Почему осложняется ликвидация представительств иностранных компаний в Узбекистане

preview

Ситуация: иностранная компания закрывает свое представительство. Направили уведомление о прекращении деятельности в Министерство инвестиций, промышленности и торговли. Министерство сообщило о прекращении аккредитации. Далее представительство направило письмо в налоговый орган с приложением ответа МИПТ. Но с исключением из Единого реестра налогоплательщиков возникли проблемы: налоговый орган отвечает формально, ссылаясь на утратившие силу НПА, четкого алгоритма действий в письмах госоргана именно для представительства иностранного юрлица – нет, ситуация подвисла.

По просьбе buxgalter.uz ситуацию прокомментировала налоговый консультант Гульнора ЭРГАШЕВА:

Чтобы не пропустить нужное разъяснение эксперта, подпишитесь на наш Телеграм-канал.

 

– Несмотря на уведомление об окончании аккредитации, налоговая инспекция направила представительству формальное письмо, ссылаясь на ПКМ №410 от 23.10.2000 г. и Положение о проведении налогового аудита №3251, которые давно утратили силу.

Также почему-то налоговый орган сообщает, что представительство может закрыться через организации налоговых консультантов.

Но согласно ПКМ №664 организации налоговых консультантов проверяют и дают заключения только для субъектов предпринимательства – юридических лиц с годовым оборотом до 1 млрд сум. в течение последних 3 лет п. 2 прил. к ПКМ №664 от 02.11.2021 г.. А аккредитованные представительства иностранных компаний не являются ни субъектами предпринимательства, ни даже юрлицами: «представительство не является юридическим лицом, не осуществляет хозяйственную или коммерческую деятельность» п. 7 прил. к ПКМ №76 от 07.02.2024 г..

 

Что породило проблему и как ее решить

Ни в Налоговом кодексе, ни в Административном регламенте оказания госуслуги по постановке и снятию с учета в ОГНС постоянных учреждений и обособленных подразделений иностранных юрлиц, ни в ПКМ №1 от 07.01.2021 г. не определен порядок проверки и закрытия представительств. Это создает серьезные проблемы как иностранным компаниям, так и их представительствам:

  • накопление административных штрафов и санкций из-за невозможности формального закрытия;
  • дополнительные административные расходы;
  • репутационные риски для иностранных инвесторов;
  • необходимость обращаться в вышестоящие инстанции для разрешения каждого случая.

Для преодоления существующих проблем требуется:

1) разработать и утвердить четкий регламент ликвидации представительств иностранных компаний в Узбекистане;

2) обновить нормативно-правовую базу, исключив из нее ссылки на утратившие силу акты;

3) провести разъяснительную работу по вопросам ликвидации представительств среди сотрудников ОГНС.

Пока все это еще не реализовано, я рекомендую иностранным компаниям и их представительствам обращаться в вышестоящие органы для разрешения конкретных спорных ситуаций.

Нужно ли говорить о том, что подобные бюрократические препятствия негативно влияют на инвестиционную привлекательность страны и требуют системного решения?

 

Что должно являться основанием для прекращения деятельности представительств иностранных компаний

С учетом норм ПКМ №76 от 07.02.2024 г. «Об утверждении Положения о порядке аккредитации и ведения деятельности представительств иностранных коммерческих организаций на территории Республики Узбекистан»:

1. Основанием для исключения представительства из реестра является Письменное заявление иностранного юридического лица о прекращении деятельности представительства прил. №2 к ПКМ №76 от 30.01.2019 г..

2. Деятельность представительства может быть прекращена по инициативе:

  • иностранной компании;
  • уполномоченного госоргана (в случае нарушений).

 3. Требуемые документы для исключения из Реестра:

  • заявление иностранного юрлица;
  • решение (приказ) головного офиса о ликвидации представительства;
  • документ, подтверждающий отсутствие задолженности по налогам и сборам;
  • документ о закрытии расчетного счета (справка из банка);
  • справка (отчет) о деятельности представительства (не обязательно);
  • при наличии иностранного персонала – справка от миграционной службы о прекращении трудовой деятельности иностранных работников.

 

 Порядок действий:

1. Подача полного пакета документов в Министерство инвестиций, промышленности и торговли.

2. Самопроверка налоговых и других обязательств.

3. Если есть имущество – его реализация (передача) и исполнение налоговых обязательств при передаче имущества.

4. Принятие налоговым органом решения об исключении представительства из Реестра и выдача соответствующего уведомления заявителю.

 

Сроки:

Сроки четко не установлены, поэтому на практике процедура может занимать нескольких месяцев. Знаю случай, когда этот срок растянулся до 15 месяцев!

 

Чек-лист для прекращения деятельности представительства

Документ / Действие

Примечание

1

Заявление на закрытие представительства

В свободной форме на фирменном бланке, от имени головного офиса




2

Решение о закрытии

Приказ/решение руководства иностранной компании с переводом

3

Справка из налоговой об отсутствии задолженности

Получается после проверки или по запросу

4

Справка о закрытии банковского счета

От всех расчетных счетов, открытых в Узбекистане

5

Возможно понадобится финансовый отчет или краткая справка

Произвольная форма

6

Справка Агентства по внешней трудовой миграции (при наличии иностранных сотрудников)

О снятии иностранцев с учета

9

Документ о местонахождении офиса (если запрашивают)

Договор аренды/расторжение

10

Подача полного пакета в Министерство инвестиций, промышленности и торговли (my.gov.uz)

Желательно приложить опись

 

 

Подготовила Юлия ТАРШИЛОВА

 

«Об утверждении Положения о порядке аккредитации и ведения деятельности представительств иностранных коммерческих организаций на территории Республики Узбекистан»

Юридический помощник Юридический помощник Юридический помощник /ru/publish/doc/text207898_pochemu_oslojnyaetsya_likvidaciya_predstavitelstv_inostrannyh_kompaniy_v_uzbekistane