Полезное для бухгалтера в ноябре:
Чем вам поможет ценовая политика и как ее составить на 2022 год
Цены на товары и услуги на предприятии, как правило, устанавливают экономические и маркетинговые отделы или само руководство, так как от цен во многом зависит успешность продаж. С учетом вступления в силу норм НК по трансфертному ценообразованию к вопросу установления цен на товары (услуги) придется активно подключиться и работникам бухгалтерии.
Как правильно составить ценовую политику и почему она должна стать частью налоговой учетной политики, по просьбе buхgalter.uz рассказала налоговый консультант Ирина ПОДОЛЬСКАЯ:
– «Сотрудничество компании, уплачивающей НДС и налог на прибыль, с плательщиками налога с оборота и фиксированного налога повышает риски усиленного контроля цен со стороны налоговых органов.
Налоговые органы объясняют это тем, что, манипулируя ценами, можно уменьшать налоговую базу и тем самым наносить ущерб бюджету. К примеру, занижая цены на реализуемые товары, можно уменьшить налоговую базу по налогам с оборота, на добавленную стоимость или прибыль. Завышая закупочные цены, можно уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль. При этом прибыль можно «перекинуть» на лицо, уплачивающее налог с оборота или фиксированный налог.
Таким образом, сделки, заключаемые между субъектами, использующими разные системы налогообложения, будут привлекать повышенное внимание налоговиков. Право контролировать ценообразование в целях налогообложения предоставляет НК, а именно – три его положения:
1. Если налогоплательщик совершает операции, цель которых – получение необоснованной налоговой выгоды в виде неуплаты либо уменьшения суммы уплачиваемых налогов, такие действия признаются злоупотреблением правом .
2. Налоговые органы вправе скорректировать налоговую базу, если цена сделки ниже либо выше рыночной стоимости товаров (услуг) .
3. Любые доходы, которые могли бы быть получены одной из сторон сделки, но не были ею получены в результате трансфертного ценообразования, в целях налогообложения учитываются у этой стороны сделки . Эта норма, как и весь раздел НК «Налоговый контроль при трансфертном ценообразовании», вступит в силу с 1 января 2022 года.
Налоговые органы будут вправе доначислить налоги, если выявят отклонения от рыночных цен в сделках с взаимосвязанными лицами, а также в случаях, установленных ч. 3 и ч. 4 статьи 248 НК.
НК устанавливает критерии определения взаимосвязанных лиц :
- более 20% прямого или косвенного участия физического или юридического лица в капитале компании;
- родственная связь между физическими лицами;
- должностная подчиненность.
Как в этом вопросе поможет ценовая политика
Именно в ней будут заключаться все ответы на возможные вопросы контролирующего органа по вашим ценам.
Ценовая политика – это внутренний документ налогоплательщика, утвержденный органом его управления. Она определяет:
- эффективность действующих цен компании, их соответствие маркетинговой политике;
- соблюдение правил формирования цен на новые продукты и для новых покупателей (или, наоборот, для постоянных покупателей);
- порядок и основания изменения цен, в том числе – при уценке товаров;
- обоснованность, основания и условия предоставления скидок;
- отклонения цен на один и тот же продукт и их причины.
Обязательно укажите в ней:
1. Принципы, подходы и методы ценообразования (должны опираться на маркетинговую стратегию предприятия):
- на основе себестоимости;
- на основе прибыли;
- на основе оценки спроса (сложившегося на рынке или предполагаемого при выпуске новых продуктов);
- с учетом цен конкурентов.
2. Ценовую дифференциацию:
- по качеству товара;
- по регионам и группам населения (студенты, пенсионеры и т.п.);
- по времени реализации;
- при изменении спроса на товары (услугу), включая факторы, приводящие к падению спроса (истечение срока годности, моральное устаревание и т.п.);
- по другим признакам.
3. Условия предоставления скидок:
- при предоплате или досрочной оплате за ранее поставленный товар (услугу);
- по объему реализации (например, скидка предоставляется в зависимости от объема реализации в момент продажи или при достижении покупателем некоторого объема покупок за определенный период времени);
- при выполнении других условий.
4. Условия повышения цены на один и тот же товар (услугу).
5. Прейскурант (прайс-лист).
И если к вам придет проверяющий, придраться ему будет сложнее. Вы ему скажете: «Вот у меня такая политика, я для всех ее применяю, для меня это – рыночная цена. Да, у конкурентов цены могут быть выше, но, к примеру, наша компания только открылась, а у конкурента – известный бренд. При этом ценовая политика нашего предприятия предусматривает увеличение цены в случае расширения круга покупателей до такого-то объема». И так далее…
Можно ценовую политику пересматривать с определенной периодичностью, а можно указать сразу, при каких условиях она будет пересматриваться исходя из сложившейся ситуации на рынке.
Ценовая политика как часть учетной политики в целях налогообложения
Можно включить ценовую политику, как отдельный раздел, в налоговую учетную политику, так как они теперь будут «работать» вместе. Более того – сама важность ценовой политики не только для бухгалтера, но и в целом для всей деятельности предпринимателя обусловлена требованиями Налогового кодекса и, как следствие, новыми реалиями контроля со стороны налоговых органов».