Полезное для бухгалтера в ноябре:
Камеральный контроль – беда или спасение для бухгалтера
С IV квартала прошлого года налоговики активно используют инструменты камерального контроля. Требования о доначислениях рассылаются налогоплательщикам в больших количествах и часто.
В условиях действующего моратория на плановые проверки камеральный контроль может стать эффективным инструментом обеспечения полноты поступлений в бюджет. Проводимый без посещения налогоплательщика – на основе изучения финансовой и налоговой отчетности и других документов – он является наиболее «комфортной» для бизнеса формой контроля. Нет очного контакта с налоговиком, все прозрачно, никуда не надо ездить, никто не заставляет нервничать и переживать, – мечта каждого бухгалтера!
«Если налоговая служба находит ошибки в заполнении налоговой отчетности или противоречия в сведениях, налогоплательщику сообщают об этом в письменной форме, – говорит налоговый консультант Гульнара Эргашева. – И у налогоплательщика в этом случае есть 10 календарных дней с даты получения письма, чтобы исправить данные или объяснить расхождения в них. Если налоговые органы будут не удовлетворены ответом, они могут обратиться в суд для взыскания доначисленных налогов и других обязательных платежей. То есть, камеральный контроль должен избавить от лишних хлопот и финансовых потерь как предпринимателей, так и налоговые органы».
Распишитесь в получении, пожалуйста
Так должно быть и когда-нибудь будет. Но сегодня, к сожалению, выглядит это так:
«Работаю в оптовой фирме, продаем лекарства, – рассказывает главный бухгалтер Диляра Абидова. – Пришло «Требование» в личный кабинет, я его «скачала», но налоговики просят приехать, чтобы расписаться за него. Мало им, что вы ответите письменно. Через 10 дней приходится опять ехать. Для чего? Для того, чтобы отвезти нарочно – как просят. Снова надо стоять в очереди, объяснять, что и как заплатили. Почему это нельзя делать дистанционно?»
С этим часто сталкиваются и клиенты налогового консультанта Гульнары Эргашевой: «Почему работники ГНИ просят приехать расписаться в получении требования и привезти ответ нарочно? С прошлого года все перешли на интерактивное общение с налоговыми органами через персональный кабинет налогоплательщика на портале my.soliq.uz. В функциях отправки корреспонденции предусмотрена возможность даже прикреплять отсканированные документы. Однако не предусмотрена функция отправить ответ на требование. Зачем тогда нужен персональный кабинет налогоплательщика, если все равно обмен документацией с налоговыми органами производится в явочном порядке?»
Откуда эти суммы – «с потолка»?
Еще одна проблема – обоснованность самих «Требований».
«Камеральный контроль должен проводиться на основе анализа отчетности. Если между показателями есть нестыковки, налоговики должны попросить объяснить их, – говорит Диляра Абидова. – А налогоплательщик обязан ответить, ошибся он или все правильно.
Это следует из ст. 70 НК. А на практике же картина следующая… За последние полгода мы получили четыре «Требования». Никакой логики и обоснованности в суммах выставляемых налогов не было. Так, в одном из «Талабнома» от нас потребовали доначислить НДС на сумму в 1 млрд сумов. Обоснование: «Вы же импортировали лекарства на 5 млрд сумов и оплатили НДС на таможне». Как будто они не знают, что оборот лекарств, в том числе – импорт, освобожден от НДС!
В другом «Талабнома» от нас потребовали начислить налог исходя из стоимости закупленных лекарств без учета остатков, отраженных в балансе. При этом пояснили: «Мало ли что вы отразили в балансе, мы этому не верим». Пришлось делать фотографии складов, отвозить в налоговую…. Складывается впечатление, что главное – показать бурную деятельность. А то, что такой «контроль» не дает результата, поскольку цифры «среднепотолочные», и только отнимает кучу времени у бухгалтеров, никого не волнует».
О слабой обоснованности многих «Талабнома» говорит и Гульнара Эргашева: «Из содержания подобных требований можно сделать вывод, что налоговые органы используют информацию из внешних источников. Например, – по движению расчетного счета предприятия, сведения из таможенных органов. Однако, сверяя эти данные с показателями по представленной финансовой и налоговой отчетности, они не учитывают, что у предприятия могут быть:
- остатки на складе нереализованной готовой продукции (товара);
- суммы авансов, на которые еще не произошла отгрузка готовой продукции или товаров;
- суммы займов и т.д.
Налоговый орган в таких ситуациях требует доказательства: акт инвентаризации, расписки материально-ответственных лиц, фотографии товаров, все выписки банка, договоры и счета-фактуры на реализацию и так далее».
Очень часто в «Требованиях» не приводится подробный расчет доначислений, не указывается, по какому налогу возникла недоимка. Бухгалтеру приходится звонить в ГНИ, узнавать, откуда взялась эта сумма, и по какому именно налогу. Другой вариант – самостоятельно «разыскать» сумму доначисления в КЛС на портале my.soliq.uz.
Не дают работать…
Наконец, еще одна проблема – неурегулированность частоты выставления «Талабнома», отсутствие запрета на повторные «Требования».
«У меня в практике был случай, когда налоговики посчитали неправомерным использование льгот по земельному налогу, – рассказывает Гульнара Эргашева. – Им ответили, обосновав свою позицию. Через две недели опять приходит требование уплатить земельный налог. Второй раз ответили, что и почему. Через месяц получили третье «Требование» по тому же самому вопросу. Директор не выдержал и подал в суд на налоговиков за то, что мешают работать!»
Подготовка ответов на «Талабнома» требует времени. У бухгалтера – только 10 дней, чтобы дать обоснованный ответ. Если не успеет, налоговики имеют право подать в суд или – еще хуже – арестовать расчетный счет. Пока готовишь ответ и собираешь документы, основная работа простаивает.
Главбух крупного предприятия, скорее всего, привлечет налогового консультанта или аудитора для подготовки обоснованного ответа. В этом случае бухгалтер свою работу не приостанавливает, а ответ, скорее всего, будет действительно обоснованный и грамотный. Другой вариант – завести отдельную штатную единицу – «специалист по подготовке ответов на требования ГНИ». Оба варианта обойдутся недешево, но они, по крайней мере, есть.
А бухгалтер малого предприятия должен все делать сам. Проще всего – заплатить доначисленные налоги и «спать спокойно». Но вряд ли такой бухгалтер долго продержится на работе…
«Некоторые мои клиенты предпочли бы плановые проверки раз в четыре–пять лет, чем постоянно (бывает и еженедельно) доказывать налоговому органу свою добросовестность», – заключает Гульнара Эргашева.
Нужен общеобязательный правовой акт
Причина этих проблем заключается в непрозрачности процедур камерального контроля и отсутствии регулирующего его правового акта. Скорее всего, такой акт есть, но он – внутриведомственный. Учитывая, что камеральный контроль прямо затрагивает законные интересы и права предпринимателей, целесообразно сделать регулирующий его документ общеобязательным и зарегистрировать его в Минюсте.
Данный акт должен регламентировать все процедуры камерального контроля:
- случаи, когда он проводится;
- периодичность;
- методику сопоставления показателей, позволяющую выявить недоимки по каждому налогу;
- необходимость детального обоснования сумм к доначислению со ссылками на правовые акты;
- форму акта проверки;
- возможность опротестования акта камеральной проверки в вышестоящем налоговом органе или в суде;
- ответственность налоговых органов за необоснованные претензии.
Должны стать открытыми следующие данные: количество выставленных требований, общая сумма доначислений и какая ее часть подтвердилась, какие ошибки чаще всего встречаются, методика их обнаружения, перечень источников для подсчета объектов налогообложения и т.п.
Все это упорядочит камеральные проверки, повысит их эффективность и упростит жизнь бухгалтерам, которым в условиях налоговых реформ и так приходится несладко.
Татьяна Лымарева.