Какие земли могут изъять у предприятия для общественных нужд

preview

Обнародован проект Закона, который будет регулировать непростую, потенциально конфликтную процедуру изъятия земельных участков у юридических и физических лиц для общественных нужд. Buxgalter.uz уточнил детали.

 

1. Действие Закона не распространяется на земельные участки:

  • принадлежащие физическим и юридическим лицам на правах частной собственности;
  • находящиеся в распоряжении органов государственной власти, госучреждений, ГУП.

2. Могут быть изъяты земельные участки, принадлежащие  физическим и юридическим лицам на правах:

  • пожизненного владения с правом наследования;
  • постоянного владения;
  • срочного (временного) пользования;
  • аренды (ст. 1 проекта).

3. Закон распространяется на общественные отношения, возникшие после его вступления в силу.

Регулирование общественных отношений, начавшихся до вступления нового закона в силу, будет продолжаться в рамках процедур, установленных новым законом (ст. 3 проекта). 

4. Под общественными нуждами (основанием для изъятия земель) признаются (ст. 5 проекта):

  • нужды обороны и госбезопасности, охраняемых природных территорий, создания и функционирования СЭЗ;
  • выполнение страной международных договоров;
  • разведка и разработка месторождений полезных ископаемых;
  • строительство (реконструкция) автомобильных и ж/д дорог республиканского и местного значения, аэропортов и аэродромов, объектов аэронавигации и авиатехнических центров, объектов железнодорожного транспорта, мостов, метрополитенов, тоннелей, инженерных объектов и линий системы энергетики и связи, объектов космической деятельности, магистральных трубопроводов, инженерно-коммуникационных сетей, систем ирригации и мелиорации;
  • исполнение утвержденных генеральных планов строительства населенных пунктов за счет средств госбюджета;
  • проекты по строительству за счет централизованных инвестиций государственных учреждений образования, здравоохранения, культуры и социальной защиты, указанных в государственных инвестиционных программах.

5. Компенсировать изъятие земель будут централизованные фонды при Кабмине и хокимиатах областей). Компенсационные комиссии будут созданы при местных Кенгашах. Координировать деятельность фондов будут наблюдательные советы в составе, утверждаемом Кабмином (ст.ст. 7–13 проекта).

6. Процедура изъятия (ст.ст. 14–23 проекта):

6.1. При наличии основания инициатор вносит предложение в органы муниципальной власти на местах.

6.2. Хокимияты направляют полученные документы в территориальные управления Минстроя и Кадастровой палаты;

6.3. В течение 5 дней Минстрой дает заключение о соответствии планов по строительству и развитию территорий. Управление кадастровой Палаты определяет полный перечень физических и юридических лиц, имеющих права на земельный участок и расположенные на нем строения;

6.4. В месячный срок со дня получения заключений хокимияты определяют предварительный размер компенсации;

6.5. После согласования предварительной суммы компенсации материалы передаются на рассмотрение Централизованного фонда, наблюдательный совет которого в течение 5 дней выносит предложение на рассмотрение местного Кенгаша;

6.6. Кенгаш:

  • рассматривает вопрос соответствия инициативы изъятия земельного участка и оправданности затрат от ожидаемого результата на ближайшем заседании;
  • принимает решение о проведении открытого обсуждения или об отклонении инициативы.

6.7. Если инициатор дважды получает отказ на проведение открытого обсуждения, вопрос изъятия данного земельного участка может рассматриваться не раньше, чем через 5 лет.

6.8. В течение месяца со дня принятия Кенгашем соответствующего решения назначается дата проведения открытого обсуждения.  При этом инициатор изъятия должен уведомить правообладателей в течение 2 дней после решения Кенгаша – с указанием места и времени обсуждения (но не менее, чем за 7 дней до его начала).

6.9. Открытое обсуждение организует инициатор изъятия. Обязательны аудио- и видеофиксация процесса, а также – участие СМИ. По итогам обсуждения инициатор составляет протокол, который подписывает он сам и все правообладатели. Если правообладатели отказываются от подписания, составляется акт с указанием причин. На следующий день протокол должен быть опубликован в полном объеме на официальном сайте хокимията, а оригиналы направляются в Кенгаш.

6.10. Кенгаш в течение месяца готовит Проект решения об изъятии земельного участка.

6.11. Документы передаются на правовую экспертизу в управление Минюста (срок рассмотрения – 10 дней);

6.12. В случае положительного решения Минюста Кенгаш принимает окончательное решение об изъятии участка (большинством в 2/3 голосов).

6.13. С правообладателями заключается соглашение по условиям, виду и размеру компенсации.

7. Если земли изымаются на нужды обороны, безопасности, разведки, освоения месторождений и выполнения обязательств по международным договорам, данный вопрос рассматривает Кабмин.

8. Если соглашение с правообладателем не будет достигнуто, не допускаются действия, препятствующие распоряжению ими принадлежащим имуществом, в том числе – отключение от средств коммуникации, блокирование доступа, создание других условий с целью принудить к подписанию соглашения.

Документ оговаривает и другие вопросы изъятия земельных участков для общественных нужд: порядок и сроки предоставления компенсации, порядок признания объектов бесхозными, порядок оценки имущества, подлежащего сносу, порядок сноса объектов на изымаемых участках.

С полным текстом проекта можете ознакомиться по ссылке. Здесь же, если у вас есть ключ ЭЦП, можете принять участие в обсуждении.

Проект может быть изменен, дополнен или отклонен.


Саида ДЖАНИЗАКОВА

Новости законодательства. Изменения в нормативных актах законодательства. Новости законодательства Новости законодательства /ru/publish/doc/text169177_kakie_zemli_mogut_izyat_u_predpriyatiya_dlya_obshchestvennyh_nujd