Получите быстрые ответы, проверенные экспертами:
Компания получила уведомление (хабарнома) в персональном кабинете на my3.soliq.uz от инспектора налоговых органов. Инспектор представляется и информирует компанию о возможных нарушениях. Письмо без исходящего номера, даты, QR-кода…
Бухгалтер удивилась и задалась вопросом, а нужно ли отвечать на такое уведомление? Комментирует для читателей buxgalter.uz налоговый консультант Гульнора ЭРГАШЕВА:
Чтобы не пропустить нужное разъяснение, подпишитесь на наш Телеграм-канал.
Какие принципы взаимодействия с налогоплательщиками должны соблюдать налоговые органы
– Согласно статье 19 Налогового Кодекса налоговые органы направляют налогоплательщику документы в виде электронного документа в персональный кабинет налогоплательщика.
По Закону «Об электронном документообороте» (статьи 4–6, 11) электронный документ признается юридически значимым, если:
- имеет уникальный номер и дату составления;
- подписан ЭЦП уполномоченного лица;
- содержит обязательные реквизиты, предусмотренные законодательством;
- есть возможность идентифицировать отправителя и целостность документа.
Можно ли считать официальным электронным документом, имеющим юридическую силу, уведомление, направленное в персональный кабинет, если оно:
❌ не содержит регистрационного номера;
❌ не содержит даты составления (а не только даты доставки);
❌ не содержит QR-кода или уникального идентификатора документа;
❌ не подписано ЭЦП (или не указано, кто подписал)?
Опираясь на требования к оформлению документа, установленные Законом «Об электронном документообороте», отвечаю: «Нет». А значит, такое сообщение в персональный кабинет можно расценивать как неформальную переписку, а не официальное уведомление налогового органа.
Сравните уведомление, которое получил налогоплательщик, и уведомление о камеральной проверке.
![]() |
![]() |
Как отвечать на «неофициальное» письмо от налогового инспектора
На письмо физлица – налогового инспектора без обязательных реквизитов юрлицо может ответить так:
«Уважаемый ______________, в целях правовой определенности просим направить официальное уведомление с указанием регистрационного номера, даты письма, уникального идентификатора и подписанное ЭЦП, как это предусмотрено Законом Республики Узбекистан «Об электронном документообороте» (№611-II от 29.04.2004 г.) и Законом Республики Узбекистан «Об обращениях физических и юридических лиц» (№ЗРУ-445 от 11.09.2017 г.)».
Возникает вопрос «На каком основании налоговый инспектор пишет юрлицу такое уведомление: в рамках какого контроля уполномочен он на такие действия?»
Если в налоговых органах имеется внутренний регламент, который позволяет вести «неформальную» переписку с налогоплательщиками, он должен выйти в виде нормативно-правового акта или изменений в имеющиеся НПА.
Согласно законодательству такие действия должны происходить в рамках налогового контроля, налоговых проверок и документов, подписанных начальниками или заместителями руководителей налоговых органов. Письмо от инспектора без должной подписи и даты не имеет достаточного правового основания для того, чтобы рекомендовать или требовать от юрлица пересмотра отчетности.
Так как письма юрлицам от физлиц – налоговых инспекторов, не оформленные надлежащим образом согласно требованиям законодательства, вызывают правовую неопределенность, в данной ситуации рекомендую:
- обратиться к бизнес-омбудсману для получения разъяснений о правомерности действий инспектора и необходимости реагировать на письмо. Можно по короткому номеру – 1100 или через телеграм-канал;
- запросить разъяснение у вышестоящего налогового органа по поводу статуса и полномочий инспектора, направившего письмо.
Buxgalter.uz рекомендует
Подготовила Юлия ТАРШИЛОВА

