Кто выиграет от снижения налогового бремени

preview

Президент Шавкат МИРЗИЁЕВ в своей предвыборной программе предложил снизить некоторые налоговые ставки. В частности, ставку НДС с 15% до 12% – с 1 января 2023 года. Что это даст потребителям и экономике в целом?

На вопросы buxgalter.uz  ответил заместитель министра финансов Дильшод СУЛТАНОВ:

 

– «Снижение ставки НДС на 3%, в первую очередь, ощутит на себе бизнес. По предварительной оценке выгоды от снижения ставки НДС у предприятий и населения в 2023 году составят порядка 11 трлн сум. При этом  уменьшится общая налоговая нагрузка на экономику.

Что касается цен – их снижение возможно на конкурентных рынках.  На остальных  маловероятно, что компании отдадут весь выигрыш от снижения налоговой ставки покупателям.

Снижение налоговой нагрузки будет сопровождаться расширением налоговой базы, в том числе – за счет упорядочения льгот  и охвата оборотов, с которых не уплачиваются налоги.

– В предвыборной программе Президента предлагается также увеличить инвестиционные вычеты и амортизационные отчисления. Каковы возможные последствия такого шага? Не увеличит ли это себестоимость продукции и, соответственно, цены?

 – Действительно, Президент предлагает в среднем в 2 раза увеличить норму инвестиционных вычетов и нормы амортизации при исчислении налога на прибыль. Это будет стимулировать инвестиции в основные средства.

Резко увеличить амортизационные отчисления предлагается уже с 2022 года. По отдельным видам основных средств – в разы. Например, по компьютерам они увеличатся с 20% до 40% в год, по силовым машинам и оборудованию с 8% до 15%, по зданиям с 3% до 5%, по сооружениям с 5% до 10%. Это будет налоговый стимул, уменьшающий сумму налога на прибыль и не влияющий на себестоимость производимой продукции.

Это не предельные нормы амортизации, как раньше. В целях бухгалтерского учета и подготовки финотчетности вы будете использовать методику, установленную учетной политикой предприятия. Но для расчета  налога на прибыль вы будете относить на вычеты амортизацию по нормам, установленным НК. При этом налоговый учет будет отделяться от бухгалтерского.

Так, если вы купили здание, сразу сможете получить инвестиционный вычет. Он сейчас составляет 5%, предложено увеличить до 10%. Т.е. вы сразу на 10% от стоимости основного средства сможете уменьшить налоговую прибыль. Также вы сможете, начислять амортизацию по зданию не 3% в год, как сегодня, а 5%. Увеличенный инвестиционный вычет и повышенные нормы амортизации снизят налоговую базу и, соответственно, сам налог на прибыль. На себестоимости это никак не скажется. При ее расчете будут использоваться методы амортизации, определенные учетной политикой, по которым, скажем, норма амортизации составляет 2%.

Что это даст на макроуровне? В 2020 году начисление амортизации составило 25 трлн сум. После повышения норм амортизации в целях налогового учета эта сумма увеличится примерно на 40%. Т.е. около 10 трлн сум. в год будут дополнительно вычитаться из налоговой базы по прибыли. Плюс – увеличение инвестиционных вычетов даст до 500 млрд сум. Это позволит дополнительно оставить в распоряжении субъектов предпринимательства порядка 1,5 трлн сум., что ускорит возврат инвестиций.

Таким образом, не стоит опасаться, что в этой ситуации может повыситься себестоимость. Налоговый кодекс будет определять нормы амортизации в целях налогового, а не бухгалтерского учета. Амортизация для исчисления налога на прибыль определяется на основе норм НК, а для бухгалтерского учета – исходя из сроков полезной службы основных средств и других факторов. Поэтому увеличение норм амортизации для налогового учета никак не скажется на себестоимости.

Еще раз хочу подчеркнуть: увеличение норм амортизации – это мера налоговой политики, направленная на стимулирование инвестиций в интересах государства и бизнеса. Что же касается бухгалтерского учета и финансовой отчетности, – они нужны прежде всего собственникам и инвесторам и должны обеспечивать отражение реальной стоимости активов в соответствии с общепризнанными принципами учета и отчетности.

– Для чего государство идет на такие большие потери бюджета? Не скажется ли это на решении социальных проблем?

– Действительно, предлагаемые изменения оставят дополнительно в распоряжении бизнеса немалые средства. По налогу на прибыль, повторюсь, это более 1,5 трлн сум., по НДС – при снижении ставки с 15% до 12% – порядка 11 трлн сум. Снижение ставки налога на имущество даст предприятиям экономию около 500 млрд. сум.

Предлагаемые меры по увеличению норм амортизации
и инвестиционного вычета позволят субъектам предпринимательства, в особенности – предприятиям, инвестирующим в основные фонды, создать благоприятные условия для ускоренного возмещения инвестиций.

Что же касается финансирования социальных проблем, то  в соответствии с предвыборной программой оно будет только увеличиваться. Поэтому на Минфин и ГНК возложена задача не просто возместить выпадающие доходы, но и нарастить доходную часть госбюджета. Это можно достичь, улучшив налоговое администрирование на основе использования современных ИКТ. Мы продолжим оптимизировать налоговые льготы, расширять налоговую базу, выводить  бизнес из тени».