Что не так с переходом на МСФО и как это исправить

preview

Консалтинговая компания «ElectEx» проанализировала опубликованную финансовую отчетность акционерных обществ по МСФО за 2015–2018 годы и аудиторские заключения по МСА к этой отчетности. Обзор и выборочная оценка показали, что, несмотря на высокие затраты, которые компании несут на подготовку такой отчетности, большинство комплектов опубликованной отчетности за этот период содержат серьезные ошибки, приводящие к несоответствию МСФО. Это касается также листинговых компаний, в том числе – проводящих первичные и вторичные размещения акций на бирже (IPO и SPO).

1. Отчетность по МСФО публикуют далеко не все АО.

Начиная с результатов 2015 отчетного года АО обязаны составлять, аудировать и публиковать свою годовую финансовую отчетность по МСФО  

Анализ показал, что за прошедшие 4 года только по финансовой отчетности за 2016 год было чуть больше половины АО, формально выполнивших требование закона. Остальные АО финансовую отчетность не публиковали совсем. И с каждым годом число нарушителей растет.

В среднем в течение этих 4 лет юридически существовали порядка 600 АО. За 2018 отчетный год не опубликовали финотчетность по МСФО 368 АО (без малого 60%).

С листинговыми АО ситуация выглядит ненамного лучше. В связи с этим возникают вопросы к бирже:

  • по соблюдению правил листинга;
  • о наличии хотя бы формального контроля за выполнением листинговыми эмитентами требований законодательства о публикации финотчетности по МСФО;
  • о системе предупреждений эмитентов;
  • о наложении штрафов и т.д.

193 АО (в том числе – 20 листинговых) за 4 отчетных года (2015–2018 гг.) ни разу не опубликовали финансовую отчетность по МСФО. Это приблизительно 32% от общего числа АО. Очень показательная цифра, которая, помимо прочего, ставит вопрос целесообразности сохранения этими АО своей организационно-правовой формы.

2. Публикуемый комплект финансовой отчетности по МСФО – неполный.

Согласно МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности» полный ее комплект включает в себя 5 отчетных форм:

  1. Отчет о финансовом положении (аналог формы №1 по НСБУ, т.е. бухгалтерский баланс);
  2. Отчет о прибыли или убытке и прочем совокупном доходе (аналог формы №2 по НСБУ, т.е. отчет о финрезультатах);
  3. Отчет об изменениях в собственном капитале (аналог формы №5 по НСБУ);
  4. Отчет о движении денежных средств (аналог формы №4 по НСБУ);
  5. Примечания, состоящие из значимых положений учетной политики и прочей пояснительной информации (аналог примечаний, расчетов и пояснений по НСБУ).

Лишь десятая часть опубликованных комплектов финотчетности АО представляют собой полный комплект финансовой отчетности по МСФО согласно МСФО (IAS) 1.

Обратите внимание на тенденцию: все больше АО считают достаточным публиковать только аудиторское заключение без самой финансовой отчетности, относительно которой в этом заключении и должно выражаться мнение независимого аудитора, а сама эта отчетность должна прилагаться к аудиторскому заключению.

Всего около 15% АО, обязанных публиковать консолидированную финансовую отчетность (или отчетность с использованием метода долевого участия), выполняют это требование. И в течение 4 лет ситуация практически не меняется. Это тоже весьма показательный факт того, что большинство предприятий в течение всего этого периода ничего не сделали для исправления ситуации.

3. Аудиторские заключения не соответствуют требованиям МСА.

В соответствии с той же ст.102 Закона «Об акционерных обществах и защите прав акционеров» АО обязаны аудировать финотчетность по МСФО в соответствии с МСА.

К сожалению, множество аудиторских заключений по МСА, которые должны публиковаться вместе с годовой финансовой отчетностью по МСФО, не соответствуют форме, требуемой стандартом  МСА 700 (пересмотренный). И это несмотря на то, что данный пересмотренный стандарт действует уже 3 года. Аудиторы продолжают «рисовать» аудиторские заключения по форме, утратившей актуальность 3 года назад.

В подавляющем большинстве аудиторских заключений по МСА по результатам проверки финансовой отчетности компаний, чьи ценные бумаги допущены к организованным торгам, полностью отсутствует раздел «Ключевые вопросы аудита». А он должен там быть, – соответствующее требование МСА действует уже 3 года.

В большинстве случаев в аудиторском заключении выражено немодифицированное мнение. И в приложении к этому заключению мы видим:

  • либо неполный комплект финансовой отчетности;
  • либо комплект финансовой отчетности АО, в котором не соблюдается требование о подготовке консолидированной финансовой отчетности;
  • либо финансовая отчетность отсутствует вовсе.

В данном случае есть ряд участников процесса подготовки отчетности к публикации, которые могут нарушать требования как к ее подготовке, так и к публикации. В этом вопросе необходимо установить контроль ответственности этих участников (как аудиторов, так и руководителей отчитывающихся АО) – со стороны регулятора.

При этом уместно напомнить, что согласно п.5 постановления Президента №ПП-3946 от 19.09.2018 г. «О мерах по дальнейшему развитию аудиторской деятельности в Республике Узбекистан» с 1 января 2020 года аудиторские организации должны будут осуществлять аудиторскую деятельность исключительно на основе МСА.

В связи с указанными фактами возникает закономерный вопрос: готовы ли аудиторы к полной замене НСАД на МСА с 1 января 2020 года? Очень сомнительно…

Кто виноват

Причин, на самом деле, несколько.

1. Нет квалифицированных аудиторов и консультантов по МСФО и МСА.

Первое, что обычно указывают в таких случаях, – отсутствие квалифицированных специалистов.

Фактически финансовую отчетность по МСФО в АО готовят не сотрудники самого предприятия, а в подавляющем большинстве случаев – привлеченные внешние консультанты и даже аудиторы, которые сами же потом ее и аудируют.

Поэтому следует говорить об отсутствии квалифицированных специалистов не только и не столько на самих предприятиях (в подавляющем большинстве предприятий не созданы отделы по подготовке финотчетности по МСФО), а об отсутствии квалифицированных консультантов и аудиторов.

2. Слабое корпоративное управление в АО.

Вторая очевидная причина – слабое корпоративное управление в АО и формальный подход к оценке его качества со стороны регулятора – государственного органа. В более развитых странах эффективное корпоративное управление предполагает, помимо прочего, и эффективную систему учета, подготовки финансовой отчетности и аудита (как внутреннего, так и внешнего).

3. Главная причина – нет эффективной системы государственного контроля

за качеством финотчетности по МСФО и аудита по МСА.

В отличие от многих развитых и развивающихся стран в Узбекистане нет эффективной системы государственного контроля над качеством финансовой отчетности по МСФО и аудита этой отчетности по МСА. Отсутствие ответственности со стороны предприятий за качество представляемой финансовой отчетности по МСФО позволяет руководству этих предприятий формально относиться к данному вопросу. Поэтому просто наличия квалифицированных специалистов, равно как и системы корпоративного управления, для обеспечения качества финансовой отчетности по МСФО недостаточно. Отсутствие эффективного контроля не позволяет запустить процесс обратной связи между требованием государства о соблюдении качества финансовой отчетности по МСФО и конечным спросом на квалифицированных специалистов по МСФО и МСА.

Авторы отчета уверены, что  наличие эффективной системы государственного контроля за качеством финансовой отчетности по МСФО станет «спусковым крючком» для запуска процесса, который и приведет в конечном итоге к качественной финансовой отчетности по МСФО и качественному ее аудиту по МСА.

Это и есть главный вывод, сделанный экспертами компании «ElectEx», который подтверждается в том числе и международными исследованиями. К примеру вот «Обзор практики независимой проверки соблюдения эмитентами стандартов финансовой отчетности (Подготовлен по решению Межведомственной рабочей группы по применению МСФО при участии АО «ПрайсвотерхаусКуперс Аудит» – РФ)».

Также уместно привести выпущенный Минфином РФ 4 декабря 2019 года документ о практике применения МСФО в консолидированной финансовой отчетности в Российской Федерации, особенно полезны выводы в конце документа. 

Наконец, уместно будет упомянуть ситуацию, складывающуюся у наших ближайших соседей. Например, в Республике Казахстан, несмотря на тот факт, что требование по составлению МСФО-отчетности для акционерных обществ существует с 2006 года (т.е. уже 14 лет), качество этой отчетности вызывает у специалистов из самого Казахстана серьезную озабоченность. Это также является результатом отсутствия контроля.

Что делать

Авторы обзора предлагают:

  1. Прежде всего – создать эффективную государственную систему контроля за качеством подготовки финансовой отчетности по МСФО на основе передовой мировой практики. Предлагаем  создать в структуре Министерства финансов Республики Узбекистан (либо в структуре Агентства по развитию рынка капитала) отдел по мониторингу и проверке финансовой отчетности по МСФО, разработать для него соответствующие положения и наделить его соответствующими полномочиями. Без этого главного системообразующего фактора любые прочие мероприятия будут малоэффективными и ненадежными, как показывает мировой опыт.
  2. Создать условия для качественного, глубокого и доступного изучения МСФО и МСА в системе высшего и дополнительного образования, в первую очередь – на узбекском языке.
  3. Привлекать международные сертификационные программы в области финансов и бухгалтерского учета (ACCA, CIMA), в том числе – с возможностью локализации на узбекском языке.
  4. Законодательно ограничить проведение аудиторской проверки аудиторской организацией и аудитором, оказывающими данному юридическому лицу в период, охватываемый аудиторской проверкой, следующих профессиональных услуг:
  • постановка бухучета в соответствии с МСФО;
  • восстановление бухучета в соответствии с МСФО;
  • ведение бухучета в соответствии с МСФО;
  • составление финансовой отчетности в соответствии с требованиями МСФО.

Поможет ли решить проблему проект постановления Президента «О дополнительных мерах по переходу на международные стандарты финансовой отчетности», размещенный недавно на портале СОВАЗ?

Эксперты «ElectEx» вынуждены констатировать, что этот проект, к сожалению, довольно слабый. Его составители не учли объективные факты четырехлетнего опыта публикаций финансовой отчетности АО по МСФО. По мнению авторов исследования, 4 года – это вполне достаточный срок для оценки и признания неэффективности существующей системы бесконтрольной подготовки финансовой отчетности по МСФО и аудиторских заключений по МСА к этой отчетности.

Помимо этого в проекте в числе предприятий, для которых вводится обязательство по составлению финансовой отчетности по МСФО, указаны «хозяйствующие субъекты с долей государства в уставном фонде». Это довольно большой перечень предприятий, многие из них – относительно небольшие по размеру активов, доходов, прибыли, количеству работников и т.п. Требование о составлении финотчетности по МСФО для всех этих предприятий ляжет дополнительным финансовым бременем на государственный бюджет.  Подготовка качественной финансовой отчетности по МСФО требует первоначальных и последующих постоянных затрат, организационных усилий, которые могут себе позволить далеко не все предприятия. С другой стороны, выгоды от такой отчетности в данном случае могут быть несущественными. Исходя из этого, только для относительно крупных предприятий экономически целесообразно вводить требование о подготовке финансовой отчетности по МСФО.

Также в данном проекте НПА указаны, по мнению экспертов «ElectEx», довольно жесткие и нереалистичные сроки перехода (1–2 года). По их мнению, нужен поэтапный и последовательный переход в течение не менее 5 лет с учетом постепенного внедрения требований квартальной отчетности и разработки электронных форм отчетности по МСФО.

Авторы обзора подготовили альтернативный вариант постановления Президента. В нем  предложены конкретные практические мероприятия и этапы по постепенному переходу крупных компаний Республики Узбекистан на подготовку финансовой отчетности по МСФО. Этот проект постановления  в сентябре 2019 года был направлен в Министерство финансов РУз, а позднее размещен также и в свободном доступе здесь.

Авторы предлагают существенно переработать проект постановления Президента, размещенного на портале СОВАЗ, на базе альтернативного проекта и с учетом тех вопросов, которые были подняты в настоящей статье. Предлагается объединить эти два проекта и разместить этот объединенный, качественно проработанный проект для общественного обсуждения в самое ближайшее время.

Татьяна НАЗАРОВА, директор компании «ElectEx», ACCA DipIFR,

Андрей БАЙРАШЕВ, эксперт по МСФО и управленческому учету

компании «ElectEx», АССА DipIFR, CIMA Adv Dip MA

www.electex.uz

 

Ссылки:

Проект постановления Президента «О мерах по поэтапному внедрению международных стандартов финансовой отчетности», подготовленный компанией «ElectEx»: https://yadi.sk/i/F_k_5V-EfD9ZJg

Обзор опубликованной финансовой отчетности акционерных обществ по МСФО за 2015-2018 отчетные года и опубликованных аудиторских заключений по МСА к этой отчетности на предмет их соответствия требованиям МСФО и МСА, подготовленный компанией «ElectEx»: https://yadi.sk/i/2CHy8LJUWMKsEw

Прилагаемый к обзору файл MS Excel c количественными данными: https://yadi.sk/i/50kPaGeJloM0xw

Обзор практики независимой проверки соблюдения эмитентами стандартов финансовой отчетности (Подготовлен по решению Межведомственной рабочей группы по применению МСФО при участии АО «ПрайсвотерхаусКуперс Аудит» - Российская Федерация):

https://www.minfin.ru/ru/om/focal_advisory/wg_msfo/?id_65=122657-obzor_praktiki_nezavisimoi_proverki_soblyudeniya_emitentami_standartov_finansovoi_otchetnosti

ИНФОРМАЦИЯ о практике применения Федерального закона «О консолидированной финансовой отчетности» в 2015–2018 гг. (Российская Федерация):

https://www.minfin.ru/common/upload/library/2019/12/main/analiz_prim_FZ_-_27.11.2019.docx

Пути повышения качества применения МСФО в организациях различных форм собственности (Республика Казахстан):

http://kazatu.kz/assets/i/science/vn1603-econom01.pdf