Получите быстрые ответы, проверенные экспертами:
До 8 декабря на СОВАЗ обсуждается новая редакция Закона «О бухгалтерском учете» (новое название – Закон «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности»).
Сопоставительная таблица с изменениями – в обзоре buxgalter.uz:
Чтобы не пропустить важные изменения в законодательстве, подпишитесь на наш Телеграм-канал.
Действующий закон обновляется с целью систематизировать бухучет в соответствии со всеми изменениями последних лет, уточнить полномочия госорганов в области регулирования бухучета, ввести понятие «организации общественного интереса» и организовать ведение ими бухгалтерского учета в целях применения МСФО.
Законопроект состоит из 5 глав и 47 статей (в действующем законе – 32 статьи и нет деления на главы). Внимательно рассмотрим, что же там меняется по существу:
|
Действующая редакция |
Предлагаемая редакция |
|
Закон Республики Узбекистан «О бухгалтерском учете» |
Закон Республики Узбекистан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» Обоснование: пункт 10 №ПП-282 от 15.09.2025 г.
|
|
|
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПРАВИЛА Для систематизации структуры проект разделен на главы, а также изменена последовательность статей |
|
Статья 1. Цель настоящего Закона Целью настоящего Закона является регулирование отношений в области организации, ведения бухгалтерского учета и составления отчетности. |
Статья 1. Цель настоящего Закона Целью настоящего закона является регулирование отношений в области организации, ведения бухгалтерского учета и представления финансовой* отчетности.
* Аналогичное изменение внесено и во многие другие статьи закона, не будем их приводить с целью экономии времени (прим. ред.) Обоснование: пункт 10 №ПП-282 от 15.09.2025 г. |
|
Новая статья |
Статья 3. Основные понятия В настоящем законе используются следующие ключевые понятия: бухгалтерский учет – система непрерывного формирования и сбора информации об объектах бухгалтерского учета на счетах бухгалтерского учета путем отражения их денежной оценки, а также составления на ее основе финансовой отчетности; учетная информация – информация об объектах бухгалтерского учета, основанная на первичных учетных документах, отраженная на счетах бухгалтерского учета, в регистрах бухгалтерского учета, в бухгалтерской отчетности и других документах бухгалтерского учета; объекты бухгалтерского учета – активы, обязательства, капитал, доходы и расходы. Объекты бухгалтерского учета учитываются на синтетических и аналитических счетах; финансовая отчетность – отчетность, подготовленная субъектом бухгалтерского учета в соответствии с требованиями соответствующих стандартов бухгалтерского учета и финансовой отчетности; учетная политика – это определенные принципы, общепринятые термины и практические подходы, используемые субъектом бухгалтерского учета при признании объектов учета, подготовке и представлении финансовой отчетности в соответствии с действующими стандартами бухгалтерского учета и финансовой отчетности. Комментарий: в целях систематизации структуры законопроекта часто используемые понятия вынесены в отдельную статью (уточнены определения часто используемых терминов, таких как «бухгалтерский учет», «учетная информация», «учетная политика объектов учета») |
|
Статья 3. Основные принципы бухгалтерского учета Непрерывность, достоверность и сопоставимость показателей являются основными принципами бухгалтерского учета. Статья 4. Бухгалтерский учет |
Статья 4. Основные принципы бухгалтерского учета и финансовой отчетности Непрерывность, надежность, точность и сопоставимость являются основополагающими принципами бухгалтерского учета и финансовой отчетности. Комментарий: основные принципы бухгалтерского учета устанавливаются в соответствии с международными стандартами. Понятие «бухгалтерский учет» переносится в новую редакцию статьи 3 «Основные понятия» – с редакционными изменениями |
|
Статья 5. Учетная информация |
Статья 5. Принцип преемственности В соответствии с принципом непрерывности деятельности финансовая отчетность составляется исходя из допущения, что организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем. Если существуют значительные сомнения в способности организации продолжать свою деятельность, это должно быть раскрыто в финансовой отчетности.
Комментарий: понятие «учетная информация» переносится в новую редакцию статьи 3 «Основные понятия» – с редакционными изменениями. Раскрывается содержание основных принципов в соответствии с МСФО |
|
Новые статьи |
Статья 6. Принцип достоверности Исходя из принципа достоверности, бухгалтерская информация не содержит существенных ошибок и предвзятости и может быть использована пользователями. Достоверность, как правило, подтверждается первичными бухгалтерскими документами. Статья 7. Принцип расчета Принцип начисления заключается в том, что доходы и расходы признаются в бухгалтерском учете и отражаются в финансовой отчетности по мере их получения или понесения, независимо от того, выплачиваются или получаются денежные средства. |
|
Статья 8. Принцип сопоставимости Финансовая отчетность должна быть сопоставима с финансовой отчетностью за предыдущие периоды, а также с финансовой отчетностью других субъектов бухгалтерского учета. Финансовая отчетность составляется как минимум за два периода.
Комментарий: новые нормы. Раскрывается содержание основных принципов в соответствии с МСФО |
|
|
Статья 6. Субъекты бухгалтерского учета Субъектами бухгалтерского учета являются органы государственной власти и управления, юридические лица, зарегистрированные в Республике Узбекистан, их филиалы, представительства, отделения и иные структурные подразделения, расположенные на территории Республики Узбекистан и за ее пределами. Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, органы самоуправления граждан, а также представительства, филиалы и иные структурные подразделения иностранных юридических лиц на территории Республики Узбекистан ведут учет и представляют отчетность в порядке, установленном законодательством. |
Статья 9. Субъекты бухгалтерского учета Субъектами бухгалтерского учета являются органы государственной власти и управления, юридические лица, зарегистрированные в Республике Узбекистан, их филиалы, представительства, отделения и иные структурные подразделения, расположенные на территории Республики Узбекистан и за ее пределами. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также представительства, филиалы и иные структурные подразделения иностранных юридических лиц на территории Республики Узбекистан ведут учет и представляют налоговую отчетность в порядке, установленном налоговым законодательством. Органы самоуправления граждан, имеющие статус юридического лица, ведут бухгалтерский учет и представляют отчетность в соответствии с законодательными актами об органах самоуправления граждан. Организации, использующие государственную тайну, организуют бухгалтерский учет и финансовую отчетность с учетом требований законодательства о государственной тайне.
Обоснование: статьи 8, 29 Закона «Об органах самоуправления граждан», пункты 13, 41 прил. №1 к ПКМ 380 от 18.06.2021 г. |
|
Новые статьи |
Статья 10. Организации, имеющие общественное значение К категории организаций общественного интереса относятся бухгалтерские организации, которые соответствуют таким критериям, как высокое социальное и экономическое влияние, обусловленное размером их активов и годового дохода, численностью сотрудников, а также их корпоративным статусом и видом деятельности, а также наличием широкого круга заинтересованных сторон. Критерии отнесения организаций к категории организаций, имеющих общественное значение, определяются Министерством экономики и финансов совместно с Центральным банком. Субъекты бухгалтерского учета, соответствующие указанным критериям, включаются в Реестр общественно значимых организаций Министерством экономики и финансов, а организации, поднадзорные Центральному банку, включаются в Реестр общественно значимых организаций Центральным банком ежегодно до 1 июля. Организации публичной собственности организуют бухгалтерский учет в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности с 1 января года, следующего за годом включения в настоящий Реестр, и составляют финансовую отчетность до конца очередного (второго) года и публикуют ее вместе с аудиторскими заключениями.
Статья 11. Ведение реестра организаций, имеющих общественное значение Реестр организаций публичной собственности ведется в целях разработки конкретных планов внедрения Международных стандартов финансовой отчетности организациями публичной собственности и осуществления государственного контроля за их соблюдением этими организациями. Реестр общественных организаций ведется в электронном виде с использованием специальной электронной системы. Информация в реестре является общедоступной. Министерство экономики и финансов несет ответственность за ведение на постоянной основе реестра общественных организаций и внесение в него соответствующих изменений. Обоснование: пункт 5 №ПП-282 от 15.09.2025 г. |
|
Статья 7. Объекты бухгалтерского учета Объектами бухгалтерского учета являются активы, обязательства, капитал, резервы, доходы, расходы, прибыли, убытки и хозяйственные операции, связанные с их движением. Учет объектов бухгалтерского учета ведется на синтетических и аналитических счетах. |
Статья исключена. Понятие «объекты бухгалтерского учета» переносится в новую редакцию статьи 3 (Основные понятия) – с редакционными изменениями |
|
Статья 8. Синтетический и аналитический учет Синтетический учет осуществляется путем обобщения информации об объектах учета по определенным экономическим признакам в порядке, установленном законодательством. Аналитический учет ведется в порядке, определяемом субъектом учета самостоятельно, в целях формирования детальной учетной информации об объектах учета. |
Статья 12. Синтетический и аналитический учет Синтетический учет осуществляется путем обобщения информации об объектах учета по определенным экономическим признакам на основе плана счетов бухгалтерского учета. Синтетический учет осуществляется методом двойной записи путем одновременного и взаимозависимого отражения хозяйственной операции не менее чем на двух счетах бухгалтерского учета в денежном выражении. Аналитический учет определяется субъектом бухгалтерского учета самостоятельно в его учетной политике в целях формирования детальной информации об объектах бухгалтерского учета. Комментарий: групповые элементы объектов бухгалтерского учета определены в НСБУ №21, СБУ №2; Плане счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности страховщиков, Плане счетов бухгалтерского учета в коммерческих банках |
|
Статья 9. Регулирование бухгалтерского учета и отчетности |
Содержание перенесено в статью 12 главы 2 «Регулирование системы бухгалтерского учета» – с редакционными изменениями |
|
Статья 10. Стандарты бухгалтерского учета |
Статья 13. Стандарты бухгалтерского учета и финансовой отчетности <...> Стандарты бюджетного учета устанавливают требования к бюджетному учету и бюджетной отчетности бюджетных организаций и государственных целевых фондов. Международные стандарты финансовой отчетности включают Международные стандарты финансовой отчетности, Разъяснения к ним и иные документы, являющиеся неотъемлемой частью этих стандартов, принятые Фондом международных стандартов финансовой отчетности. Международные стандарты финансовой отчетности, а также Международные стандарты финансовой отчетности для устойчивого развития применяются в соответствии с настоящим Законом. Международные стандарты финансовой отчетности могут применяться субъектами бухгалтерского учета добровольно. Порядок признания международных стандартов финансовой отчетности для применения на территории Республики Узбекистан определяется Кабинетом Министров Республики Узбекистан. Правила ведения упрощенного учета для субъектов малого предпринимательства и семейного предпринимательства, осуществляющих деятельность в качестве юридических лиц, а также негосударственных некоммерческих организаций определяются стандартами финансовой отчетности.
Комментарий: содержание статьи 10 Закона скопировано с редакционными изменениями. В соответствии с пунктом 8 «дорожной карты», утвержденной постановлением Президента №ПП-282 от 15.09.2025 г., с 2027 года планируется внедрение Национальных стандартов финансовой отчетности, гармонизация Национальных стандартов бухгалтерского учета с МСФО. Положение о порядке признания текста МСФО и разъяснений к ним утверждено ПКМ №507 от 24.08.2020 г. В настоящее время для негосударственных некоммерческих организаций упрощенный порядок ведения бухгалтерского учета не установлен. В соответствии со статьей 19 Закона «О семейном предпринимательстве» бухгалтерский учет и отчетность на семейном предприятии, а также статистические наблюдения за его деятельностью ведутся в порядке, установленном для субъектов малого предпринимательства |
|
ГЛАВА 2. РЕГУЛИРОВАНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ |
|
|
Новая статья
|
Статья 14. Полномочия Кабинета Министров Республики Узбекистан в области бухгалтерского учета и финансовой отчетности Кабинет Министров Республики Узбекистан: определяет порядок признания международных стандартов финансовой отчетности для применения на территории Республики Узбекистан; При установлении регулируемых государством цен (тарифов) определяются состав затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг) и порядок формирования финансовых результатов. Кабинет Министров Республики Узбекистан может осуществлять иные полномочия в соответствии с законодательством.
Комментарий: создаются органы регулирования в области бухгалтерского учета. Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов утверждено ПКМ №54 от 05.02.1999 г. Отдельными решениями правительства в области госрегулирования цен (тарифов) на социально значимые и стратегические виды товаров предусмотрено формирование затрат и доходов на основе данного Положения. Вместе с тем, в связи с введением в действие Налогового кодекса, определяющего формирование доходов и расходов для целей налогообложения, ПКМ №54 утратило актуальность. В связи с этим предлагается утвердить новое Положение о порядке формирования состава затрат при установлении регулируемых государством цен (тарифов) |
|
Новая статья |
Статья 15. Полномочия уполномоченного государственного органа в области бухгалтерского учета и финансовой отчетности Министерство экономики и финансов Республики Узбекистан является уполномоченным государственным органом в области бухгалтерского учета и финансовой отчетности (далее – уполномоченный государственный орган). Уполномоченный государственный орган: обеспечивает реализацию государственной политики в области бухгалтерского учета и финансовой отчетности; регулирует систему бухгалтерского учета и финансовой отчетности; разрабатывает и утверждает национальные стандарты финансовой отчетности, стандарты бюджетного учета и другие нормативные правовые документы; определяет сроки представления финансовой отчетности, а также ее состав и содержание; Совместно с Национальным агентством перспективных проектов Республики Узбекистан определяет особенности ведения бухгалтерского учета и формы финансовой отчетности страховщиков (перестраховщиков), страховых брокеров и перестраховочных брокеров в соответствии с законодательством; ведет электронный реестр организаций общественного значения и совместно с Центральным банком определяет критерии отнесения организаций к этой категории; осуществляет международное сотрудничество в области бухгалтерского учета и финансовой отчетности. Уполномоченный государственный орган может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.
Комментарий: скопировано из статьи 9 с редакционными изменениями. Порядок представления отчетов и их содержание копируются из действующих статей 22 и 25 – с редакционными изменениями. Обоснование: пункт 5 №ПП-282 от 15.09.2025 г. |
|
|
Статья 16. Полномочия Центрального банка Республики Узбекистан в области бухгалтерского учета и финансовой отчетности Центральный банк Республики Узбекистан в пределах своих полномочий осуществляет регулирование бухгалтерского учета и отчетности банков и небанковских кредитных организаций, а также платежных организаций и операторов платежных систем. Центральный банк Республики Узбекистан может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.
Комментарий: скопировано из статьи 9 с редакционными изменениями. Обоснование: статьи 21, 29, 47 Закона «О Центральном банке Республики Узбекистан» |
|
|
Статья 17. Республиканские общественные объединения бухгалтеров Республиканские общественные объединения бухгалтеров – негосударственные некоммерческие организации, объединяющие бухгалтеров для представления и защиты общих интересов. Республиканские общественные объединения бухгалтеров содействуют реализации и защите социальных и правовых интересов бухгалтеров, а также дальнейшему развитию и повышению их профессионального уровня. Республиканские общественные объединения бухгалтеров: готовят предложения по совершенствованию законодательства о бухгалтерском учете и финансовой отчетности; разрабатывают рекомендации по применению стандартов бухгалтерского учета и финансовой отчетности; сотрудничают с международными профессиональными организациями; организуют мероприятия по подготовке и повышению квалификации бухгалтеров на основе международных образовательных стандартов профессиональных бухгалтеров.
Комментарий: скопировано из статьи 30 с редакционными изменениями. Республиканские общественные объединения в области бухгалтерского учета и аудита: – Национальная ассоциация бухгалтеров и аудиторов Узбекистана – Палата Аудиторов Узбекистана – Федерация бухгалтеров Узбекистана – Ассоциация сертифицированных финансовых специалистов Узбекистана – Ассоциация международных бухгалтерских аутсорсинговых компаний |
|
|
ГЛАВА 3. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И ФИНАНСОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ |
|
Новая норма |
Статья 18. Цель бухгалтерского учета и финансовой отчетности Целью бухгалтерского учета и финансовой отчетности является предоставление заинтересованным лицам полной и достоверной информации о финансовом состоянии, результатах деятельности, движении денежных средств и изменениях в капитале субъектов бухгалтерского учета.
|
|
Статья 19. Организация бухгалтерского учета и финансовой отчетности Организацию бухгалтерского учета и финансовой отчетности осуществляет руководитель субъекта бухгалтерского учета. Руководитель субъекта бухгалтерского учета имеет право: организовать бухгалтерскую службу под руководством руководителя бухгалтерской службы или использовать услуги бухгалтера, привлекаемого на договорной основе; передать ведение бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности специализированной организации на договорной основе. <…> Руководитель публичной организации обязан обеспечить бухгалтерскую службу достаточным количеством работников, имеющих международные или национальные сертификаты бухгалтеров, для обеспечения качественного применения международных стандартов финансовой отчетности в соответствии с требованиями части третьей настоящей статьи.
Комментарий: Редакционные изменения. Повышение заинтересованности руководителей организаций в обучении своих сотрудников в области МСФО Обоснование: Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете, рег. МЮ №3538 от 30.07.2024 г., статья 4 Закона «Об информатизации», статья 17 Закона «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности». |
|
|
Статья 12. Руководитель бухгалтерской службы |
Статья 20. Руководитель бухгалтерской службы <...> Руководитель бухгалтерской службы субъекта бухгалтерского учета (за исключением банков и небанковских кредитных организаций, а также платежных организаций и операторов платежных систем), подлежащего обязательному аудиту, должен соответствовать следующим требованиям: иметь высшее образование; иметь не менее 3 лет опыта работы в сфере бухгалтерского учета или финансовой отчетности или аудиторской деятельности в течение последних пяти календарных лет; проходить повышение квалификации в области бухгалтерского учета 1 раз в 2 года в учебном центре, аккредитованном международной организацией. Требования части пятой настоящей статьи распространяются также на работника специализированной организации, которому руководителем субъекта бухгалтерского учета, подлежащего обязательному аудиту, на договорной основе поручено ведение бухгалтерского учета. <...> Требования к руководителям бухгалтерских служб банков и небанковских кредитных организаций, а также платежных организаций и операторов платежных систем устанавливаются Центральным банком Республики Узбекистан. Комментарий: редакционные изменения внесены в соответствии со статьей 3 Закона «О небанковских кредитных организациях и микрофинансовой деятельности», а также статьей 21 Закона «О платежах и платежных системах». |
|
Новая статья |
Статья 21. Аутсорсинг бухгалтерских услуг Аутсорсинг бухгалтерских услуг – это передача субъектом бухгалтерского учета ведения бухгалтерского учета или отдельных его функций, включая составление бухгалтерской отчетности, специализированной организации на договорной основе. Аутсорсинг бухгалтерских услуг можно доверить одной из следующих специализированных организаций: аудиторская организация; организация налоговых консультантов; филиал иностранной организации, специализирующейся в данной области; организация, уставом которой предусмотрено оказание бухгалтерских услуг. Специализированная организация обязана в полном объеме и качественно выполнять условия, предусмотренные заключенным с заказчиком договором. Бухгалтерские услуги должна оказывать специализированная организация при условии наличия у нее полиса страхования ответственности. Специализированной организации, передавшей бухгалтерские услуги на аутсорсинг, запрещается в дальнейшем передавать эти услуги на аутсорсинг другим организациям. Данное ограничение должно быть отражено в договоре с заказчиком. Работники специализированной организации не вправе разглашать или предоставлять другим лицам сведения, ставшие им известными в процессе ведения бухгалтерского учета, за исключением случаев, предусмотренных законодательством о противодействии коррупции, законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового поражения. При выявлении недостатков в деятельности специализированной организации договор аутсорсинга должен быть расторгнут. Специализированная организация несет ответственность перед заказчиком за убытки, причиненные неправильным ведением бухгалтерского учета, в соответствии с договором. Специализированная организация имеет право получать от заказчика необходимые документы и информацию для целей бухгалтерского учета, за исключением случаев, предусмотренных законодательством о государственной тайне. Заказчик бухгалтерских услуг обязан создать специализированной организации на основании договора соответствующие условия и своевременно представлять необходимые документы. Привлечение государственным заказчиком специализированной организации для ведения бухгалтерского учета и заключение с ней договора осуществляются на основании требований и критериев, установленных законодательством о государственных закупках. Государственный заказчик несет ответственность за привлечение специализированной организации для ведения бухгалтерского учета.
Комментарий: «бухгалтерский аутсорсинг» вводится в целях устранения ограничений по вступлению в ВТО на основе рекомендаций международных экспертов Всемирной торговой организации. Критерии и условия дополняются в целях повышения профессиональной ответственности при предоставлении бухгалтерских услуг |
|
Статья 13. Право подписи |
Статья 22. Право подписи Бухгалтерские документы, а также финансовая и внутренняя отчетность, служащие основанием для приема и выдачи объектов учета, подписываются руководителем субъекта бухгалтерского учета или уполномоченными им лицами. <...> Субъекты бухгалтерского учета, использующие электронные подписи, должны установить соответствующие меры предосторожности и контроля в отношении использования и авторизации электронных подписей. Персональную ответственность за использование электронной цифровой подписи несут руководитель субъекта бухгалтерского учета и лица, уполномоченные на подпись. Обоснование: статья 27 Закона «Об электронной цифровой подписи» |
|
Новая статья
|
Статья 23. Бухгалтерские документы Бухгалтерские документы состоят из первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, финансовой и внутренней бухгалтерской отчетности, учетной политики, а также других документов, связанных с организацией и ведением бухгалтерского учета. Своевременность составления бухгалтерских документов, а также достоверность содержащихся в них сведений обеспечиваются лицами, составившими и подписавшими этот документ. Формы учетных документов определяются субъектом бухгалтерского учета самостоятельно, за исключением случаев, предусмотренных законом. Формы и содержание учетных документов для бюджетных организаций определяются в соответствии с бюджетным законодательством. При изъятии в установленном законом порядке документов бухгалтерского учета к учетным документам приобщаются заверенные копии этих документов. Комментарий: норма вносится в целях уточнения содержания понятия «бухгалтерские документы» |
|
Статья 14. Первичные учетные документы |
Статья 24. Первичные учетные документы Первичные учетные документы, фиксирующие осуществление операций, и распоряжения на их передачу являются основанием для учета хозяйственных операций. Чеки платежных терминалов также признаются первичными учетными документами при оплате товаров (работ, услуг), приобретенных субъектами учета в сфере торговли и услуг, с использованием банковских корпоративных карт. <...> Обязательными реквизитами первичных учетных документов являются: наименование субъекта бухгалтерского учета и идентификационный номер налогоплательщика (ИНН); наименование и номер документа, дата и место его составления; количественная мера (выраженная в натуральном и денежном выражении), указывающая наименование, содержание и единицы измерения хозяйственной операции; фамилия, имя, отчество, инициалы или иные данные, необходимые для идентификации лица (лиц), совершившего хозяйственную операцию, с указанием его должности и подписи. В зависимости от характера операции и способа обработки учетных данных в первичные документы могут быть включены дополнительные сведения, если это не противоречит законодательству. <...> Не допускается внесение исправлений в первичные учетные документы, не согласованных с участниками хозяйственной операции. Исправления и подчистки в банковских, расчетных и кассовых документах не допускаются. Информация первичных учетных документов обобщается и систематизируется в регистрах бухгалтерского учета. Комментарий: редакционные изменения в целях приведения в соответствие со статьей 9 «Субъекты бухгалтерского учета», статьей 33 Закона «О платежах и платежных системах» |
|
Статья 15. Регистры бухгалтерского учета |
Статья 25. Регистры бухгалтерского учета <...> При использовании автоматизированной информационной системы бухгалтерского учета допускается не создавать регистры бухгалтерского учета, если автоматизированная система содержит необходимые для осуществления внутреннего контроля сведения и реквизиты хозяйственных операций.
Обоснование: №ПП-364 от 30.08.2022 г., упрощение процессов ведения бизнеса. Также в соответствии со статьей 17 «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности» государство поощряет ведение электронного учета путем распространения программного обеспечения на льготных условиях или бесплатно |
|
Статья 16. Инвентаризация активов и обязательств |
Статья 26. Инвентаризация объектов бухгалтерского учета Достоверность и достоверность данных бухгалтерского учета и финансовой отчетности подтверждается обязательной инвентаризацией объектов учета. Инвентаризацию необходимо проводить в следующих случаях : перед подготовкой годового финансового отчета; в случае реорганизации или ликвидации субъекта бухгалтерского учета; при замене материально ответственных лиц; когда имущество украдено и /или повреждено; в случае стихийных бедствий или других чрезвычайных ситуаций; в иных случаях, предусмотренных законом. Инвентаризация может проводиться добровольно в целях внутреннего контроля. Объекты инвентаризации, порядок и сроки ее проведения определяются стандартом по учету товарно-материальных ценностей и бухгалтерской отчетности.
Комментарий: согласно статье 7 действующей редакции Закона при инвентаризации определяются только активы и обязательства. В связи с этим вносится соответствующая редакционная поправка для контроля всех объектов бухгалтерского учета. Установление на законодательном уровне единых требований к проведению инвентаризации. В настоящее время инвентаризация различных объектов предусмотрена различными НПА: – статьи 26, 251 НК; – статьи 446, 456 ТК; – статьи 86, 98, 115 Закона «О неплатежеспособности» и др. |
|
Статья 17. Оценка активов и обязательств Запасы оцениваются по наименьшей из двух следующих величин : фактической себестоимости (цена покупки или себестоимость производства) или рыночной стоимости (чистая стоимость реализации) на дату составления баланса. Основные средства и нематериальные активы учитываются по первоначальной (восстановительной) стоимости. Амортизация основных средств и нематериальных активов производится путем начисления амортизации до полного возмещения их стоимости или списания объекта. Амортизационные отчисления производятся с месяца, следующего за датой ввода объекта в эксплуатацию. Стоимость земельных участков амортизации не подлежит. Учет финансовых вложений осуществляется в соответствии со стандартами бухгалтерского учета. Обязательства отражаются в денежном выражении в соответствии с соглашением сторон. Обязательства, возникшие в результате решения суда, отражаются в соответствующей сумме. Условные активы и обязательства отражаются в соответствии со стандартами бухгалтерского учета. Оценка активов и обязательств бюджетных организаций осуществляется в соответствии со стандартами бюджетного учета. Бухгалтерский учет ведется в национальной валюте – сумах. |
Статья 27. Оценка объектов бухгалтерского учета Объекты бухгалтерского учета отражаются в денежном выражении на основе методов оценки, установленных соответствующими стандартами бухгалтерского учета и финансовой отчетности.
Эта часть текста исключена
Оценка объектов бухгалтерского учета бухгалтерами бюджетных организаций осуществляется в соответствии со стандартами бюджетного учета. Бухгалтерский учет ведется в национальной валюте - сумах, если иное не установлено законодательными актами.
Комментарий: субъект бухгалтерского учета обязан выбрать базу оценки, указанную в соответствующих стандартах бухгалтерского учета для классов объектов бухгалтерского учета. Порядок списания и амортизации основных средств и НМА определяется стандартами бухгалтерского учета. В соответствии со статьей 21 Закона «О соглашениях о разделе продукции» бухучет операций при выполнении работ по сделке ведется в национальной валюте Узбекистана или в иностранной валюте. Также в соответствии с МСФО (IAS) 21 «Влияние изменений валютных курсов» бухгалтерский учет может вестись в функциональной валюте |
|
Статья 19. Учет частного капитала |
Исключена
Комментарий: учет формирования уставного, добавочного и резервного капитала регламентируется стандартами бухгалтерского учета. Правовые основы формирования уставного капитала и резервного капитала регулируются законами «Об акционерных обществах и защите прав акционеров», «Об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» |
|
Статья 20. Учет залога Стоимость заложенного имущества, денежных средств и валютных ценностей, принятых в качестве обеспечения, отражается на отдельных забалансовых счетах. |
Статья 29. Учет залога Стоимость заложенного имущества, денежных средств и валютных ценностей, полученных в качестве обеспечения, отражается на отдельном забалансовом счете.
|
|
ГЛАВА 4. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ |
|
|
Статья 22. Финансовая отчетность <...> При составлении бухгалтерской отчетности субъект бухгалтерского учета обязан включать в бухгалтерский учет балансы и другие отчетные формы своих представительств, филиалов и иных структурных подразделений, которые обособляются на самостоятельный баланс. <...> Структура и содержание финансовой отчетности определяются Министерством финансов Республики Узбекистан. Состав и содержание финансовой отчетности банков и иных кредитных организаций определяются Центральным банком Республики Узбекистан. |
Статья 31. Финансовая отчетность Финансовая отчетность состоит из систематизированной информации о финансовом положении субъекта бухгалтерского учета на отчетную дату, финансовых результатах его деятельности за отчетный период, движении денежных средств и собственном капитале. Годовые формы финансовой отчетности, подготовленные в соответствии с национальными стандартами финансовой отчетности, включают в себя: баланс, включая разбивку просроченной дебиторской и кредиторской задолженности; <...> Общественно значимые организации составляют финансовую отчетность на основе международных стандартов. При составлении бухгалтерской отчетности субъект бухгалтерского учета обязан включать в нее формы отчетности своих представительств, филиалов и иных структурных подразделений, которые обособляются на самостоятельный баланс. Финансовая отчетность составляется с указанием даты окончания отчетного года, начиная с его начала. Финансовая отчетность бюджетных организаций, получателей бюджетных средств и государственных целевых фондов составляется и представляется в соответствии с бюджетным законодательством. Состав и содержание финансовой отчетности банков и небанковских кредитных организаций, а также платежных организаций и операторов платежных систем определяются Центральным банком Республики Узбекистан. Комментарий: внесены изменения в соответствии с №ПП-282 от 15.09.2025 г., статьей 61 Закона «О Центральном банке Республики Узбекистан», статьей 21 Закона «О платежах и платежных системах», Положением о сроках предоставления финансовых отчетов, а также их структуре и содержании |
|
Статья 23. Консолидированная финансовая отчетность Субъект бухгалтерского учета, имеющий материнскую компанию, а также дочерние компании и организации, находящиеся под его контролем, составляет консолидированную финансовую отчетность. <...> |
Статья 32. Консолидированная финансовая отчетность Материнская компания, контролирующая дочерние предприятия, готовит консолидированную финансовую отчетность и свою собственную отдельную финансовую отчетность. Дочерняя компания несет ответственность за предоставление своей финансовой отчетности и другой информации хозяйствующим субъектам для подготовки консолидированной финансовой отчетности группы. Порядок составления консолидированной финансовой отчетности, а также требования к организациям, находящимся под контролем головной организации, определяются стандартами бухгалтерского учета и финансовой отчетности. Комментарий: уточнение в соответствии с Международнымих стандартами финансовой отчетности и Разъяснениями к ним по применению в Республике Узбекистан |
|
Новая статья |
Статья 33. Отчет об устойчивом развитии В примечаниях к финансовой отчетности по МСФО может быть отражена значительная информация, основанная на стандартах раскрытия информации в области устойчивого развития. На основании разрешения Фонда МСФО на публикацию в Республике Узбекистан документы Международных стандартов финансовой отчетности по раскрытию информации в области устойчивого развития на государственном языке размещаются на официальном веб-сайте уполномоченного государственного органа. Комментарий: новая норма вводится с целью улучшить взаимодействие между инвесторами и компаниями |
|
Статья 24. Отчетный период бухгалтерской отчетности |
Статья 34. Отчетный период бухгалтерской отчетности Отчетным периодом годовой бухгалтерской отчетности является календарный год с 1 января по 31 декабря. Отчетным периодом для промежуточной финансовой отчетности, составляемой в течение календарного года, является период с 1 января по отчетную дату периода, за который составляется промежуточная финансовая отчетность. При первом применении международных стандартов финансовой отчетности датой перехода на эти стандарты является 1 января. В случае добровольного перехода на международные стандарты финансовой отчетности субъект бухгалтерского учета обязан представить в налоговые органы уведомление с указанием даты перехода на международные стандарты не позднее 1 марта года, следующего за годом перехода на эти стандарты. Для вновь созданных юридических лиц первым отчетным годом считается период со дня приобретения статуса юридического лица по 31 декабря того же года, а для лиц, не являющихся юридическими лицами, – период со дня их регистрации в государственных органах по 31 декабря того же года. Если юридическое лицо (за исключением бюджетных организаций) зарегистрировано после 1 октября, первый отчетный год заканчивается 31 декабря следующего года. Информация о хозяйственных операциях, осуществленных до регистрации или приобретения юридического лица, включается в бухгалтерскую отчетность первого отчетного года.
Комментарий: редакционные изменения + новая норма. В соответствии с МСФО №1 «Первое применение Международных стандартов финансовой отчетности» датой перехода на МСФО является начало самого раннего периода, за который организация представляет полностью сопоставимую информацию в соответствии с МСФО в своей первой финансовой отчетности по МСФО, и эта дата является отправной точкой для учета по МСФО. Пункт 6 №ПП-282 от 15.09.2025 г. |
|
Статья 25. Представление финансовой отчетности Финансовый отчет представляется: в государственные налоговые органы; собственникам в соответствии с учредительными документами; органам государственной статистики; иным органам в соответствии с законом. Финансовую отчетность можно подавать в электронном виде.
Финансовая отчетность предоставляется ежеквартально.
Кабинетом Министров Республики Узбекистан для отдельных субъектов бухгалтерского учета могут быть установлены иные сроки представления финансовой отчетности. |
Статья 35. Представление финансовой отчетности Годовая финансовая отчетность субъектов бухгалтерского учета представляется в налоговые органы в форме электронного документа через единую систему отчетности. В этом случае финансовая отчетность представляется в национальной валюте – сумах. Представление годовой и промежуточной финансовой отчетности акционерам (участникам) и иным органам осуществляется в порядке, установленном законодательством.
Часть исключена При первом применении международных стандартов финансовой отчетности первая финансовая отчетность представляется с конца года, следующего за годом, в котором произошел переход на международные стандарты. Субъекты бухгалтерского учета, составляющие финансовую отчетность в соответствии с международными стандартами, не представляют финансовую отчетность в соответствии с национальными стандартами.
Часть исключена
Обоснование: новая норма по №ПП-8 от 09.01.2024 г. Согласно Закону Республики Узбекистан «Об официальной статистике» в органы статистики представляется только статистическая отчетность. В соответствии с №ПП-419 от 10.10.2022 г. с 2023 года отменяется обязанность субъектов бухгалтерского учета ежеквартально представлять финансовую отчетность в налоговые и статистические органы. Согласно №ПП-282 от 15.09.2025 г. организации, имеющие общественное значение, организуют бухгалтерский учет на основе МСФО с 1 января года, следующего за годом их включения в Реестр |
|
Статья 36. Единая система отчетности Единая система отчетности – информационная система для формирования отчетности, в том числе финансовой, и предоставления ее в государственные органы. Бухгалтерский субъект обеспечивает целостность и достоверность представляемой финансовой отчетности. Государственные органы получают необходимые им отчеты через Единую систему отчетности в рамках требований, установленных законодательством. Конфиденциальность информации в Единой системе отчетности обеспечивается в порядке, установленном законодательством. Субъекты бухгалтерского учета, предоставляющие финансовую отчетность с использованием систем бухгалтерского программного обеспечения, могут интегрировать свои базы данных в Единую систему отчетности.
Обоснование: новая норма в соответствии с №ПП-8 от 09.11.2024 г. Сдача отчетов субъектами предпринимательства через Единую систему отчетности осуществляется в следующем порядке: – с 1 января 2026 года для всех субъектов предпринимательства добровольно; – с 1 января 2027 года для субъектов малого и среднего предпринимательства обязательно; – с 1 января 2028 года для всех субъектов предпринимательства обязательно |
|
|
Статья 26. Публикация финансовой отчетности |
Статья 37. Публикация финансовой отчетности Годовая финансовая отчетность субъектов бухгалтерского учета доступна заинтересованным банкам, биржам, инвесторам, кредиторам, а также иным лицам в соответствии с законодательством. Акционерные общества, государственные предприятия, банки, общественные фонды и другие организации в соответствии с законом обязаны публиковать годовую бухгалтерскую отчетность, в том числе консолидированную финансовую отчетность, вместе с аудиторским заключением на государственном и, при необходимости, на иностранных языках не позднее чем за две недели до даты проведения годового общего собрания акционеров или иного высшего органа управления субъекта бухгалтерского учета. Действие настоящей статьи не распространяется на финансовую отчетность субъектов бухгалтерского учета, в отношении которых законодательством установлены иные требования.
Обоснование: редакционные изменения в соответствии со статьей 39 Закона «О страховой деятельности», статьей 7 Закона «Об управлении государственным имуществом», пунктом 15.3 «дорожной карты» по реализации Стратегии развития конкуренции на товарных и финансовых рынках на 2020-2024 гг., утвержденной Указом №УП-6019 от 06.07.2020 г. |
|
Статья 27. Бухгалтерская отчетность на момент ликвидации При ликвидации хозяйствующего субъекта составляется окончательный финансовый отчет. <...>
|
Статья 38. Финансовая отчетность на момент закрытия Окончательная финансовая отчетность составляется при ликвидации бухгалтерского субъекта. <...> Отчетным периодом для ликвидированного субъекта бухгалтерского учета признается период с 1 января года, в котором он ликвидирован, до дня внесения в Единый государственный реестр предприятий и организаций записи о ликвидации этого субъекта.
Комментарий: редакционные правки. При реорганизации или ликвидации организации уточняется отчетный период для составления итоговой бухгалтерской отчетности |
|
Статья 28. Конфиденциальность бухгалтерской информации При ведении бухгалтерского учета соблюдается конфиденциальность. Доступ к содержанию регистров бухгалтерского учета допускается с разрешения руководителя субъекта бухгалтерского учета или в случаях, предусмотренных законом. Лица, имеющие право доступа к регистрам бухгалтерского учета, обязаны соблюдать конфиденциальность. |
Статья 39. Конфиденциальность бухгалтерской информации При ведении бухгалтерского учета соблюдается конфиденциальность. Доступ к содержанию бухгалтерских документов допускается с разрешения руководителя субъекта бухгалтерского учета или в случаях, предусмотренных законом. Лица, имеющие право доступа к бухгалтерским документам, обязаны соблюдать конфиденциальность.
Комментарий: редакционные правки |
|
ГЛАВА 5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ |
|
|
Статья 29. Ведение бухгалтерских документов Первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская и иная отчетность, а также иные документы, связанные с организацией и ведением бухгалтерского учета, хранятся субъектом бухгалтерского учета в течение сроков, установленных законодательством, но не менее пяти лет после отчетного года. |
Статья 40. Ведение бухгалтерских документов Первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская отчетность, внутренняя бухгалтерская отчетность, учетная политика, а также другие документы, связанные с организацией и ведением бухгалтерского учета, хранятся субъектом бухгалтерского учета в течение сроков, установленных законодательством, но не менее пяти лет после отчетного года. Документы и отчеты, подготовленные в электронном виде с использованием сервисов информационных систем и технологий или посредством автоматизированных информационных систем налоговых и других государственных органов, не подлежат хранению и архивированию. <...>
Обоснование: согласно пункту 1 №ПП-419 от 10.11.2022 г.: – отменяется обязанность юридических лиц хранить архивные документы о заработной плате и иных доходах физических лиц, а также суммах исчисленных с них налогов, исчисленных после 1 января 2022 года, и передавать их в государственные или негосударственные архивы; – с 1 января 2022 года юридические лица освобождены от обязанности по хранению и передаче в государственные или негосударственные архивы финансовой, налоговой и статистической отчетности, представленной в электронном виде в органы государственной налоговой службы и органы статистики, а также документов, оформленных в электронном виде через автоматизированные информационные системы налоговых органов |
Закон вступит в силу по истечении 6 месяцев со дня официального опубликования.
![]()