой занимается другой работник, например, юрист или менеджер, бухгалтеру важно сохранить контроль, так как речь идет о профессиональной ответственности и налоговой безопасности компании.
Проверка контрагента в Узбекистане: пошаговая инструкция в 2025 году
Шаг 1. Соберите информацию из открытых официальных источников
На сайтах госорганов можно бесплатно проверить контрагента по ИНН. Сохраните и распечатайте полученную информацию.
1. На сайте статоргана можно получить выписку из Единого государственного регистра предприятий и организаций (ЕГРПО). Из нее вы узнаете об уставном фонде контрагента, его учредителях, ОКЭД, дате регистрации фирмы, телефонах и адресе. По этой выписке убедитесь в том, что компания действует (не ликвидирована).
❖
Пошаговую инструкцию о том, как получить выписку из ЕГРПО, смотрите здесь > > >
2. Действующий статус компании можно подтвердить также через «Модуль регистрации субъектов предпринимательства ЕПИГУ». Здесь можно проверять контрагентов по ИНН в трех вкладках:
- Анонсы и уведомления (о реорганизации и ликвидации);
- Юридические лица переведены в недействующий статус;
- Кандидаты на ликвидацию.
Не рекомендуется заключать договор с реорганизуемой компанией, так как в будущем могут последовать замена контрагента, сложности с исполнением и взысканием. Кроме того, в период реорганизации могут действовать ограничения на сделки – есть риск признания договора недействительным.
3. На сайте налоговой на главную страницу выведен модуль «Бизнес без рисков», где собран функционал для проверки юрлиц из разных разделов сайта my3.soliq.uz. Проверьте контрагента по всем реестрам – это и есть подтверждение должной осмотрительности с точки зрения налоговой. Для проверки вам понадобится ИНН контрагента.
Модуль «Бизнес без рисков» включает сервисы:
- «Должники по налогам и другим платежам». Если у вашего контрагента долги по налогам, высок риск блокировки его счетов.
- «Сомнительные субъекты» – перечень субъектов, которые, по мнению налоговиков, проводят сомнительные операции и работают в тени;
- «Бизнес без рисков» с перечнями:
– «Сведения о субъектах предпринимательства»;
– «Сведения о предприятиях, проходящих обязательную аудиторскую проверку». По этому списку можно определить компании, уклонившиеся от аудиторской проверки;
– «Сведения о субъектах хозяйствования, признанных банкротами или снятых с Государственного реестра»;
– «Сведения о плательщиках налога на добавленную стоимость». По ИНН контрагента вы можете убедиться, является ли компания плательщиком НДС. Также доступны данные о дате постановки на НДС-учет и статусе НДС-свидетельства (активно, временно приостановлено, завершено или отменено).
Счет-фактура с НДС, выписанный организацией, не являющейся плательщиком НДС, не дает права на зачет налога. Более того, если сам контрагент, будучи неплательщиком НДС, указывает НДС в ЭСФ, это может повлечь для него штрафы и разбирательства с налоговой. Поэтому, перед тем как подписывать договор и принимать ЭСФ, проверьте НДС-статус контрагента.
Помимо модуля «Бизнес без рисков» на my3.soliq.uz есть и другой работающий функционал для проверки:
- «Сведения о контрагенте» в персональном кабинете. Понадобится пароль для доступа от контрагента. Ваш бизнес-партнер сам решает, к какой информации предоставить доступ;
- «Черный» список НДС-плательщиков. Этот перечень расположен на старом сайте: https://old.soliq.uz/activities/tax-risk-analysis – но он обновляется ежедневно. Проверьте, входит ли контрагент в число предприятий, злоупотребивших правом уменьшения суммы НДС, подлежащей уплате. Имейте в виду, что налогоплательщикам, внесенным в «черный» список, грозит аннулирование НДС-свидетельства и их контрагенты не смогут взять в зачет сумму НДС. Как воспользоваться сервисом, читайте здесь >>>.
4. На портале Электронной системы госзакупок расположен Единый реестр недобросовестных исполнителей. В него включаются компании и лица, которые:
- не выполнили договорные обязательства, представили ложные сведения или поддельные документы при участии в госзакупках;
- скрыли аффилированность или наличие конфликта интересов;
- выиграли тендер, но отказались или уклонились от заключения договора;
- признаны судом виновными в мошенничестве или коррупции;
- имеют высокий уровень налогового риска.
Если ваш контрагент «сидит» в реестре недобросовестных исполнителей, это сигнализирует о возможном неисполнении обязательств по договору.
5. Еще одна услуга, которая поможет проверить платежеспособность контрагента, доступна на портале госуслуг: https://my.gov.uz/ru/service/721. Введя ИНН, вы:
- получите информацию о размере уставного фонда, Ф. И. О. и номере телефона директора;
- узнаете, платежеспособна или неплатежеспособна организация и дату объявления неплатежеспособности.
Вам пригодится материал, как проверить финансовое положение организации.
6. В Узбекистане функционирует Реестр обязательств – для проверки долгов компании по исполнительным документам. Его ведет Бюро принудительного исполнения.
В реестр включают компании и индивидуальных предпринимателей, у которых нет имущества или денег для погашения долгов по решению суда или актам других органов, – исполнительное производство по ним закрывается из-за невозможности взыскания. Однако, как только на счет таких должников попадут денежные средства или появится иное имущество, исполнительное производство будет возобновлено.
Что это значит? Если контрагент попал в реестр, у него могут быть проблемы: арест имущества, блокировка счетов. Для бухгалтера это – сигнал: такой партнер ненадежный, и сделка с ним с большой вероятностью затянется или сорвется.
7. Сервисы, которые дадут информацию о предмете договора
Перед заключением сделки обязательно проверьте, находится имущество в залоге или нет. Сделать это можно через Залоговый реестр Узбекистана.
Поиск доступен любому лицу без ограничений. Проверку можно провести по ИНН компании, кадастровому номеру объекта недвижимости, серии и номеру оборудования, номеру ЭСФ и т. д. Чтобы получить официальную выписку из реестра, нужно зарегистрироваться на сайте.
Перед покупкой автомобиля рекомендуем воспользоваться услугой ЕПИГУ: «Выдача справки об истории автомобиля». Вы получите полные данные об автомобиле, в том числе – о ДТП, есть ли запрет, находится ли авто в залоге и другую юридически значимую информацию. Это – единственная платная услуга, которую мы включили в наш список. Стоит она 0,09 БРВ.
Шаг 2. Получите документы юрлица
Обычно информации из открытых источников бывает достаточно, чтобы составить представление о статусе юрлица.
Важно: перед совершением сделки запросите у будущего партнера и проверьте такие документы:
- лицензию и другие разрешительные документы – если они необходимы для вида деятельности контрагента;
- документы по сделке – в зависимости от вида сделки, которую вы планируете заключить. Например, если планируется купля-продажа авто – документы юрлица по этому автомобилю;
- документы, подтверждающие полномочия лица, которое будет подписывать договор (доверенность).
Еще больше нюансов по проверке документов вы узнаете из рекомендаций юристов-практиков:
Шаг 3. Убедитесь, что у контрагента есть производственная база и персонал. Познакомьтесь с директором лично
Один из важных этапов проверки контрагента, который рекомендуем провести в рамках должной осмотрительности, – подтверждение того, что организация действительно ведет хозяйственную деятельность.
Проверьте фактический адрес, по которому зарегистрирован контрагент. Это поможет выявить фирму-однодневку. Если компания зарегистрирована по адресу совместно с десятком других организаций, это может быть признаком того, что она не ведет реальную деятельность.
Возможные признаки фирмы-однодневки:
- отсутствие реального офиса и работников;
- минимальные налоговые отчисления;
- отсутствие отчетности;
- регистрация компании менее 3 лет назад.
Напроситесь «в гости» на склад. Это позволит убедиться в наличии склада и продукции, товаров, оценить условия хранения, число работников и общее состояние помещения. По итогам визита вы сможете сделать более обоснованные выводы о надежности бизнес-партнера.
На этом этапе советуем установить личный контакт с руководителем, бухгалтером или другими ключевыми работниками компании, оценить их профессионализм. Если же вместо руководства на встречу приходят не уполномоченные официально или не оформленные в компании лица, это – тревожный сигнал.
Обратите внимание, как ведет себя руководитель: насколько он готов к обсуждению, охотно ли отвечает на ваши вопросы. По этим деталям можно составить представление о его вовлеченности в бизнес и отношении к вам, как к потенциальному партнеру.
Шаг 4. Проверьте финансовое состояние компании
Если вы воспользовались сервисами, приведенными выше, у вас уже будут собраны многие данные для оценки финансового положения компании.
На подозрительное, нестабильное или даже плачевное положение компании вам укажут:
- налоговая задолженность;
- имущество и транспорт под запретом или в залоге;
- отсутствие имущественной базы, на которую можно обратить взыскание;
- признаки неплатежеспособности;
- включение в Реестр недобросовестных поставщиков.
Шаг 5. Изучите деловую репутацию контрагента
Обратите внимание, сколько лет компания работает на рынке. Поищите отзывы в интернете и вообще любые упоминания компании.
Проверьте, есть у вашего будущего партнера веб-сайт, размещает ли он рекламу. Оцените активность компании в соцсетях. Реальный бизнес сегодня хоть как-то представлен онлайн, а в комментариях можно найти мнения реальных клиентов.
По Ф. И. О. директора и учредителей поищите сведения об их предыдущей деятельности, отзывы о деловой репутации.
Спросите коллег и партнеров. Возможно, кто-то уже имел дело с этой компанией и поделится личным опытом.
Как бухгалтеру организовать работу по проверке контрагентов
Механизм проверки контрагентов каждая организация разрабатывает самостоятельно с учетом особенностей и вида деятельности. Чтобы работа была систематизированной:
1. Разработайте и утвердите у руководства Положение о проверке контрагента. Закрепите локальным актом процедуру проверки контрагента. Можете воспользоваться образцом, разработанным юристами-практиками, экспертами Norma.
2. Обучите работников. Работники должны иметь чек-листы, памятки проверок и понимать важность этой процедуры.
Buxgalter.uz рекомендует
3. Установите ответственных лиц и периодичность проверки. Ответственным за проверку контрагентов перед заключением договора может быть бухгалтер, юрист, работник отдела закупок.
Что касается периодичности проверок, можно установить следующие правила:
- проверка новых контрагентов проводится всегда перед заключением договора;
- регулярная проверка существующих контрагентов проводится раз в год;
- внеплановая проверка проводится при возникновении подозрений о ненадежности контрагента.
Полезные советы практикующих бухгалтеров
Создайте и ведите электронный реестр проверенных контрагентов – отразите в нем результаты проверок, даты, ключевые замечания. Это избавит вас от повторной работы и упростит последующий контроль.
Общайтесь с коллегами и другими бухгалтерами, чтобы обмениваться опытом и находить лучшие практики для проверки контрагентов.
Используйте чек-лист проверки контрагента, памятки, чтобы ничего не пропустить важные пункты при проверке.
Фиксируйте все официально: соберите результаты проверки бизнес-партнера в отдельную папку и обязательно ознакомьте с ней руководителя под роспись. Это защитит вас в случае спорных ситуаций.
Еще больше нюансов о проверке контрагентов – в рекомендации:
А у вас есть свои проверенные способы оценки контрагентов?
Поделитесь, пожалуйста, своими лайфхаками и кейсами в нашем Телеграм-сообществе!
![]()



