Полезное для бухгалтера в ноябре:
Как эффективнее общаться с ГНИ по требованию
На основании опросов, проведенных порталом buxgalter.uz, мы выяснили, как бухгалтеры предприятий общаются с налоговыми органами, отвечая на их требования. Мини-интервью со специалистами дополнили картину и позволили понять, как делать это удобнее и эффективнее.
Число бухгалтеров, которые по результатам камерального контроля взаимодействуют с налоговиками исключительно при помощи персонального кабинета налогоплательщика на my.soliq.uz, растет.
По результатам опроса число таковых составило более 47 %. Сегодня такую форму общения выбирают не только столичные бухгалтеры, но и представители крупных населенных пунктов регионов. В рамках интервью, наряду с Ташкентом, о преимуществах такой формы активно говорили бухгалтеры предприятий Самарканда и Бухары.
Количество выставляемых требований за последние месяцы увеличилось. Качество их содержания – не изменилось. Бухгалтеры обращали внимание, что многие «талабнома» даже не читают перед отправкой.
К примеру, предприятие в Нукусе получило требование, из текста которого следовало, что оно предъявлено инспекцией Мирабадского района г. Ташкента. Ситуация завершилась извинениями инспекторов ГНИ г. Нукуса. Однако, несмотря на курьез, требования были обоснованными.
Чтобы не возникало конфликтов, отвечать нужно в достаточно сжатые сроки – в течение 10-ти дней с момента получения требования (ст. 70 НК).
Опытные бухгалтеры рекомендуют начинающим не впадать в истерику при получении требований о доплате даже на большие суммы. Прежде всего нужно успокоиться, сесть и еще раз внимательно перечитать требование. Затем еще раз посмотреть, что по этому поводу говорится в нормативно-правовых актах и перепроверить расчеты.
Часто получается, что требования выставлены ошибочно, не учтены определенные обстоятельства и факты из деятельности вашего предприятия. Происходит это потому, что у сотрудников налоговых органов не было достаточно информации для правильных выводов.
Бухгалтер сделает следующее:
- если ГНИ выставило требование обоснованно – доплатит налог и пересдаст уточненную налоговую отчетность;
- если требование ошибочно – то в ответе грамотно изложит свои доводы.
Вам в помощь – серия материалов «Что ответить ГНИ» портала buxgalter.uz. В них консультации по самым распространенным и сложным случаям.
Бухгалтеры отмечают, что много приходит «талабнома» с бесспорными требованиями о доплате на небольшие суммы – в несколько тысяч сумов. Есть даже требования, согласно которым, нужно доплатить всего 1 тийин. Но даже в этих случаях необходимо ответить на требование (ч. 6 ст. 70 НК), признав доначисление и предоставив уточненную отчетность, или доказать его необоснованность. Зачастую от таких требований бухгалтеры могут избавить сами себя – нужно быть более внимательными при оплате налогов и никогда не округлять их в меньшую сторону.
Электронный формат общения с ГНИ через персональный кабинет налогоплательщика – это очень удобно, надежно, оперативно. Зачем тратить время и силы на дорогу, чтобы доставить письмо в налоговую или на отправку его по почте.
Технические возможности персональных кабинетов my.soliq.uz для ответов на требования позволяют прикрепить необходимое количество сканов подтверждающих документов к ним. Однако при прикреплении файлов могут возникнуть проблемы из-за низкого качества интернета и прочих технических нюансов. В такой ситуации звонок в налоговую ничего не даст. Возмущения обернутся приглашением к инспектору со всеми документами на руках. И в этом случае вас попросят дать письменный ответ.
Несколько бухгалтеров рассказали случаи, когда в рамках консультации по телефону по вопросам содержания требования, налоговик просил обязательно принести ответ и прилагаемые к нему документы нарочно. На встречный вопрос, зачем и на каком основании четкого ответа не было. Не давали его и звонки по «телефону доверия». На практике оказывалось, что достаточным была отправка всего пакета документов через my.soliq.uz.
Мы просили уточнить бухгалтеров, не возникают ли у них проблемы после того, как они дали ответ в ГНИ через my.soliq.uz. О повторных требованиях по "талабнома", на которое они уже ответили – никто не говорил. Однако спорные ситуации выходят на поверхность уже при самих «проверках» – хронометраж, либо тематическое экспресс-изучение. Одна из таких ситуаций была связана с уплатой налога на доходы на физических лиц (НДФЛ). Налог был начислен и уплачен не с момента фактического приема сотрудника на работу в последних числах месяца, а с первого числа следующего месяца.
Бухгалтер апеллировала тем, что фактически работа началась и, соответственно, начисление зарплаты с первого числа. После ответа на требование никаких последствий и дополнительных требований со стороны налоговой не последовало. Но при проведении тематического экспресс-изучения – этот факт был выявлен и по требованию налоговой были произведены доначисления и выплаты зарплат и налогов с момента фактического приема сотрудника на работу.
Второй по популярности вариант ответа – письма и документы, отправленные через my.soliq.uz, приходится дублировать и сдавать нарочно. Это подход бухгалтеров с большим опытом работы, старой закалки, которые не привыкли доверять современным технологиям. Некоторые собеседники объясняли такую необходимость тем, что к ответу приходится прикладывать большое количество документов. Они подчеркивали, что в этом случае неудобно все это сканировать и прикреплять к электронному ответу.
Самым непопулярным вариантом ответа стало общение при помощи почты. В интервью об этой форме, как предпочтительной, говорила лишь одна собеседница – из Нукуса. Наверное, такой вариант чаще всего встречается в сельской местности, когда налоговая инспекция находится дальше, чем почтовое отделение и есть проблемы с другими формами связи.
Сохранилась практика, когда звонит инспектор. Бухгалтеры регионов, преимущественно из сельской глубинки, отзываются о ней одобрительно. Из-за проблем с электричеством и интернетом у них не всегда получается ежедневно просматривать персональный кабинет налогоплательщика. В таком случае звонок инспектора не даст пропустить важные послания и сроки предоставления ответов на них.
Итак, уже сегодня персональный кабинет на my.soliq.uz стал самым популярным способом общения между налоговиками и налогоплательщиками, со временем – он станет основным.
При этом бухгалтеры выразили и несколько пожеланий в адрес ГНК:
- необходимо принять меры по повышению качества содержания выставляемых требований, что позволит сократить издержки от необоснованных ошибочных требований. Их приходит очень много и они отвлекают от работы;
- завершить «технический» переход на электронный документооборот, что избавит от необходимости сканировать бумажные документы;
- содействовать решению проблем с бесперебойным электроснабжением и доступом, там, где еще есть такая проблема;
- проводить семинары и широкую разъяснительную работу для тех, кто только осваивает возможности my.soliq.uz.
Олег Гаевой.