7 важных изменений в камеральной проверке в 2021 году

preview

В начале 2021 года постановлением Кабинета Министров утверждено Положение о порядке организации и проведения налоговых проверок. Оно объединило в себе правила проведения камеральной налоговой проверки, выездной налоговой проверки и налогового аудита. О самых важных нововведениях в сфере камеральной налоговой проверки рассказали эксперты «Нормы» – адвокат Элеонора МАЗУРОВА и юрист Альберт САФИН:

– «Ранее действовали три отдельных положения, регулирующих каждый вид налоговой проверки отдельно. Официально они не признаны утратившими силу. Однако с 8 января 2021 года руководствоваться нужно новым Положением, так как принятый Кабинетом Министров нормативный акт по статусу выше нормативных документов ГНК.


Что же изменилось в камеральной проверке?

1. Ранее действующее Положение разграничивало риски совершения налоговых правонарушений по степени – высокая, средняя и низкая. Под камералку попадали налогоплательщики только с высокой и средней степенями риска.

Новое Положение не указывает степень риска, необходимую для  попадания под камеральную проверку . И так как НК не дает четкого понятия «добросовестный налогоплательщик», получается, что любой предприниматель находится в зоне риска и может попасть под камеральную проверку.

2. Расширены права проверяющих. Теперь в ходе камеральной проверки они могут корректировать налоговую базу, если цена сделки отличается от рыночной стоимости товаров (услуг) .

3. За налогоплательщиком сохраняется право до окончания камералки представить уточненную налоговую отчетность, в которой изменена сумма ранее исчисленного налога. Только теперь оно ограничено конкретным сроком: «уточненку» необходимо представить за 10 дней до окончания камеральной проверки . Срок начала и окончания проверки указан в приказе, и ориентироваться нужно именно на приказ.

4. В новом Положении установлен общий срок проведения камеральной проверки – не более 60 дней .

Уточнено, что если по итогам камеральной проверки в налоговой отчетности не выявлено расхождений или ошибок, налоговая инспекция должна направить в персональный кабинет налогоплательщика уведомление об этом . Раньше такой обязанности у налоговиков не было, проверяемый мог только догадываться, что у него на предприятии все в порядке.

5. В новом Положении четче расписано, что предпринимают инспекторы в случае выявления налогового правонарушения в ходе камералки . Ранее в Положении говорилось лишь о составлении акта о выявленном нарушении. Теперь же после акта, составленного в течение 10 дней со дня выявления правонарушения, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа в 5-дневный срок должен принять по нему решение. Это может быть доначисление налогов и пени либо привлечение налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения. Если  лицо, принимающее решение по акту, не находит в действиях налогоплательщика состава правонарушения, оно принимает решение не применять в отношении него санкций.

6. При добровольной уплате штрафа в течение 10 дней со дня получения решения о привлечении к ответственности – его размер уменьшается в 2 раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей НК .

7. Ранее действующее Положение не оговаривало право налогоплательщика обжаловать решение налоговиков. В новом Положении такая норма есть: решение налогового органа, принятое по результатам камеральной проверки, обжалуется в вышестоящий налоговый орган или суд . Причем не установлено обязательного требования, как при выездной проверке или налоговом аудите, сначала обращаться с обжалованием в вышестоящий орган, а затем уже в суд».

Внимание

Читайте актуальные рекомендации по этой теме:

  • в каких случаях предприятие может попасть под камеральную налоговую проверку (ссылка);
  • действия бухгалтера после получения требования от налоговой инспекции (ссылка);
  • какие мероприятия имеют право проводить налоговые инспекторы в рамках камеральной проверки (ссылка).