По спору об уплате налогов
ПО СПОРУ ОБ УПЛАТЕ НАЛОГОВ
Источник материала: решение Хозяйственного суда
г. Ташкента по делу N 818/00-э от 05.04.2000 г. и постановление Судебной коллегии апелляционной инстанции Хозяйственного суда г. Ташкента от от 16.05.2000 г.
В январе-феврале 2000 года сотрудники районной налоговой инспекции провели проверку правильности уплаты в бюджет налогов юридическим лицом и выявили нарушения. По результатам проверки было принято решение, на основании которого ГНИ произвела доначисление налогов за период с 9 апреля 1998 г. по 1 января 2000 г. и наложила штрафные санкции. Общая сумма взысканий вылилась в 18537710 сумов. Юридическое лицо не согласилось с позицией налогового органа и обратилось в хозяйственный суд с просьбой признать указанное решение недействительным.
После рассмотрения спора в первой инстанции хозяйственный суд г.Ташкента поддержал позицию предприятия и признал решение ГНИ не соответствующим законодательству РУз. Налоговая инспекция в апелляционном порядке обжаловала решение хозяйственного суда.
ПОЗИЦИЯ ГНИ
Налоговый орган утверждает, что предприятие обязано уплатить доначисленные налоги, поскольку Указом Президента РУз "Об упорядочении предоставления льгот по налогам и платежам в бюджет" от 26 июля 1999 года N УП-2343 отменены ранее предоставленные ему льготы по налогообложению.
ПОЗИЦИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА
Юридическое лицо возразило против доводов налогового органа, указав, что оно является субъектом малого предпринимательства и в соответствии с нормами Закона РУз "О стимулировании развития малого и частного предпринимательства" от 21 декабря 1995 года N 159-I (с 25 мая 2000 года настоящий Закон утратил силу - примечание автора) имеет право пользоваться ранее предоставленными ему льготами по уплате налогов в течение последующих двух лет после принятия Указа Президента, так как нормы Указа создают менее благоприятные условия по налогообложению для предприятия.
РЕШЕНИЕ ХОЗЯЙСТВЕННОГО СУДА
Апелляционная инстанция хозяйственного суда г.Ташкента согласилась с мнением юридического лица и признала решение суда первой инстанции законным и обоснованным, тем самым отказав налоговому органу в удовлетворении его требований.
В своем постановлении от 16 мая 2002 года апелляционная инстанция привела следующие обоснования своего решения:
юридическое лицо является дочерним предприятием Фонда развития международного общественного движения Ассамблеи культур народов Центральной Азии. На основании постановления Кабинета Министров РУз "О поддержке Фонда развития международного общественного движения Ассамблеи культур народов Центральной Азии" от 9 апреля 1998 года, действовавшего на момент образования юридического лица, Фонд и его подразделения, в том числе дочерние предприятия, освобождены на 5 лет от уплаты всех видов налогов;
статья 18 Закона РУз "О стимулировании развития малого и частного предпринимательства" от 21 декабря 1995 года N 159-I предусматривает, что в случае изменения налогового законодательства (в настоящем случае это принятие упомянутого Указа Президента), создающего менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства (каковым является предприятие), в течение последующих двух лет взимаются налоги в соответствии с законодательством, действовавшим на момент регистрации юридического лица;
ссылку представителей налогового органа на требования вышеупомянутого Указа Президента о том, что для благотворительных и иных фондов и обществ и их дочерних предприятий, осуществляющих коммерческую деятельность, с 1 сентября 1999 года отменены налоговые льготы, суд не принял во внимание, учитывая принцип верховенства законов республики над другими видами нормативно-правовых актов.
На основании вышеизложенного апелляционная инстанция хозяйственного суда г.Ташкента признала решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а решение ГНИ о взыскании доначисленных налогов и наложении штрафных санкций недействительным.
Изложение подготовил Артем Мокшин,
сотрудник экспертной службы
ИПС "Norma", юрист