Какие изменения ожидаются в Налоговом кодексе Республики Узбекистан на 2026 год

preview

Сенат одобрил Закон о госбюджете на 2026 год. Теперь проект этого документа должен утвердить Президент.

В рамках реализации основных направлений налоговой и бюджетной политики на 2026 год рассматривается и проект Закона о внесении изменений в Налоговый кодекс. Подробнее о них по просьбе buxgalter.uz рассказал эксперт по финансовому учету и налогообложению Умид ХАМРОЕВ:

Чтобы не упустить важные изменения в законодательстве, подпишитесь на наш Телеграм-канал.

 

1. Автоматическое формирование отчетности налоговыми органами (ст. 81 НК)

Отчетность будет формироваться автоматически налоговыми органами по:

  • налогу на имущество юридических лиц;
  • земельному налогу с юридических лиц;
  • НДФЛ и социальному налогу;
  • НДС;
  • налогу с оборота.

Налогоплательщик сможет корректировать данные в течение 5 дней, но не позднее срока представления отчетности. Если корректировки не внесены, налоговая отчетность, сформированная налоговыми органами на основании имеющихся данных, автоматически будет считаться представленной и принятой.

 

2. Изменение порядка предоставления налоговых льгот (ст. 75 НК)

Льготы по налогу на прибыль будут предоставляться только в виде ускоренной амортизации (максимум на 3 года).

Для применения льгот по налогу на имущество и земельному налогу с юридических лиц нужно будет соблюсти два условия:

1) совокупный доход должен превышать сумму использованной льготы;

2) средняя зарплата работников должна быть не менее 2 МРОТ при численности не менее 3 человек.

Данные правила не будут применяться к:

  • предприятиям с иностранными инвестициями;
  • участникам СРП, СЭЗ;
  • некоммерческим и бюджетным организациям;
  • предприятиям, созданным общественными объединениями лиц с инвалидностью.

Правила будут распространяться на новых налогоплательщиков и новые льготы.

 

3. Вводится механизм взыскания налоговой задолженности за счет дебиторской задолженности налогоплательщика (ст. 121-1 НК):

1) налогоплательщик обращается в налоговый орган с актом сверки;

2) налоговый орган направляет уведомление дебитору;

3) дебитор в течение 10 дней подтверждает или опровергает задолженность;

4) при отсутствии ответа задолженность считается признанной;

5) налоговый орган направляет инкассовое поручение в банк дебитора.

Также налоговые органы при наличии у них информации о дебиторской задолженности у налогоплательщика-должника могут сами инициировать погашение долга по налогам за счет дебиторской задолженности в установленном порядке.

 

4. Возможность рассрочки, предусмотренная в части 4 статьи 100 НК, будет распространяться также на суммы финансовых санкций, начисленных по результатам выездной налоговой проверки.

 

5. Если нарушение совершается впервые, в отношении налогоплательщика вводится система официального предупреждения (ст. 159-1 НК). Она:

  • распространяется на нарушения, связанные с использованием контрольно-кассовой техники и расчетных терминалов, сокрытием численности работников и объема добытых полезных ископаемых;
  • предусматривает проведение выездной налоговой проверки в случае неустранения нарушения в течение 3 дней;
  • предполагает принятие решения в срок от 1 до 3 дней.

 

6. Материалы налоговой проверки можно будет рассматривать в режиме видеоконференцсвязи (ст. 158 НК):

  • по ходатайству налогоплательщика;
  • по инициативе налогового органа с согласия налогоплательщика.

Аудиовизуальная запись направляется в личный кабинет налогоплательщика.

 

7. Штрафные санкции

Статья 221 НК предусматривает штраф за нарушение налогоплательщиком установленного порядка постановки на учет в налоговых органах в качестве плательщика НДС. Штраф составляет 5% от доходов, полученных за период с даты постановки на учет, предусмотренной НК, до даты фактической постановки на учет, но не менее 5 млн сум.

От данного штрафа освобождаются налогоплательщики, впервые перешедшие с налога с оборота на НДС и налог на прибыль с 1 января 2026 года, если регистрация произошла в течение одного года.

Штраф в размере 5 млн сум., предусмотренный за осуществление торговли и (или) оказание услуг без применения ККТ и расчетных терминалов, теперь будет применяться и в случае отсутствия QR-кодов, генерируемых на цифровых платформах электронных платежных систем и (или) платежных организаций.

Штраф в размере 20 млн сум. за использование налогоплательщиком расчетных терминалов, оформленных на других лиц, теперь будет применяться и в случае использования специального QR-кода, генерируемого на цифровых платформах электронных платежных систем и (или) платежных организаций, оформленных на других лиц.

 

8. Изменения по НДС:

Расширяется применение нулевой ставки НДС (ст. 264 НК)

В целях снижения налоговой нагрузки на аграрный сектор и стимулирования производства сельхозпродукции с 1 января 2026 года оборот по реализации товаров, произведенных сельскохозяйственными товаропроизводителями из перечня Минсельхоза и Налогового комитета (кроме хлопка и зерна), облагается по нулевой ставке НДС.

 

Меняется механизм работы с высокорисковыми счетами-фактурами (ст. 266-1 НК, ст. 267 НК)

Вводится система оценки налоговых рисков по счетам-фактурам:

  • при высоком риске покупатель может уплатить НДС как налоговый агент для получения вычета;
  • счета-фактуры с высоким риском не принимаются к зачету до уплаты налога;
  • при низком риске применяется обычный порядок зачета.

 

Сельхозпроизводители (кроме хлопка и зерна) получат право на ускоренное возмещение НДС в течение 3 дней (ст. 274 НК).

 

9. Акцизный налог

В течение 2026 года:

  • повысятся ставки на табачную продукцию (ст. 289-1 НК) на 7–7,5%
  • выровняются ставки на импортную и местную алкогольную продукцию (ст. 289-2 НК). При этом ставки на местный алкоголь повысятся.
  • повысятся ставки на нефтепродукты (ст. 289-3 НК) на 7–7,5%. 

С 1 апреля 2026 года вводится акциз на чипсы в размере 15 000 сум. за 1 кг продукции.

Будут дифференцированы ставки на сладкие напитки в зависимости от содержания сахара на 100 мл продукта.

 

10. Налог на прибыль

Плательщики налога с оборота, впервые перешедшие на НДС и налог на прибыль с 1 января 2026 года, освобождаются от налога на прибыль на 1 год (кроме дивидендов и процентов). Норма не распространяется на реорганизованные предприятия (ст. 337 НК).

При превышении дохода 10 млрд сум. впервые – ставка снижается на 50% на текущий и следующий год (при условии дохода до 100 млрд сум.).

К амортизируемым активам теперь будут относиться также расходы на строительство сетей социальной инфраструктуры (электричество, газ, вода, дороги) за свой счет при безвозмездной передаче поставляющим организациям (ст. 306 НК):

При выплате дивидендов нерезиденту налог можно будет уменьшить на сумму ранее уплаченного налога с дивидендов, полученных юрлицом, если (ст. 354 НК):

  • доля нерезидента не менее 25%;
  • владение долей не менее 365 дней;
  • налог с полученных дивидендов ранее не учитывался;
  • есть документальное подтверждение об уплате налога с полученных дивидендов.

 

11. Налог с оборота

Исключаются из плательщиков налога с оборота предприятия, занимающиеся производством и/или реализацией ювелирных изделий.

Индивидуальные предприниматели и самозанятые теперь будут уплачивать налог с оборота со всей суммы, не превышающей 1 млрд сум. (ст. 461 НК). Для них вводится единая ставка налога с оборота – 1% (ст. 467 НК) и отменяется система фиксированных платежей (статья 383 НК утрачивает силу).

 

Налог с оборота будут уплачивать налоговые агенты (ст. 465 НК):

  • платежные организации – по доходам ИП и самозанятых через цифровые платформы (до 1 млрд сум.);
  • юридические лица – по доходам самозанятых от реализации товаров/услуг (до 1 млрд сум.).

Налог удерживается у источника выплаты на основании уведомления налоговых органов.

 

12. Налог на имущество

Минимальная стоимость недвижимости для целей налога на имущество юридических лиц (за 1 кв. м) повышается на 7%. В частности, в Ташкенте она составит 3,53 млн сум. (ст. 412 НК).

Повышаются ставки налога на имущество физических лиц на 5,9–6,6% в зависимости от площади жилья (ст. 422 НК).

 

13. Земельный налог

Базовые ставки земельного налога с юрлиц и физлиц увеличиваются на 7% (ст. 429 НК, ст. 437 НК).

Местные органы власти имеют право применять коэффициенты от 0,5 до 1,2 к ставкам земельного налога для сельхозземель (ст. 429 НК, ст. 437 НК). Данная норма также распространяется на 2025 год.

Тепличные хозяйства будут уплачивать налог по ставкам, предусмотренным для сельхозземель.

Договоры аренды земли теперь могут заключаться не только с хокимами, но и с государственными органами, учреждениями, организациями, имеющими право постоянного пользования земельными участками (ст. 424 НК, ст. 433 НК).

 

14. Налог за пользование водными ресурсами

Ставки повышаются на 7% для всех категорий водопользователей (ст. 445 НК):

Местные органы власти вправе:

  • устанавливать коэффициенты от 0,7 до 1,5 к ставкам по районам и городам в зависимости от их экономического развития;
  • применять коэффициент до 1,2 при отсутствии лазерного нивелирования орошаемых земель. Данная норма вступит в силу с 1 января 2027 года.

Все льготы по налогу за пользование водными ресурсами, предоставленные до 1 января 2026 года, будут действовать до окончания срока их действия. Их продление не допускается.

 

15. Налог за пользование недрами

На 7% повысятся ставки, определенные на единицу объема, на (ст. 452 НК):

  • минеральные соли;
  • нерудные строительные материалы.

 

16. Временные налоговые льготы (ст. 483 НК)

С 1 мая 2025 по 1 января 2028 года производители фасованной плодоовощной продукции уплачивают налог на прибыль и соцналог по ставке 1%, если:

  • зарплата каждого работника не менее 2 МРОТ;
  • доля доходов от фасованной продукции не менее 50%.

 

С 1 января 2026 года по 1 января 2030 года предприятия, впервые перешедшие с налога с оборота на НДС и налог на прибыль, смогут уменьшить НДС или налог на имущество на расходы по ведению бухучета:

  • на срок 6 месяцев;
  • на сумму не более 3,5 МРОТ ежемесячно.

 

С 1 сентября 2025 года по 1 сентября 2028 года хлопково-текстильные кластеры, текстильные и швейно-трикотажные предприятия уплачивают соцналог по ставке 1%.

 

С 1 июля 2025 по 1 января 2030 года производители детского контента (при доле такого дохода не менее 80%):

  • освобождаются от налога на прибыль;
  • уплачивают соцналог по ставке 1%;
  • расходы на создание контента вычитают из налоговой базы.

 

До 1 января 2028 года налогоплательщики, имеющие станции зарядки электромобилей:

  • уплачивают налог на имущество и земельный налог в размере 1% от начисленной суммы;
  • освобождаются от налога на прибыль по услугам электрозарядки при доле такого дохода не менее 50%;
  • уменьшают налоговую базу по налогу с оборота на сумму дохода от зарядки электромобилей.

 

До 1 января 2028 года для производителей ювелирных изделий база НДС определяется как разница между ценой реализации ювелирных изделий и ценой содержащихся в них драгметаллов и камней.

 

С 1 января 2026 по 1 января 2030 года производители национальных фильмов и сериалов (при доле такого дохода не менее 80%):

  • освобождаются от налога на прибыль;
  • уплачивают соцналог по ставке 1%.

 

С 1 января 2026 по 1 января 2029 года тепличные хозяйства (при доходе от тепличной деятельности не менее 60%) уплачивают соцналог по ставке 1%.

С 1 января 2026 по 1 января 2028 года предприятия со средней зарплатой не менее 2 МРОТ могут уменьшать базу соцналога на расходы по перевозке и питанию работников (до 1 БРВ на человека в месяц).

Льгота будет применяться к предприятиям:

  • шелковой, пищевой, строительной, электротехнической, фармацевтической, мебельной, химической, парфюмерной, косметической, автомобильной, металлургической промышленностей;
  • с долей дохода от собственного производства более 60%.

 

С 1 января 2026 по 1 января 2028 года предприятия, добывающие гипс для собственных нужд и производящие из него стройматериалы, уплачивают налог за недропользование по ставке, сниженной на 50%.

 

17. Льготы для участников СЭЗ

Для участников СЭЗ отменяется льгота по налогу за пользование водными ресурсами по части 1 статьи 473 НК.

Для участников СЭЗ, получивших статус с 1 апреля 2026 года, льгота по налогу на прибыль применяется в виде ускоренной амортизации основных средств на срок:

  • 3 года – при инвестициях от 3 до 5 млн долл. США;
  • 5 лет – при инвестициях от 5 до 15 млн долл. США;
  • 10 лет – при инвестициях свыше 15 млн долл. США.

От редакции:

Подробности об изменениях на 2026 год читайте в наших следующих публикациях. Следите за анонсами в Телеграм-канале.

 

 

Законодательство в Узбекистане: правовые акты, постановления для бухгалтера бухгалтерское законодательство, нормативно правовые акты по бухгалтерскому учету, правовая база для бухгалтера, нормативные акты для бухгалтера, законодательные акты Законодательство в сфере бухучета в Узбекистане. Изучите актуальные законодательные акты, указы, постановления в сфере бухгалтерского учета и налогов на buxgalter.uz! /ru/publish/doc/text212509_kakie_izmeneniya_ojidayutsya_v_nalogovom_kodekse_respubliki_uzbekistan_na_2026_god