Полезное для бухгалтера в ноябре:
Во что обойдется предприятиям переход на МСФО
По итогам 2021 года многие хозяйствующие субъекты будут обязаны составлять финансовую отчетность на основе МСФО. Готовы ли к этому руководители и главные бухгалтеры? Какие у них возникают вопросы? Какие проблемы нужно успеть решить, не дожидаясь «крайних» сроков перехода?
В июле т.г. на портале СОВАЗ обсуждался проект постановления Президента «О дополнительных мерах по поэтапному переходу на международные стандарты финансовой отчетности». Согласно этому документу акционерные общества, банки и другие кредитные организации, страховщики, компании с госдолей, ГУПы, фондовые и товарные биржи по итогам 2021 года должны будут составлять финотчетность на основе МСФО. Более того - им и другим субъектам предпринимательства предлагается сделать это на добровольной основе уже по итогам 2020 года.
Но готовы ли к этому предприятия? Что им нужно для того, чтобы переход на международные стандарты финансовой отчетности был планомерным и безболезненным?
Затраты на обучение и модернизацию бухгалтерских программ
- Первое, на что нужно обратить внимание, - это обучение. Ведь ни у бухгалтеров в основной массе, ни у руководителей предприятий еще нет необходимых знаний и понимания концепции международных стандартов. Курсы эти недешевые, и предприятия должны быть готовы их оплатить.
- Еще один проблемный момент - это возможность параллельно составлять две отчетности - по НСБУ и МСФО. Сейчас бухгалтеры, которым не хватает собственных знаний, привлекают аудиторов для составления отдельной отчетности по МСФО, а предприятие несет двойные расходы. Поэтому необходимо законодательно четко определить переходный период, после которого финотчетность должна составляться только по МСФО.
- Предприятиям придется модернизировать свои программные продукты по бухгалтерскому учету. Безусловно, это опять-таки затраты для предприятия, но они необходимы для полноценного перехода на МСФО.
Руководитель аудиторской организации ООО «FINEKS» Борис ФРОЯНЧЕНКО:
- Первый шаг в направлении МСФО был сделан еще в 2016 году, когда АО с преобладающей долей государства обязали дополнительно к отчетности по НСБУ публиковать также годовую финотчетность в соответствии с международными стандартами .
Перед главными бухгалтерами этих АО, привыкшими к чётким правилам НСБУ, встала непростая задача - понять философию международных стандартов и на этой основе разработать свою концепцию бухгалтерского учёта.
Осуществлять параллельный учет в соответствии с МСФО в сложившихся условиях было практически невозможно, поэтому единственным способом выполнить требования законодательства стала трансформация финотчетности по НСБУ в отчетность, соответствующую требованиям МСФО.
Для решения этой задачи практически все АО привлекли аудиторские компании. Сами бухгалтеры вели учет по НСБУ, а для трансформации отчетности в соответствии с требованиями МСФО привлекались аудиторы.
Такая практика за прошедшие три года дала возможность главным бухгалтерам АО научиться понимать язык МСФО и обсуждать с аудиторами возникающие при трансформации профессиональные вопросы. Однако, к сожалению, бухгалтеры не осознали неизбежность полного перехода на МСФО, и вариант, при котором трансформацию осуществляют аудиторы, их вполне устраивает.
Сосуществование двух отчетностей (по НСБУ и МСФО) не может продолжаться долго (по мнению авторитетных зарубежных экспертов - не более трех – четырех лет). Инвестор не может нормально воспринимать существование двух отчетностей и двух разных финансовых результатов. Потому должны быть решены все проблемы полного перехода на МСФО.
В первую очередь нужно организовать обучение и аттестацию бухгалтеров. Кроме того, обучиться «новому мышлению» должны и руководители предприятий. Подписывая документы, они должны понимать новую отчетность и адекватно её оценивать. И в связи с этим предприятия должны быть готовы к соответствующим расходам.
Следует подумать о возможной государственной и спонсорской поддержке обучающих курсов, подготовке необходимого числа преподавателей, выпуске методической литературы и т.п.
При переходе на МСФО следует также учесть все возможные вопросы налогового учета, поскольку его информационной базой является финансовая отчетность. Поэтому следует обеспечить подготовку работников налоговых органов, их знание и правильное понимание основных международных стандартов (по учету основных средств, созданию резервов, учету отложенных активов и обязательств и т.д.). Всё это будет иметь важное значение после внедрения со следующего года системы риск анализа и значительного расширения сферы камерального контроля.
Для решения перечисленных проблем необходима государственная программа, четко регламентирующая переходный период и определяющая весь процесс полного перехода на МСФО.
Затраты на оценку основных средств
- Предприятиям, переходящим на МСФО, предстоят затраты на оценку справедливой стоимости основных средств. Большинству предприятий для этого понадобится помощь профессиональных оценщиков.
Генеральный директор международной оценочной компании Grant Thornton Valuation, член правления ФБУ, руководитель комитета по образованию Ассоциации оценочных организаций Узбекистана Марина ВАНИНА:
- Несмотря на то, что финансовые отчеты предоставляют информацию о прошлых событиях и сделках, основная их задача – быть полезными для прогнозирования будущего компании. Именно этот принцип объясняет подходы и методы, заложенные в МСФО. Т.е. для учета необходимо выбирать такие методы оценки, чтобы финотчетность была полезна пользователям-инвесторам для принятия инвестиционных решений.
Поэтому особенно важным является первое применение МСФО – IFRS 1 «Первое применение». Определяется дата перехода на учет по МСФО, и на этот момент все имеющиеся активы и обязательства должны быть оценены в соответствии с требованиями IFRS 1.
И на этом этапе возникает сложный вопрос касательно оценки основных средств. Так, согласно IAS 16 «Основные средства» - основные средства – это материальные активы, которые:
- предназначены для использования в процессе производства или поставки товаров и предоставления услуг, при сдаче в аренду или в административных целях;
- предполагаются к использованию в течение более чем одного периода.
При этом для целей МСФО не все ОС могут быть признаны в качестве активов. И это очень важно. Так, первоначальная стоимость объекта ОС подлежит признанию в качестве актива только если:
- признается вероятным, что организация получит связанные с данным объектом будущие экономические выгоды;
- первоначальная стоимость данного объекта может быть надежно оценена.
Поэтому необходимо провести не только инвентаризацию физического наличия основных средств, но и определить, насколько каждый объект отвечает критериям признания активов: эффективность использования и возможность надежной оценки.
- Что такое «надежная оценка» с точки зрения МСФО?
– Это возможность определения возмещаемой суммы, которая представляет собой большее из двух значений: справедливую стоимость актива за вычетом затрат на продажу или ценность его использования.
При первоначальном применении МСФО предприятию нужно определить условно первоначальную стоимость основных средств:
- оценить объект ОС на дату перехода на МСФО по его справедливой стоимости и использовать ее в качестве условной первоначальной стоимости на эту дату;
- выбрать использование переоцененной согласно предыдущим правилам бухгалтерского учета (НСБУ) стоимости объекта ОС на дату (или ранее) перехода на МСФО в качестве условной первоначальной стоимости на дату переоценки, если на эту дату переоцененная стоимость была в целом сопоставимой:
- со справедливой стоимостью;
- с себестоимостью или амортизированной стоимостью согласно МСФО, скорректированной для отражения, например, изменений в общем
или специальном индексе цен.
То есть, мы можем использовать оценку ОС по НСБУ при первом применении только в том случае, если она сопоставима с их справедливой стоимостью. Как правило, это может быть сделано только в отношении недавно приобретенных ОС или относительно недавно созданных предприятий.
Для подавляющего же числа крупных производственных компаний, чей парк основных средств формировался десять, двадцать и более лет назад, и для которых основные средства – это главный генерирующий экономические выгоды актив, балансовая стоимость ОС далека от их справедливой стоимости по целому ряду причин. Это и экономические факторы, и инфляционная составляющая, и налоговые ставки амортизации, не отражающие реальных полезных сроков использования ОС, и ежегодная обязательная переоценка с закрытой методикой определения индексов, по которым нет уверенности в их соответствии рыночным факторам.
Поэтому большинству предприятий при переходе на МСФО для подтверждения или определения справедливой стоимости основных средств на дату перехода понадобится помощь профессиональных оценщиков.
Что же такое справедливая стоимость, и какие методы существуют для ее определения? Исчерпывающий ответ на этот вопрос дает МСФО (IFRS) 13 «Оценка справедливой стоимости». Если вкратце: справедливая стоимость – это цена, которая была бы получена при продаже актива или уплачена при передаче обязательства в ходе обычной сделки между участниками рынка на дату оценки. То есть оценка справедливой стоимости всегда базируется на рыночных факторах.
Учитывая, что основные средства в большей своей части являются специализированными активами, активного рынка для них не наблюдается. Такие основные средства оцениваются методом АЗЗ «Амортизируемые затраты на замещение». Но здесь вступает в силу IAS 36 «Обесценение активов». Возмещаемая стоимость в этом случае будет определяться через тест на обесценение.
Учитывая, что основные средства по отдельности редко генерируют самостоятельно денежные потоки, их группируют и определяют возмещаемую стоимость для каждой CGU – самостоятельной генерирующей единицы. Безусловно, это затратная история. Однако, если предприятие решает перейти на МСФО, чтобы получить доступ к международным финансовым ресурсам, то это того стоит.
Справедливая оценка ОС способствует достоверной оценке финансового состояния компании, позволяет лучшим образом оценить себестоимость работ и услуг посредством более точного начисления амортизации, позволяет точнее оценивать собственный капитал акционеров.
Результат переоценки основных средств при первом применении корректирует стоимость собственного капитала компании на дату оценки и никак не влияет на распределение долей между акционерами.
Далее, предприятие выбирает метод отражения ОС в учете в соответствии с IFS 16 по первоначальной или переоцененной стоимости. Если выбирается первый подход, в дальнейшем переоценка ОС не потребуется. Если – второй, она будет производиться по необходимости, когда есть признаки значительного роста справедливой стоимости активов. Но при этом вне зависимости от выбранного метода учета в соответствии с IAS 36 ежегодно при подготовке финансовой отчетности необходимо проводить тест на обесценение ОС, если наблюдаются признаки обесценения.
Татьяна Лымарева