Полезное для бухгалтера в декабре:
«Второй виток» МСФО: на что делает ставку Минфин?
Узбекистан приступил к внедрению МСФО в 2015 году. Но анализ опубликованной финотчетности акционерных обществ за 2015–2018 годы и аудиторских заключений по МСА к этой отчетности показал, что, несмотря на высокие затраты, которые компании понесли на ее подготовку, ожидания качества и полного соответствия МСФО не оправдались. А многие АО просто проигнорировали требования указа №УП-4720.
Будет ли эффективным «второй виток» МСФО в Узбекистане? Какие механизмы внедрения он предусматривает? На вопросы buxgalter.uz ответил заместитель министра финансов Дильшод СУЛТАНОВ.
Почему мы перезапускаем МСФО
– В 2015 году уже был документ о переходе на МСФО. Зачем понадобилось принимать новый?
– Этот документ сработал недостаточно эффективно. Он касался только акционерных обществ, но не все они стали отчитываться по МСФО. А некоторые сделали это формально. В документе были поставлены правильные цели, но механизм их реализации не был указан.
В постановлении Президента №ПП-4611 реализован комплексный подход к МСФО, который включает:
- снятие всех препятствий, которые выявлены на пути их внедрения;
- широкое использование наработок и отлаженных инструментов международных организаций, в частности – Ассоциации дипломированных сертифицированных бухгалтеров (ACCA);
- активное участие государства в формировании и развитии рынка профессионального обучения;
- постоянный государственный контроль.
Мы определили перечень предприятий, которые с 2021 года должны перейти на МСФО. Это – те хозсубъекты, чьи финансовые результаты должны быть понятны и прозрачны в первую очередь, чтобы привлекать зарубежные кредиты и инвестиции.
Для этого в бухгалтерской службе каждой такой компании должно быть не менее трех сертифицированных специалистов по МСФО. Им придется перейти на международные стандарты уже, как минимум, с 2020 года или трансформировать отчетность 2020 года, чтобы сделать качественный отчет по итогам 2021 года.
Кадры и обучение
– Где взять столько квалифицированных специалистов?
– Мы задействуем все образовательные учреждения, прежде всего, – высшие. В постановлении Президента указаны 4 «пилотных» вуза, которые должны будут аккредитовать свои образовательные программы в международных организациях в области бухгалтерского учета (Ассоциация дипломированных сертифицированных бухгалтеров (ACCA) и другие). Это даст выпускникам этих вузов возможность не сдавать несколько экзаменов и получить международную квалификацию в более короткие сроки.
Также студенты и преподаватели по дисциплинам «Бухгалтерский учет» и «Аудит» получат помощь от государства.
Если человек стремится получить квалификацию международного уровня, мы должны его поддержать. Ведь обучение и сдача экзаменов обходятся недешево. Обучение стоит около 2 млн сум., не дешевле и регистрация на экзамен и его сдача. Мы хотим покрывать эти расходы в рамках первой ступени АССА тем обучающимся, кто успешно сдал экзамен. На эти цели будут выделены средства за счет дополнительных доходов республиканского бюджета, по предварительным оценкам, – порядка 2 млрд сум. только в текущем году.
Кроме того, претенденты, имеющие международный сертификат бухгалтера, получили право на зачисление без сдачи вступительных экзаменов в магистратуру по специальности «Бухгалтерский учет» и «Аудит» в вузы на платно-контрактной основе.
Есть поручение – проработать и повысить интенсивность вузовского обучения по этим специальностям, сократив его с 4 до 3 лет. Но сначала надо изучить, как это реализовано в других странах.
– Получается, что государство в обучении МСФО делает ставку только на вузы?
– Высшие учебные заведения дают фундаментальное образование, поэтому им будет уделено особое внимание. Но мы поддержим и негосударственные образовательные учреждения, организующие обучение МСФО.
В ближайшие два года нужно вывести на рынок не менее 3 тыс. специалистов. Сегодня их могут готовить на высоком уровне всего 6–7 учебных центров, 4 из которых имеют аккредитацию АССА. Это очень мало, их должно быть несколько десятков. Широко будем использовать и дистанционное обучение.
Неважно, кто обучает студентов, преподавателей, чиновников и бухгалтеров, – вузы или учебные центры. Мы будем субсидировать обучение через компенсацию части затрат независимо от вида образовательного учреждения, главное чтобы оно было аккредитовано международной организацией.
– Вы уверены, что найдутся эти три тысячи человек, желающие обучаться и сдавать экзамены?
– Уверен. Как показывает опыт других стран, ценность специалистов, профессионально владеющих МСФО, существенно возрастает. Мы создаем тысячи новых вакансий. Это повысит спрос на квалифицированных бухгалтеров и аудиторов, их заработок должен существенно вырасти. Заработная плата специалиста по МСФО значительно превышает ставки обычных работников бухгалтерии.
Предложение на рынке труда быстро реагирует на спрос. К примеру, два года назад у нас было мало бухгалтеров, знающих налог на прибыль и НДС. Но изменения в налоговой политике привели к появлению большого количества вакансий с требованием знания этих налогов. Зарплата таких бухгалтеров выросла, учебные центры стали их активнее готовить. Т.е. рынок очень быстро отреагировал на спрос.
Надеюсь, что и здесь будет такой же результат. Тем более что государство материально стимулирует и спрос, и предложение на рынке обучения МСФО.
Госконтроль, санкции
– Многие АО, обязанные по указу 2015 года перейти на МСФО, проигнорировали это требование, а многие отнеслись к нему формально. Никто их не проверял, никакой ответственности за недостоверную отчетность они не понесли.
– Внешний контроль качества отчетности по МСФО крайне важен. Координировать всю работу будет специальный отдел, созданный в структуре Управления методологии бухгалтерского учета и аудита Министерства финансов.
Чтобы контроль был эффективен, надо обучить МСФО большое количество госслужащих – в Минфине, ГНК, Агентстве по управлению госактивами. Расходы на обучение и регистрацию экзамена госслужащим также будет возмещать бюджет.
Должна быть предусмотрена административная, а возможно, и финансовая ответственность за несоблюдение требований законодательства. Также профессиональные организации должны проводить внешний контроль качества аудита по МСА, и мы надеемся, что они активизируют эту работу.
Что будет с НСБУ
– Зачем вообще Узбекистану это надо? Почему Минфин запускает реформу бухучета сразу за налоговой реформой?
– Два года назад, когда начались реформы в финансовом секторе, мы поняли, что привлечь иностранный капитал с той отчетностью, которая есть сейчас, не получится. Это потребовало трансформации бюджетной отчетности и необходимость запуска поэтапного перехода на международные стандарты финансовой отчетности в государственном секторе (IPSAS).
Компании начали расти, Узбекистан стал более открытым, начал активно привлекать инвестиции. Но любой инвестор, изучая финотчетность предприятия, не совсем ее понимает. Чтобы ему объяснить, приходится всю эту информацию трансформировать по международным стандартам, причем, с участием международных аудиторских компаний.
Многие компании с иностранным капиталом уже используют МСФО. Настало время поэтапно ввести этот порядок для более широкого круга хозсубъектов.
Думаю, что именно это выведет национальные предприятия на новый уровень.
– Организации, сдающие отчетность по МСФО, обязаны будут вести параллельно также бухучет по НСБУ и налоговый учет. Это будет непросто…
– Налоговый учет – сам по себе, он всегда будет нужен в целях исчисления налогов.
Что касается учета по МСФО и НСБУ, – мы поставили задачу к 2025 году решить проблему двойного учета следующим образом. Средний и крупный бизнес будет вести учет и отчетность только по МСФО. А вот малый – по национальным стандартам, приближенным к международным.
В МСФО есть моменты, которые малому бизнесу не нужны и требуют немалых затрат на их соблюдение. Мы просто не будем от них этого требовать. Но в целом это будет, скажем так, «МСФО для малого бизнеса». Это – задача на последующие годы.