Получите быстрые ответы, проверенные экспертами:
Ситуация, о которой пойдет речь в материале, должна быть исключением, но, к сожалению, имеет массовый характер. Предпринимателям снова приходится откладывать все дела и ехать «с печатью на руках» в налоговую разбираться с последствиями ошибок системы.
Недавним примером из практики с читателями buxgalter.uz поделилась налоговый консультант Гульнора ЭРГАШЕВА:
Чтобы не пропустить нужное разъяснение, подпишитесь на наш Телеграм-канал.

– По итогам камеральной проверки налогоплательщик получил требование. В установленный срок – в течение 5 дней согласно статье 138 НК – он направил ответ с обоснованием своей позиции налоговому органу и приложил подтверждающие документы. Все зафиксировано в системе.
Через несколько дней после отправки ответа на требование неожиданно расчетный счет юрлица был закрыт.
Звонки в налоговую ни к чему не привели. Исполнитель недоступен. В системе my3.soliq.uz указан налоговый инспектор – с фото, Ф. И. О. Казалось бы, вот он, «контактный» представитель. Обращаемся к нему: «Нам приостановили расчетный счет – почему? Мы ответили на талабному…» Инспектор открещивается: «Это не моя зона ответственности – решает тот, кто проводил камералку».
Закономерный вопрос: а зачем вообще нужен налоговый инспектор, курирующий юрлицо, если помочь он не может?
На просьбу дать контакт ответственного инспектора получили ответ: «Не знаю, звоните в 1198». Те, кто хотя бы раз пытался дозвониться до кол-центра Налогового комитета, знают: задача не из простых, а, если и удается, высока вероятность услышать: «Вам не сюда».
В итоге руководитель юрлица, по совету все того же налогового инспектора, едет в инспекцию лично. С печатью. И только после живого общения с инспектором по камеральной проверке налогоплательщик надеется, что ситуация будет разрешена и счет откроют.
Причину приостановления счета инспектор назвал:
– Вы не ответили.
– Ответили! – в системе все есть: ответ, дата, скриншоты… Это все электронно, не бумажно!

– Ладно, откроем вам счет сегодня или завтра.
Но ни в этот день, ни на следующий счет так и не открыт. Субъект предпринимательства теряет поставщиков товаров и услуг, прибыль и фактически не может работать.
По статье 111 Налогового кодекса блокировка расчетного счета возможна в случае неисполнения требований в срок. Но когда требование исполнено (обоснование представлено с подтверждающими документами), а счет блокируют, это нельзя считать правомерным. Налогоплательщик оказывается в положении виноватого, вынужденного доказывать, что ошибка не его.
Один день без счета – это не просто неудобство
Даже за одни сутки, когда приостановлен расчетный счет, бизнес может потерять деньги, партнерские отношения, репутацию. А если на счету лежал миллиард, который нужно было сегодня перевести бизнес-партнеру? Завтра – уже поздно. Кто компенсирует пеню за просрочку, ущерб репутации? Кто ответит за неправомерную блокировку расчетного счета?
У налогоплательщика есть право оспорить действия налоговиков в суде:
- зафиксировать незаконное действие,
- оплатить госпошлину,
- подать в суд,
- являться на заседания, собрать подтверждающие документы, нанять консультанта…
- потратить недели (если не месяцы) на восстановление справедливости…
И все это – из-за ошибки системы, которая не увидела ответ на требование.
Мы работаем в условиях цифровизации большого количества систем ведомств. Ответы на требования налоговой направляются через электронные каналы связи и мгновенно фиксируются в системе. Но человеческий фактор, бюрократия и «переводы стрелок» по-прежнему решают больше, чем факты.
А пока налогоплательщики продолжают тратить время, чтобы доказывать очевидное, остается один вопрос: почему за ошибки системы платят субъекты предпринимательства?
❖
Звонки и письма от налоговой: как предпринимателям реагировать на давление госоргана
Buxgalter.uz рекомендует
Подготовила Юлия ТАРШИЛОВА