Впервые Налоговый кодекс дает уточнение, что установленный им порядок обжалования решений касается только ненормативных актов налоговых органов . О том, какие решения может обжаловать налогоплательщик и как это сделать правильно, рассказала адвокат, эксперт «Нормы» по юридическим вопросам Элеонора МАЗУРОВА.
Внимание
Ненормативный акт – это документ налогового органа, который содержит предписание на совершение определенных действий, адресованное одному или нескольким налогоплательщикам (требование, решение, акт и др.) .
После введения в действие новой редакции НК, установившей презумпцию добросовестности и невиновности налогоплательщика , могут участиться случаи обжалования результатов выездных налоговых проверок и аудита.
Чтобы суды "не захлебнулись" от потока жалоб и исков, введена норма, закрепляющая обязательность досудебного обжалования решений налоговых органов . Это означает, что, прежде чем идти в суд, налогоплательщик обязан подать жалобу на спорное решение в вышестоящий налоговый орган. И только после ее рассмотрения налогоплательщик вправе обратиться в суд. Такой порядок приближен к европейскому формату.
У новой нормы, как и у любого нововведения, есть как положительные, так и отрицательные стороны.
«Плюсы»:
- снижение нагрузки на суды, так как уменьшится число поступающих в суд заявлений от налогоплательщиков;
- преобладающее число налоговых споров будет рассматриваться во внесудебном порядке. И только если спор не решится мирным путем, он будет передаваться в суд;
- суды станут более продуктивно работать над поступившими делами;
- есть надежда, что вышестоящие налоговые органы будут рассматривать жалобы более оперативно.
«Минусы»:
- по сложившейся практике налогоплательщики считают, что вышестоящий налоговый орган вряд ли будет объективным и скорее встанет на сторону налоговой инспекции, чем на сторону налогоплательщика. Такое недовольство понятно и вызвано оно недоверием к налоговым органам, так как "цеховую солидарность" еще никто не отменял.
Так же как и раньше, решение о привлечении к налоговой ответственности вступает в силу по истечении месяца с момента его вручения налогоплательщику. Именно такой срок отведен для подачи жалобы .
После ее рассмотрения вышестоящим налоговым органом решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано в судебном порядке. НК не устанавливает сроки для подачи жалобы в суд, поэтому главное, чтобы не истек срок исковой давности .
Решение по жалобе вышестоящий налоговый орган обязан принять в течение месяца со дня ее получения. Этот срок может быть продлен для истребования необходимых документов и информации у нижестоящих налоговых органов, но не более чем на 15 дней .
Сама же жалоба подается в налоговый орган, вынесший оспариваемое решение, и именно он направляет ее в вышестоящую инстанцию .
Поэтому в случае обжалования решения по результатам проверки и аудита, получив от налогоплательщика жалобу, инспекция уже в курсе, что ее решение не вступило в законную силу, и не выставляет требований на уплату налога, пени или штрафа по обжалованному решению.
Обо всех изменениях в процедуре обжалования вы можете узнать из таблицы.
Как изменились процедура и сроки обжалования решений налоговых органов
Было
|
Стало
|
Любое решение или документ налогового органа могли быть обжалованы в вышестоящий орган или суд.
Подача жалобы в вышестоящий орган не исключала права на подачу аналогичной жалобы в суд
|
Дано уточнение, что порядок обжалования решений, предусмотренный НК, касается только ненормативных актов налоговых органов. Их можно обжаловать в вышестоящий орган или суд только в том случае, если они нарушают права налогоплательщика
|
В случае незаконного доначисления налогов и взыскания штрафов в отношении налогового органа пеня не применялась
|
При отмене решения, принятого по результатам выездной проверки или аудита, незаконно взысканные суммы налогов и штрафов будут возвращены налогоплательщику с учетом процентов – пени
|
Жалоба на решение могла быть подана одновременно в вышестоящий орган и в суд
|
Теперь решения налоговых органов, принятые по результатам выездных проверок и аудита, могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящем налоговом органе
Решения Государственного налогового комитета РУз обжалуются сразу в суд
|
Не была предусмотрена возможность отозвать поданную жалобу
|
Теперь жалобу можно отозвать полностью или в какой-то ее части. Но, отозвав жалобу, налогоплательщик лишается права подать ее снова по тем же основаниям
|
Жалоба подавалась сразу в вышестоящий орган
|
Жалоба на решения, принятые по результатам выездных проверок и аудита, подается в вышестоящий орган через тот налоговый орган, чьи решения обжалуются
|
Жалоба могла быть подана в течение 30 дней со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав
|
Жалоба в вышестоящий налоговый орган может быть подана в течение месяца со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав
|
Порядок продления срока обжалования не был предусмотрен
|
Теперь если срок обжалования пропущен по уважительной причине, он может быть восстановлен вышестоящим налоговым органом
|
Жалоба подавалась в письменной форме
|
Может подаваться в письменной форме или в электронном виде
|
Лицо, подавшее жалобу, не заслушивалось в ходе ее рассмотрения
|
При рассмотрении жалобы налоговый орган по своей инициативе или по ходатайству обращающегося лица может организовать заслушивание инициатора жалобы
|
По итогам рассмотрения жалобы вышестоящий налоговый орган был вправе:
- оставить жалобу без удовлетворения;
- отменить или изменить обжалуемое решение;
- вынести решение по существу
|
Расширены полномочия вышестоящего органа. По итогам рассмотрения жалобы он может:
- оставить жалобу без удовлетворения;
- отменить акт налогового органа ненормативного характера;
- отменить решение налогового органа полностью или частично;
- отменить решение налогового органа полностью и принять по делу новое решение;
- признать действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов незаконными и вынести решение по существу
|
Все дополнительно представленные документы в рамках обжалования рассматривались без ограничения
|
Теперь, если лицо представляет дополнительные документы в ходе рассмотрения жалобы, оно должно указать уважительную причину, почему эти документы не были представлены своевременно в ходе проверки или аудита
|
Нарушение процедуры принятия решения по результатам проверок не было основанием для отмены решения налогового органа
|
Теперь основанием для отмены решения является нарушение процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки при принятии решения
|
Элеонора МАЗУРОВА, адвокат,
эксперт «Нормы» по юридическим вопросам