Полезное для бухгалтера в ноябре:
Как проверяют крупных налогоплательщиков
Утверждено Положение о Межрегиональной государственной налоговой инспекции по крупным налогоплательщикам (см. ПКМ от 17.04.2019 г. № 320).
Кого это касается?
Напомним, крупные налогоплательщики – юридические лица отдельной категории, подпадающие под налоговое администрирование исходя из следующих критериев:
- сумма начисленных налогов и других обязательных платежей по итогам налогового периода – не менее 200 тыс. МРЗП;
- объем товарооборота – не менее 300 тыс. МРЗП;
- общая стоимость активов – не менее 100 тыс. МРЗП.
Подробнее о порядке отнесения налогоплательщиков к категории крупных – здесь.
Что с ними будет?
Изначально функциями по налоговому администрированию крупных налогоплательщиков наделили ГНУ Каракалпакстана, областей и г. Ташкента. Затем они перешли к Межрегиональной государственной налоговой инспекции по крупным налогоплательщикам (см. ПП–3802 от 26.06.2018 г., далее – Инспекция). При этом место нахождения и осуществления деятельности «подопечных» значения не имеет.
В полномочия Инспекции входит:
во-первых, организация учета крупных налогоплательщиков и обеспечение полноты поступления от них налогов и других обязательных платежей, предусмотренных налоговым законодательством;
во-вторых, организация налогового контроля за деятельностью крупных налогоплательщиков по соблюдению налогового законодательства, в частности:
- камеральный контроль, а также тематические экспресс-изучения с выходом на места для подтверждения достоверности представляемой информации и правомерности применения налоговых и таможенных льгот (см. ст.ст. 70, 712 НК);
- мониторинг деятельности по вопросам соответствия фактического количества работников с указанным в отчетах, а также объемов производства. При выявлении нарушений налогового законодательства Инспекция принимает меры по пресечению и предупреждению (см. ст. 711 НК);
- контроль за соблюдением законодательства по экспортно-импортным операциям, в пределах своих полномочий (см. здесь);
- контроль за обоснованностью применения нулевой ставки по НДС (см. Главу 38 НК);
- налоговые проверки (см. Главу 14 НК). В рамках проверок финансово-хозяйственной деятельности (ревизий) Инспекция проверяет бухсчета и финотчетность, производит взвешивание и обмер сырья, материалов, полуфабрикатов и готовых изделий, контрольные запуски сырья и материалов в производство, контрольные анализы сырья, материалов и готовой продукции;
- получение объяснений от налогоплательщиков или их должностных лиц, проверка наличия имущества, осмотр или обследование территорий, производственных, складских, торговых и иных помещений, в т.ч. мест, используемых для извлечения доходов либо связанных с содержанием объектов налогообложения;
- проверки соблюдения установленного порядка ведения бухучета денежных средств и материальных ценностей, состояния организации работы пропускной системы при ввозе-вывозе материальных ценностей с территории предприятий;
в-третьих, на основе взаимного партнерства – сервисно-техническое обслуживание крупных налогоплательщиков по исполнению ими налоговых обязательств;
в-четвертых, реализация комплексных мероприятий по профилактике, выявлению и пресечению налоговых правонарушений в рамках администрирования крупных налогоплательщиков.
Кто проконтролирует саму Инспекцию?
Структуру и штатную численность Инспекции утверждает председатель ГНК по согласованию с Администрацией Президента. В аналогичном порядке назначается и освобождается от должности ее начальник.
Начальник Инспекции систематически отчитывается о ее деятельности перед главой ГНК. Зампреды ГНК контролируют руководителей Инспекции. Ежеквартально ГНК оценивает работу Инспекции. По итогам решается вопрос о поощрении или применении мер дисциплинарной ответственности к ее руководству и работникам.
Документ опубликован в Национальной базе данных законодательства и вступил в силу 17.04.2019 г.
Олег Заманов.