Полезное для бухгалтера в ноябре:
Какой метод списания ТМЗ выгоднее
В период пандемии предприятиям особенно важно оптимизировать свои расходы, не нарушая при этом законодательство и не в урон учредителям – не за счет прибыли предприятия. Самым простым примером расходной части предприятия является стоимость инвентаря и хозпринадлежностей. Как списать ИХП так, чтобы при этом выиграть в рентабельности, buxgalter.uz рассказала бизнес-тренер «Profi Training», главбух с более чем 20-летним стажем Юлия ПАКИДЫШЕВА (DipIFR):
– «Инвентарь и хозяйственные принадлежности используются в повседневной деятельности предприятия, без них не обойтись. Это могут быть всевозможные канцтовары, инструменты и офисная техника – компьютеры, сканеры, офисная мебель, спецодежда и спецобувь, кулеры, кофеварки и т.п. – стоимостью как до 10 БРВ, так и намного выше.
При передаче в эксплуатацию стоимость ИХП относится на расходы периода или включается в состав производственных затрат в том периоде, когда они были списаны с учета .
При единовременном списании объемных по стоимости затрат у предприятия увеличивается производственная себестоимость, что может снизить конкурентоспособность организации. На первый взгляд может показаться, что это очень выгодно, поскольку такая расходная часть уменьшает налог на прибыль.
Не стоит забывать, что у предприятия есть и другие задачи: выплата дивидендов учредителям, реинвестирование прибыли в резервный или уставный капиталы и т.д. В этом случае увеличивать расходы списанием дорогостоящих запасов в отчетном периоде будет нерентабельно.
Если стоимость ИХП на момент приобретения составляет более 10 БРВ, п. 60 НСБУ №4 позволяет отнести их стоимость на отсроченные расходы. Уменьшение отсроченных расходов и списание их на затраты производится одним из следующих методов:
- равномерно;
- пропорционально объему выпущенной продукции.
Рассмотрим на примерах, как будет изменяться прибыль предприятия при различных подходах к списанию ИХП.
В отчетном периоде предприятие списывает на расходы сканер (офисное оборудование) стоимостью 11 000 тыс. сум.
Согласно Учетной политике в состав ТМЗ включаются активы стоимостью до 50 БРВ – т.е. до 11 150 тыс. сум. (на дату публикации). Сканер признается в составе ИХП.
Отчет о финансовых результатах (ОФР) №1:
Наименование показателя |
Расходы |
Доходы |
Чистая выручка от реализации |
|
100 000 |
Себестоимость реализованной продукции |
35 000 |
|
Валовая прибыль |
|
65 000 |
Расходы периода: |
25 000 |
|
- в том числе стоимость сканера |
11 000 |
|
Прибыль до налогообложения |
|
40 000 |
Налог на прибыль (15%) |
6 000 |
|
Чистая прибыль отчетного периода |
|
34 000 |
Предприятие в Учетной политике закрепляет, что списание стоимости сканера будет происходить равномерно исходя из срока полезного использования. Предприятие самостоятельно определило срок использования в 36 месяцев.
Ежемесячно на расходы периода будет относиться сумма стоимости сканера:
11 000 тыс. сум. : 36 мес. = 306 тыс. сум.
Отчет о финансовых результатах (ОФР) №2:
Наименование показателя |
Расходы |
Доходы |
Чистая выручка от реализации |
|
100 000 |
Себестоимость реализованной продукции |
35 000 |
|
Валовая прибыль |
|
65 000 |
Расходы периода: |
14 306 |
|
- в том числе стоимость сканера |
306 |
|
Прибыль до налогообложения |
|
50 694 |
Налог на прибыль (15%) |
7 604 |
|
Чистая прибыль отчетного периода |
|
43 090 |
В этом методе важно определить базу распределения стоимости сканера. Это может быть количество часов, которые сканер проработает в эксплуатации, количество документов, которые на нем будут обработаны. Базу распределения стоимости актива предприятие выбирает и утверждает самостоятельно.
Предположим, за период эксплуатации сканер должен обработать 4 000 тыс. документов. В текущем периоде обработано 200 тыс. документов.
Расчет списания стоимости на расходы периода:
11 000 тыс. сум. : 4000 тыс. док. х 200 тыс. док. = 550 тыс. сум.
Такая сумма будет отнесена на расходы в текущем месяце.
Проанализировав два отчета ОФР, мы наглядно видим, как изменяется прибыль предприятия при разовом списании стоимости ИХП на расходы и с отнесением на отсроченные расходы. Разрабатывая бюджет и Учетную политику на текущий год, предприятие самостоятельно может оптимизировать свою расходную часть в зависимости от поставленных задач, положительно повлиять на свои финансовые результаты, чтобы сохранить рентабельность и оставаться привлекательным для инвестирования.
Напомним, что в течение календарного года как правило Учетная политика не изменяется . Изменения в ней допускаются в случаях:
- реорганизации субъекта (слияния, разделения, присоединения);
- смены собственников;
- изменений законодательства или системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в Республике Узбекистан;
- разработки новых способов бухгалтерского учета.
Последствия изменений в Учетной политике, не связанные с изменением законодательства Республики Узбекистан, должны быть оценены в стоимостном выражении на основании выверенных субъектом данных на дату (первое число месяца), с которой применяются измененные способы ведения бухгалтерского учета.
С учетом сложившейся ситуации с пандемией изменения в части способов ведения бухгалтерского учета в период 2020 года, направленные на поддержание рентабельности предприятия, считаю, внести в Учетную политику можно и даже нужно».