Нужно ли выдавать чек онлайн-ККТ, если клиенты оплачивают через платежные системы

preview

«Организация устанавливает GPS-оборудование для отслеживания автотранспортных средств и обслуживает его. Физлица оплачивают услуги через платежные системы или кассу банка, указывая в деталях платежа свои ПИНФЛ. На эти ПИНФЛ оформлялся ЭСФ:

  • в день установки оборудования;
  • за ежемесячное обслуживание оборудования – в последний день месяца.

В организации нет онлайн-ККМ. Учет ведется методом начисления».

Нарушаются ли в данной ситуации какие-либо нормы, по просьбе buxgalter.uz разъяснил инспектор управления Департамента налогового контроля ГНК Неъматжон РАХМАНОВ:


Правила применения ККТ

– В соответствии с п.1 и п.4 №УП-5813 от 06.09.2019 г. торговые точки или точки оказания услуг в расчетах с населением в наличной форме или посредством банковских пластиковых карт должны применять онлайн контрольно-кассовую технику. В своей деятельности они должны руководствоваться Положением о порядке применения системы онлайн-ККМ и виртуальной кассы при осуществлении денежных расчетов с населением.

Хозсубъекты, осуществляющие денежные расчеты с населением, должны применять контрольно-кассовую онлайн-технику (ККТ) :

  • юридические лица;
  • индивидуальные предприниматели;
  • семейные предприниматели.

Понятие ККТ включает в себя :

1)    онлайн-ККМ;

2)    виртуальные кассы;

3)    информационные системы (программное обеспечение, мобильное приложение) электронных коммерческих платформ – маркетплейсов, которая дает возможность генерировать фискальные чеки. В том числе – платежные приложения.

Все три вида контрольно-кассовой онлайн-техники работают в единой информационной системе оператора фискальных данных и могут формировать фискальные чеки.

Внимание
С 11 июля 2022 года ограничено выставление односторонних счетов-фактур при расчетах с физическими лицами. Следовательно, для многих субъектов предпринимательства онлайн-ККТ остается единственным способом отразить выручку от продажи в отчетах по налогу с оборота и НДС.

 

Если вам оплачивают через платежные системы

Большинство платежных систем в Узбекистане (в том числе – Click, PayME, банковские мобильные приложения) уже интегрированы с информационными системами налоговых органов и имеют статус маркетплейса. Технически они могут формировать фискальный чек системы онлайн-ККТ.

Если платежные системы не формируют такие чеки по факту оплаты ваших услуг, обсудите с ними такую возможность и внесите соответствующие изменения в договоры с ними.

После того как платежная система наладит выдачу фискальных чеков, данные по этим платежам будут автоматически «садиться» в ваши отчеты по НДС или налогу с оборота – в строке для маркетплейсов.

Внимание
В фискальном чеке маркетплейса (если он не принадлежит вашей компании) обязательно должен быть указан ваш ИНН, как ИНН комитента. Иначе фискальные данные будут отражаться не в вашем налоговом отчете, а в отчете компании, которой принадлежит маркетплейс.
Внимание
Если маркетплейс формирует электронные фискальные чеки по факту оплаты ваших услуг, выдавать чек онлайн-ККМ или виртуальной кассы вы уже не должны. Во всех остальных случаях вы обязаны пробивать чек онлайн-ККМ или виртуальной кассы, зарегистрированной на вашу организацию.

Настроить онлайн-ККМ или виртуальные кассы с учетом особенностей деятельности вам помогут специалисты ЦОТУ. Для этого им понадобятся данные, которые должны отражаться в чеках онлайн-ККМ, – о ваших услугах, ИКПУ, стоимости, налогообложении и т.п.

Торговля или оказание услуг без применения контрольно-кассовой техники, когда ее применение обязательно, наказываются штрафом по ст. 221 НК в размере 5 млн сум.  Кроме того, виновные должностные лица организации могут быть привлечены к административной или уголовной ответственности в зависимости от размера причиненного ущерба – по ст. 164 КоАО и ст. 189 УК.
Нарушения, связанные с применением контрольно-кассовой техники, выявляются в ходе контрольных закупок в рамках выездной налоговой проверки в соответствии с Положением о порядке организации и проведения налоговых проверок. Налоговый орган может провести такую проверку, если клиенты организации сообщат о нарушении через мобильное приложение Soliq.uz.

 

Как правильно оформлять чеки при продаже товара и долгосрочном оказании услуг

Из вопроса следует, что организация оказывает два вида услуг.

По факту установки навигационного оборудования нужно выдавать чек онлайн-ККТ, в котором указаны тип оплаты «Продажа» и стоимость услуги. Фискальные данные такого чека будут отражаться в отчете по налогу за тот отчетный период, в котором он выбит.

Ежемесячное обслуживание оборудования подразумевает долгосрочный контракт. Следовательно, чтобы отчеты по налогу формировались правильно, вам ежемесячно независимо от сроков фактической оплаты (до конца месяца) нужно пробивать чеки, в которых будут указаны тип оплаты «Продажа» и стоимость услуг, оказанных за месяц, согласно договору. Эти чеки также будут автоматически отражаться в расчетах по налогу за тот отчетный период, в котором они выбиты.

При этом клиент может оплачивать услуги по долгосрочному контракту в начале месяца или оплатить за несколько месяцев вперед. Все эти платежи организация оформляет чеком, в котором в качестве типа платежа указан «Аванс» и отражена сумма, принятая по чеку. Фискальные данные по такому чеку в отчет по налогу не садятся.

Клиенту при расчетах по договору вы можете выдать неограниченное количество чеков авансовых платежей. Такой чек можно выдавать на каждый авансовый платеж.

Если вы допускаете, что клиент может некоторое время получать услугу без предоплаты или оплаты по окончании месяца, по итогам каждого месяца вам придется пробивать чеки продажи. И все риски неоплаты в этом случае лягут на вас. А после того, как клиент заплатит, за этот период выдайте чек, в котором в качестве типа оплаты будет указан «Кредит (рассрочка)», а также фактически оплаченная сумма. Сумма такого чека в отчете по налогу отражаться не будет.

Платежи через кассу банка также можно оформить двусторонним ЭСФ, указав в нем Ф.И.О. и ПИНФЛ физического лица. Физлицо-покупатель подтверждает такой ЭСФ своей электронной цифровой подписью. Если у покупателя нет ЭЦП, отправленный ему электронный счет-фактура подтверждается автоматически в течение 10 календарных дней .

Его нужно распечатать в 2 экземплярах, один – выдать физическому лицу. Второй экземпляр с подписью физического лица, подтверждающей получение товаров (услуг), хранится у налогоплательщика