Полезное для бухгалтера в ноябре:
Сколько потерял Госбюджет Узбекистана из-за пандемии
Карантинные меры привели к снижению экономической активности и, как следствие, – к снижению поступлений в казну. Это следует из обзора по исполнению доходов Государственного бюджета по состоянию на 1 июля, опубликованного Министерством финансов. Ведущий эксперт «Нормы» Жорилла АБДУЛЛАЕВ прокомментировал этот обзор.
– По данным МФ, доходы Госбюджета в I полугодии 2020 года составили 58,2 трлн сум. Это на 7,5 трлн сум. (14,8%) больше, чем за аналогичный период прошлого года.
На первый взгляд, с доходами бюджета все в порядке. Однако, если проанализировать поступления поквартально, картина складывается другая. В I квартале доходы в сравнении с аналогичным периодом прошлого года выросли на 23,4%. Если бы такой темп роста сохранился и во II квартале, то за I полугодие должно было бы поступить в казну около 62,6 трлн сум. Таким образом, если исходить из гипотезы равных темпов роста, расчетные потери бюджета составляют примерно 4,4 трлн сум. И главной причиной этому является резкий спад экономической активности из-за пандемии.
Много это или мало? Вроде бы есть потери, но есть и рост поступлений. Прояснить это можно, если проанализировать поступления налогов по видам. Основную массу доходной части Госбюджета (более 80%) обеспечивают пять основных налогов: НДС (24,6%), налог на прибыль (20,3%), налог за пользование недрами (13%), НДФЛ (12,5%), акцизы (10%). Итак, сколько поступило и в чем причины роста или снижения поступлений по основным налогам:
Вид налога |
I полугодие 2019 г., трлн сум.
|
I полугодие 2020 г., трлн сум. |
Рост/снижение |
Причины роста или снижения поступлений |
НДС |
16,3 |
14,3 |
- 14,0% |
Причины снижения:
Причины, препятствовавшие снижению:
|
Налог на прибыль |
6,7 |
11,8 |
76,1% |
Причины роста:
Причины, препятствовавшие потенциальному росту:
|
НДФЛ |
6,2 |
7,3 |
17,7% |
Причины роста:
Причины, препятствовавшие потенциальному росту:
|
Налог с оборота |
0,94 |
0,63 |
- 49,2% |
Причины снижения:
|
Налог за пользование недрами |
6,8 |
7,6 |
11,8% |
Причины роста:
|
Налог на имущество, земельный налог, налог на воду |
2,4 |
2,1 |
-14,3% |
Причины снижения:
Причины, препятствовавшие снижению:
|
Итак, каковы основные тенденции?
К снижению поступления налогов привели:
- пандемия, отразившаяся на экономической активности налогоплательщиков;
- снижение ставки и другие послабления с начала года по НДС – основному налогу, обеспечивающему доходы бюджета;
- предоставление льгот и преференций, в первую очередь, малому бизнесу и отраслям, наиболее пострадавшим во время пандемии (туризм, общепит и др.) по налогам, не зависящим от активности предпринимателей (налоги на имущество, землю), а также по социальному налогу и налогу с оборота.
Причинами роста поступления налогов стали:
- увеличение поступлений по налогу на прибыль и налогу за пользование недрами за счет предприятий горнодобывающей промышленности. Для них увеличились ставки налогов, изменился порядок налогообложения прибыли. Вместе с ростом цен на драгметаллы это дало существенную долю прироста доходов бюджета;
- переход части плательщиков на уплату общеустановленных налогов при достижении ими по итогам 2019 года оборота более 1 млрд сум.;
- индексация и рост ставок ресурсных налогов;
- достаточно высокие темпы поступлений по налогам в I квартале;
- полное направление в бюджет дивидендов, начисленных на долю государства по чистой прибыли, полученной в 2019 году госпредприятиями;
- перечисление в бюджет 50% от остатков средств, образовавшихся на депозитных счетах органов государственной власти и управления, судов и прокуратуры, министерств и ведомств за счет отчислений от налогов, обязательных сборов, пошлин и штрафов.
Основные выводы:
1. Пандемия оказала существенное негативное влияние на финансово-хозяйственную деятельность субъектов предпринимательства, и это отразилось на поступлении налогов в бюджет.
2. Принятые государством меры в определенной степени сгладили возникающие проблемы в деятельности хозсубъектов и помогли избежать катастрофической ситуации с обеспечением доходов Госбюджета.
3. Изменения в налогообложение вносились для поддержки малого бизнеса за счет льгот и преференций. При этом основными субъектами, покрывающими потери бюджета и обеспечивающими поступление налогов, стали крупнейшие предприятия республики.