Законодательство
ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Постановление Президента Республики Узбекистан от 15.11.2024 г. N ПП-393 "О мерах по поднятию на новый этап системы начальной допризывной подготовки учащейся молодежи"

Полная версия документа доступна на платных тарифах

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

П  Р  Е  З  И  Д  Е  Н  Т  А

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

15.11.2024 г.

N ПП-393



О МЕРАХ

ПО ПОДНЯТИЮ НА НОВЫЙ ЭТАП

СИСТЕМЫ НАЧАЛЬНОЙ ДОПРИЗЫВНОЙ

ПОДГОТОВКИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ



В целях воспитания молодежи страны в духе военного патриотизма, уважения национальных и общечеловеческих ценностей, развития у нее высоких духовно-нравственных качеств, глубокого внедрения в ее сознание необходимости бережного сохранения мира и согласия как зеницы ока, повышения знаний и навыков во всех направлениях, а также для эффективной реализации масштабных задач по всестороннему развитию страны, определенных Стратегией "Узбекистан - 2030":


1. Согласиться со следующими предложениями Министерства обороны и Министерства дошкольного и школьного образования о поднятии на новый этап системы начальной допризывной подготовки учащейся молодежи путем создания вертикальной системы воспитания молодежи в духе высокого патриотизма, предусматривающими:

а) внедрение с 2025/2026 учебного года новой системы повышения престижа предмета "Начальная допризывная подготовка" (далее - НДП) и координации деятельности руководителей НДП в общих средних образовательных организациях (Президентские, творческие и специализированные образовательные учреждения) (далее - образовательные организации), при этом определить:

создание в республике обновленных учебных программ и учебников по предмету НДП на основе принципа "Чувство сопричастности к судьбе Родины, активная жизненная позиция";

преподавание предмета НДП в образовательных организациях в объеме двух часов в неделю.

При этом включение в базовый учебный план дополнительной нагрузки в объеме одного часа в неделю в 10-11 классах;

б) внедрение в системе Министерства обороны должности "руководитель начальной допризывной подготовки" (далее - руководитель НДП) и прием Министерством обороны на эту должность выпускников направления "Допризывное военное образование" факультетов военного обучения высших образовательных организаций, военнослужащих по контракту рядового, сержантского и офицерского составов с высшим образованием, состоящих в резерве (запасе) Вооруженных Сил, по согласованию с территориальными подразделениями Министерства дошкольного и школьного образования, Министерства высшего образования, науки и инноваций;

в) повышение военной квалификации по патриотической направленности руководителей НДП - в системе обороны, их педагогических навыков - в системе образования;

г) разработку показателей оценки эффективности деятельности (KPI) руководителей НДП;

д) образование в рамках действующих штатных единиц Министерства обороны и Министерства дошкольного и школьного образования соответственно:

Департамента начальной допризывной подготовки и работы с молодежью (далее - Департамент) Министерства обороны на базе Отдела молодежи Главного управления воспитательной и идеологической работы центрального аппарата Министерства обороны и Детско-юношеского военно-патриотического движения "Ватан таянчи";

Отдела координации патриотической и начальной допризывной подготовки в центральном аппарате Министерства дошкольного и школьного образования;

е) организацию деятельности "Школы мужества" по воспитанию детей с раннего возраста в духе безграничной преданности Родине, физически здоровыми и духовно развитыми личностями на базе одной общеобразовательной средней школы в каждом районе (городе) республики. При этом предусмотреть:

налаживание деятельности сетевых кружков по видам спорта детских школ "Баркамол авлод" в вышеуказанных школах;

организацию военно-спортивных соревнований, интеллектуальных викторин и конкурсов;

внедрение системы закрепления за "школами мужества" высших военных и военизированных образовательных организаций министерств и ведомств, входящих в состав Вооруженных Сил, в качестве учреждений по оказанию методической помощи исходя из направления их деятельности.


2. Определить, что:

а) с 1 июня 2025 года в образовательных организациях упраздняется должность "заместитель директора по подготовке молодежи в духе патриотизма - руководитель допризывной военной подготовки" и их штатные единицы передаются Министерству обороны, за счет этих штатных единиц вводится должность руководителя НДП, при этом руководители НДП выполняют следующие задачи:

воспитание молодежи в военно-патриотическом духе, ее ориентация на профессию военного, организация работ по проведению военно-спортивных соревнований и занятий по предмету НДП в образовательных организациях, прикрепленных Министерством обороны;

проведение работ по отбору учащейся молодежи в военные образовательные учреждения;

управление деятельностью отрядов "Ватан таянчи" и проведение практических занятий в воинских частях и на полигонах;

б) руководителям НДП:

устанавливается базовая тарифная ставка учителя общих средних образовательных организаций;

предоставляется ежегодный трудовой отпуск, установленный актами законодательства для работников общих средних образовательных организаций;

выплачивается единовременная первоначальная денежная помощь в 50-кратном размере базовой расчетной величины и ежемесячная денежная компенсация в двукратном размере базовой расчетной величины за аренду (наем) жилья в порядке, установленном Указом Президента Республики от 6 ноября 2020 года N УП-6108;

в) с 2025/2026 учебного года в каждой созданной новой образовательной организации вводится 1 штатная единица должности руководителя НДП;

г) министру обороны предоставляется право на внесение в установленном порядке изменений в организационно-штатную структуру Департамента в рамках действующих штатных единиц.


3. "Школы мужества" определяются в качестве базовых школ военно-патриотической направленности для общеобразовательных школ.

В "школах мужества":

предметы математика, НДП, история, физическое воспитание, иностранный язык, физика преподаются углубленно;

отбор учащихся для обучения осуществляется начиная с пятого класса;

проводятся кружковые занятия по робототехнике, играм будущего, медицинской подготовке, правовой грамотности, национальным спортивным играм;

практические занятия ведутся два раза в учебном году на военных полигонах, раз в квартал - в воинских частях.

На руководителя НДП, прикрепляемого к "школам мужества", наряду с базовой тарифной ставкой учителя общей средней образовательной организации также распространяются условия оплаты труда, стимулирования и оказания материальной помощи, надбавки и доплаты, установленные для гражданского персонала отделов по делам обороны районов (городов).


4. Определить основными направлениями патриотического воспитания молодежи в образовательных организациях:

формирование у учащихся глубокого уважения к духовно-просветительским ценностям, культуре, обычаям нашего народа, таких качеств, как честность, порядочность, патриотизм, преданность, самоотверженность, а также чувство национальной гордости;

воспитание молодежи, преданной народу Узбекистана, с твердыми жизненными взглядами и активной гражданской позицией на основе истории и богатой культуры нашей страны, бесценного наследия великих предков, прежде всего Амира Темура, на примере героизма соотечественников, проявивших мужество и отвагу во имя свободы Родины и мирной жизни;

создание пронизанных идеями патриотизма пособий, фильмов, социальных роликов, художественных произведений и цикла передач о жизни военнослужащих;

проведение школьных театральных конкурсов "Турон" в образовательных организациях на постоянной основе;

развитие у учащихся широкого кругозора, интеллектуального потенциала, навыков творческого и аналитического мышления, формирование у них прочных знаний по естественным и точным наукам, иностранным языкам и современным информационным технологиям.


5. Установить порядок, в соответствии с которым:

а) в образовательных организациях военно-патриотическое воспитание включает четыре ступени:

воспитанникам дошкольных образовательных организаций (3-6 лет) прививаются начальные понятия о семье, Родине, национальных ценностях;

учащимся начальных (1-4) классов прививаются понятие независимости, жизненные навыки уважения к государственным символам и дисциплина;

у учащихся средних (5-9) классов формируется правосознание, чувство национальной гордости, стремление стать достойными наследниками великих предков;

у учащихся старших (10-11) классов повышается интерес к военной службе и гордость за Вооруженные Силы;

б) в образовательных организациях:

среди учащихся проводятся отдельные конкурсы и военно-спортивные мероприятия по киберспорту, дронам и робототехнике, а также игры будущего;

с участием представителей интеллигенции и лиц преклонного возраста организовываются "встречи трех поколений";

военнослужащими проводятся мотивационные беседы и уроки профессионального мастерства;

в) руководителям НДП в установленном законодательством порядке присваиваются квалификационные категории.


6. Министерству культуры (Назарбеков О.), Союзу писателей (Саидов С.), Республиканскому центру духовности и просветительства (Хасанов О.):

ежегодно организовывать создание и размещение на общедоступных онлайн-платформах художественных произведений (повестей, романов, дастанов, сборников стихотворных и поэтических произведений), воспитывающих молодежь на основах идей патриотизма, самоотверженности, гуманности;

ежемесячно два раза организовывать демонстрацию произведений, повествующих об истории нашей страны, раскрывающих образы исторических и современных героев в качестве духовного примера для учащихся и студентов, а также проведение вечеров творчества и духовности, практических творческих занятий.


7. Агентству по делам молодежи (Саъдуллаев А.) и Министерству спорта (Икрамов А.) в целях поднятия на качественно новый этап проводимых в образовательных организациях военно-спортивных мероприятий осуществлять работу по финансированию указанных мероприятий путем их включения в свои годовые планы работ.


8. Установить порядок, в соответствии с которым с 2026/2027 учебного года:

а) выделяются квоты дополнительного приема на направление "Допризывное военное образование" Ташкентского государственного педагогического университета, Ферганского государственного университета и Бухарского государственного педагогического института;

б) одному учащемуся из каждого отряда "Ватан таянчи", окончившему "Школу мужества" с отличием, предоставляется льготная рекомендация для поступления на учебу в высшее военное и военизированное, а также юридическое образовательное учреждение в соответствии с порядком отбора, устанавливаемым Министерством обороны.


9. Министерству обороны (Курбанов Б.) совместно с Республиканским центром духовности и просветительства (Хасанов О.), Министерством дошкольного и школьного образования (Умарова Х.), Министерством высшего образования, науки и инноваций (Шарипов К.), Министерством занятости и сокращения бедности (Захидов Б.):

а) в трехмесячный срок принять меры по:

разработке порядка отбора на должность руководителей НДП, осуществляющих деятельность в образовательных организациях;

разработке программы и плана переподготовки и повышения квалификации руководителей НДП на факультетах военного обучения Ташкентского государственного педагогического университета, Ферганского государственного университета и Бухарского государственного педагогического института;

внедрению порядка привлечения на учебно-тренировочные военные сборы в период повышения квалификации, проведения занятий по развитию педагогических навыков в Национальном институте педагогического мастерства имени Абдуллы Авлони, присвоения по их результатам очередного воинского звания руководителям НДП;

б) в срок до 1 апреля 2025 года утвердить порядок определения показателей оценки эффективности деятельности (KPI) работников, назначенных на должность руководителя НДП по результатам отбора.


10. Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента регулярно принимать меры по финансированию, материально-техническому обеспечению и созданию учебно-материальной базы мероприятий НДП в образовательных организациях.


11. Министерству экономики и финансов (Кучкаров Д.) выделить на основе обоснованных расчетов Министерства обороны дополнительные средства из Государственного бюджета на 2025 год в размере, достаточном для расходов, связанных с исполнением настоящего постановления, с 2026 года - предусматривать необходимые средства при формировании параметров Государственного бюджета.


12. Утвердить:

Программу мер по выработке у учащихся желания и стремления стать защитником Родины согласно приложению N 1*;

Перечень "школ мужества", создаваемых на базе образовательных организаций, а также закрепленных за ними министерств и ведомств согласно приложению N 2*.


13. Возложить на руководителей соответствующих министерств и ведомств, а также военно-административных секторов персональную ответственность за обеспечение полной и своевременной реализации Программы мер, утвержденной приложением N 1* к настоящему постановлению.


14. Министерству обороны (Курбанов Б.) совместно с Министерством дошкольного и школьного образования (Умарова Х.), Министерством высшего образования, науки и инноваций (Шарипов К.), Министерством юстиции (Ташкулов А.), а также другими заинтересованными министерствами и ведомствами в трехмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в акты законодательства, вытекающих из настоящего постановления.


15. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. и секретаря Совета безопасности при Президенте Республики Узбекистан Махмудова В.В.



Президент

Республики Узбекистан                                                      Ш. Мирзиёев



*) Приложения приводятся на узбекском языке.



Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 19 ноября 2024 г.