Проект постановления: как борьба с теневой экономикой может способствовать ее росту

preview

Проект постановления о борьбе с теневой экономикой стал предметом широкого обсуждения в СМИ. Разработчики документа – ТПП и Налоговый комитет обещали доработать документ с учетом общественного мнения. А после он будет опубликован на портале regulation.gov.uz для обсуждения.

Налоговый консультант Гульнора ЭРГАШЕВА считает важным, чтобы в обсуждении участвовали как можно больше представителей бизнеса.

 

Чтобы не пропускать новости законодательства, подпишитесь на наш телеграм-канал.

 

– Документ коснется многих. Уже сейчас очевидно, что он сырой и нуждается в доработке с учетом общественного мнения. Иначе все может закончиться не сокращением, а ростом теневой экономики, ухудшением деловой среды.

 

Платежи с карты на карту физлиц

Для упорядочивания платежей с карты на карту физических лиц за товары и услуги Центробанку и Налоговому комитету предлагается подписать меморандум о взаимном обмене информацией о таких транзакциях, если они превысят определенный лимит. Для физлиц предел могут установить в размере 100 млн сум. в год, а для предпринимателей – 500 млн сум. в год.

Идея не нова. В 2020 и 2023 годах уже предлагались аналогичные по сути проекты документов, но нормы так и не были внедрены в жизнь. В частности, с 1 мая 2023 года платежные организации обязали составлять электронные счета-фактуры за переводы между физлицами. Однако вскоре после негативной реакции общественности норму отменили.

Предложение 2024 года – уже третья попытка налоговиков установить контроль за расчетами физических лиц посредством банковских карт. Думаю, что рано или поздно налоговики добьются своей цели. 

При принятии соответствующего решения законодателям нужно учитывать, что в соответствии с Правилами внутреннего контроля по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения в коммерческих банках  уже сейчас отслеживаются операции, выполняемые единовременно или многократно в течение срока до 30 дней, в частности:

  • поступление на карту суммы свыше 500 БРВ с одной или нескольких карт (кошельков);
  • перевод через мобильное приложение денег с 5 или более карт (кошельков) на один зарубежный кошелек либо поступление денег на 5 и более карт (кошельков) с одного зарубежного кошелька;
  • перевод через мобильное приложение денег с карты (кошелька) на 5 и более зарубежных карт (кошельков) либо поступление денег на карту (кошелек) с 5 и более зарубежных карт (кошельков).

На мой взгляд, инициативу налоговиков нужно реализовывать, развивая эту норму, так как она уже привычна. Создание еще одной дополнительной системы контроля в конечном счете может привести к тому, что бизнес будет стараться решать свои задачи в тени с использованием наличных и других способов расчета, проконтролировать которые сложнее.  

 

Отмена кешбэка при оплате наличными

Другая сомнительная инициатива разрабатываемого комплекса мер – отменить выплату налогового кешбэка при регистрации фискальных чеков, если оплата совершена наличными. За безналичную оплату сумму выплат предлагается повысить с нынешнего 1 % до 2 %.

Предлагаемое нововведение будут способствовать снижению интереса населения к чекам по расчетам при помощи наличных и укреплению позиций налички как средства ухода от налогов. Увеличение кешбэка за расчеты по картам вряд ли будет способствовать привлекательности этой формы расчетов, потому что:

  • там где она доступна, как правило, всегда дороже;
  • суммы кешбэка все равно будут не столь велики, чтобы сделать эту форму расчетов более привлекательной.

Не следует упускать из виду, что кассовый чек – единственный способ налоговиков и государства оперативно получать информацию о расчетах за наличные. Информация о расчетах по картам у государства есть, так как все они проходят через банки. Правда, без кассового аппарата она тоже не доступна для налоговиков.

Очевидно, что систему кешбэка выгоднее сохранить для всех форм расчета между покупателями и продавцами товаров и услуг. И если рассматривать вопрос о повышении размеров выплат, то делать это нужно как для расчетов по картам, так и для расчетов за наличку.

 

Зарплата бюджетникам и работникам крупных налогоплательщиков только на карту

Третья инициатива – выдавать зарплату только перечислением на карту работникам бюджетных организаций, в том числе вузов, и крупных налогоплательщиков, а также военнослужащим. Тогда нужно подумать и об увеличении зарплат, чтобы компенсировать затраты, на обналичивание этих сумм. Иначе эта норма обернется искусственным увеличением расходов и ударит по небогатой части населения страны.

Наличные нужны населению, хотя бы потому что у нас популярны дехканские рынки. Здесь шире выбор продукции, зачастую она свежее, чем в магазинах, и купить ее можно по более приемлемым ценам.

 

Крупные сделки по продаже товаров, услуг только по безналу

Малоэффективными кажутся и две другие инициативы:

  • продажу недвижимости и автотранспортных средств предлагается осуществлять только на основе безналичного расчета;
  • если цена товара и услуги превышает 3 000 долл. США, проводить оплату предлагается тоже только в безналичной форме.

Такой порядок, если он будет введен, будет способствовать увеличению товаров и услуг, на которые установлены две цены: одна официальная – для налоговой; вторая – фактическая, которую покупатель должен уплатить продавцу. При этом фактическую цену за вычетом официальной будет привлекательнее произвести за наличные. Нормы трансфертного образования тоже не помогут – в документах будут стремиться указать меньшие объемы.

 

На мой взгляд, ломать привычные схемы расчетов ради сомнительных в эффективности норм не стоит. Все это в конечном счете негативно скажется на развитии бизнеса.

С принятием этого НПА торопиться нельзя, нужно все хорошо продумать и проработать, чтобы завтра не пришлось вносить поправок.

 

Подготовил Олег ГАЕВОЙ