Ответы на ваши вопросы есть в Buxgalter Pro:
Почему осложняется ликвидация представительств иностранных компаний в Узбекистане

Ситуация: иностранная компания закрывает свое представительство. Направили уведомление о прекращении деятельности в Министерство инвестиций, промышленности и торговли. Министерство сообщило о прекращении аккредитации. Далее представительство направило письмо в налоговый орган с приложением ответа МИПТ. Но с исключением из Единого реестра налогоплательщиков возникли проблемы: налоговый орган отвечает формально, ссылаясь на утратившие силу НПА, четкого алгоритма действий в письмах госоргана именно для представительства иностранного юрлица – нет, ситуация подвисла.
По просьбе buxgalter.uz ситуацию прокомментировала налоговый консультант Гульнора ЭРГАШЕВА:
Чтобы не пропустить нужное разъяснение эксперта, подпишитесь на наш Телеграм-канал.
– Несмотря на уведомление об окончании аккредитации, налоговая инспекция направила представительству формальное письмо, ссылаясь на ПКМ №410 от 23.10.2000 г. и Положение о проведении налогового аудита №3251, которые давно утратили силу.
Также почему-то налоговый орган сообщает, что представительство может закрыться через организации налоговых консультантов.
Но согласно ПКМ №664 организации налоговых консультантов проверяют и дают заключения только для субъектов предпринимательства – юридических лиц с годовым оборотом до 1 млрд сум. в течение последних 3 лет п. 2 прил. к ПКМ №664 от 02.11.2021 г.. А аккредитованные представительства иностранных компаний не являются ни субъектами предпринимательства, ни даже юрлицами: «представительство не является юридическим лицом, не осуществляет хозяйственную или коммерческую деятельность» п. 7 прил. к ПКМ №76 от 07.02.2024 г..
Что породило проблему и как ее решить
Ни в Налоговом кодексе, ни в Административном регламенте оказания госуслуги по постановке и снятию с учета в ОГНС постоянных учреждений и обособленных подразделений иностранных юрлиц, ни в ПКМ №1 от 07.01.2021 г. не определен порядок проверки и закрытия представительств. Это создает серьезные проблемы как иностранным компаниям, так и их представительствам:
- накопление административных штрафов и санкций из-за невозможности формального закрытия;
- дополнительные административные расходы;
- репутационные риски для иностранных инвесторов;
- необходимость обращаться в вышестоящие инстанции для разрешения каждого случая.
Для преодоления существующих проблем требуется:
1) разработать и утвердить четкий регламент ликвидации представительств иностранных компаний в Узбекистане;
2) обновить нормативно-правовую базу, исключив из нее ссылки на утратившие силу акты;
3) провести разъяснительную работу по вопросам ликвидации представительств среди сотрудников ОГНС.
Пока все это еще не реализовано, я рекомендую иностранным компаниям и их представительствам обращаться в вышестоящие органы для разрешения конкретных спорных ситуаций.
Нужно ли говорить о том, что подобные бюрократические препятствия негативно влияют на инвестиционную привлекательность страны и требуют системного решения?
Что должно являться основанием для прекращения деятельности представительств иностранных компаний
С учетом норм ПКМ №76 от 07.02.2024 г. «Об утверждении Положения о порядке аккредитации и ведения деятельности представительств иностранных коммерческих организаций на территории Республики Узбекистан»:
1. Основанием для исключения представительства из реестра является Письменное заявление иностранного юридического лица о прекращении деятельности представительства прил. №2 к ПКМ №76 от 30.01.2019 г..
2. Деятельность представительства может быть прекращена по инициативе:
- иностранной компании;
- уполномоченного госоргана (в случае нарушений).
3. Требуемые документы для исключения из Реестра:
- заявление иностранного юрлица;
- решение (приказ) головного офиса о ликвидации представительства;
- документ, подтверждающий отсутствие задолженности по налогам и сборам;
- документ о закрытии расчетного счета (справка из банка);
- справка (отчет) о деятельности представительства (не обязательно);
- при наличии иностранного персонала – справка от миграционной службы о прекращении трудовой деятельности иностранных работников.
Порядок действий:
1. Подача полного пакета документов в Министерство инвестиций, промышленности и торговли.
2. Самопроверка налоговых и других обязательств.
3. Если есть имущество – его реализация (передача) и исполнение налоговых обязательств при передаче имущества.
4. Принятие налоговым органом решения об исключении представительства из Реестра и выдача соответствующего уведомления заявителю.
Сроки:
Сроки четко не установлены, поэтому на практике процедура может занимать нескольких месяцев. Знаю случай, когда этот срок растянулся до 15 месяцев!
Чек-лист для прекращения деятельности представительства
№ |
Документ / Действие |
Примечание |
1 |
Заявление на закрытие представительства |
В свободной форме на фирменном бланке, от имени головного офиса |
|
|
|
2 |
Решение о закрытии |
Приказ/решение руководства иностранной компании с переводом |
3 |
Справка из налоговой об отсутствии задолженности |
Получается после проверки или по запросу |
4 |
Справка о закрытии банковского счета |
От всех расчетных счетов, открытых в Узбекистане |
5 |
Возможно понадобится финансовый отчет или краткая справка |
Произвольная форма |
6 |
Справка Агентства по внешней трудовой миграции (при наличии иностранных сотрудников) |
О снятии иностранцев с учета |
9 |
Документ о местонахождении офиса (если запрашивают) |
Договор аренды/расторжение |
10 |
Подача полного пакета в Министерство инвестиций, промышленности и торговли (my.gov.uz) |
Желательно приложить опись |
Подготовила Юлия ТАРШИЛОВА
«Об утверждении Положения о порядке аккредитации и ведения деятельности представительств иностранных коммерческих организаций на территории Республики Узбекистан»