Полезное для бухгалтера в ноябре:
Мнение бизнеса учли: ВЭД будут упрощать
Минюст и ГТК изучили проблемы в сфере внешнеэкономической деятельности и учли поступившие предложения предпринимателей. Итогом стал проект документа по либерализации сферы.
Несмотря на последовательный рост импорта/экспорта, Узбекистан занял 165 место в отчете Всемирного банка «Ведение бизнеса–2019» по индексу «Международная торговля». По данным рейтинга:
- время осуществления экспорта при пограничном и таможенном контроле составляет 112 часов, при оформлении документов – 96 часов, затраты – 570 долл. США;
- время на осуществление импорта при пограничном и таможенном контроле составляет 111 часов, при оформлении документов – 174 часа, затраты – 570 долл. США.
В зарубежных странах, занимающих высокие места по данному индикатору, время и расходы, затрачиваемые на экспорт/импорт, близки к нулю. Поэтому Минюст и ГТК изучили национальное законодательство и правоприменительную практику в этой сфере. Анализ показал наличие излишних бюрократических процедур, требований и документов. Среди них:
- требование о необходимости обращения за 30 дней до экспорта/импорта для оформления разрешительных документов органами ветеринарии и карантина растений;
- представление излишних 10 видов документов (контракт, товаросопроводительные документы, акт фумигации, копии нормативных документов и др.);
- необходимость представления документов на бумажном носителе, неполное функционирование таможенной информационной системы «единое окно», что не позволяет полностью перейти на электронное оформление документов, автоматизировать процессы осуществления контроля и обеспечить эффективное межведомственное взаимодействие.
Кроме того, низкая автоматизация процессов при прохождении контроля на постах, а также отсутствие регламента прохождения контрольных процедур не позволяет ускорить процесс прохождения контрольных процедур.
Также импортеру выдается бумажный документ («бегунок»), в котором необходимо проставить 6 разрешительных печатей – таможенного контроля, пограничного контроля, досмотра транспорта, ветеринарного контроля, санитарно-карантинного контроля, карантинно-фитосанитарного контроля. Даже если импортируемый товар не является подконтрольным товаром ветеринарной службы, печать представителя ветеринарного контроля все равно нужна.
Сказывается и отсутствие системы управления рисками в деятельности органов контроля на постах (за исключением таможенных органов). Это обуславливает необходимость досмотра каждого транспортного средства и груза, что ведет к увеличению длительности прохождения процедур, снижению эффективности контроля.
В ходе проведенного опроса предпринимателей поступило свыше 100 мнений и предложений, которые были учтены при изучении и разработке предложений по совершенствованию сферы.
Исходя из этого Минюст разработал проект решения Президента, предусматривающий:
- сокращение процедур, сроков и документов, необходимых для оформления документов разрешительного характера и прохождения контроля на постах;
- полноценное обеспечение функционирования таможенной информационной системы, позволяющей подавать заявки в режиме реального времени и получать разрешительные документы с присвоенным QR-кодом, на основании кода ТН ВЭД проводить автоматический анализ, удаленно отслеживать процесс оформления разрешительных документов;
- разработку Регламента прохождения контрольных процедур на постах, а также системы управления рисками и др.