Полезное для бухгалтера в декабре:
Проверьте учетные данные на my.soliq.uz
Минфин и ГНК инициировали дополнение в ст. 132 НК. Новая норма обяжет налогоплательщиков ежегодно через свои персональные кабинеты подтверждать учетные данные в базе налоговых органов. Налоговый консультант Гульнора ЭРГАШЕВА считает, что не стоит ждать утверждения новой нормы, уже сейчас самое время заглянуть в учетные данные в персональном кабинете на my.soliq.uz и навести порядок:
– «Планируется что эта норма, если ее утвердят, вступит в силу с 2022 года. Это означает, что в окне персонального кабинета, где отражаются учетные данные налогоплательщиков, появится новая кнопка. Обратите внимание, что учетные данные в персональном кабинете налогоплательщика отражаются в соответствии с данными Единого реестра ГНК. Т.е. это вся та информация, по которой информационные системы налоговых органов нас идентифицируют.
У налоговых органов есть несколько источников для формирования этих данных:
- госорганы и организации, представляющие эту информацию в соответствии со ст.ст. 133–134 НК;
- налогоплательщики, обязанные по установленной форме и в установленные сроки информировать налоговые органы об изменении учетных данных .
Все процессы максимально автоматизированы. Даже форму №8 большинство налогоплательщиков предпочитают отправлять через персональный кабинет налогоплательщика.
Инициируемая норма, на мой взгляд, не будет лишней. Особенно – сейчас, когда только настраиваются информационные системы и формируются базы данных. Не удивительно, если на какой-то стадии в официальных б/д могут появляться ошибки. Самая банальная причина - человеческий фактор – отложили, забыли, не проверили. Плюс – различные «глюки» информационных систем. Все это в итоге может вылиться в большие проблемы для предприятия.
В персональных кабинетах можно найти массу примеров, когда на предприятии уже давно работает руководитель или бухгалтер (а иногда обе должности занимают новые люди), а в учетных данных все еще значатся предыдущие. Или указаны старые телефоны, неактуальный адрес и т.п. Последствия этих нестыковок можно спрогнозировать уже сейчас. С 1 января 2022 года в полную силу заработает сервис «Проверить мой статус» для плательщиков НДС, программные комплексы Е-aktiv, Е-ijara, предусмотренные ПКМ №595 от 22.09.2021 г. и другие системы автоматизации налогового администрирования.
К примеру, возьмем сервис «Проверить мой статус»... Если директор или главбух, которые уже давно не работают на вашем предприятии, но значатся в учетных данных, сейчас работают на предприятиях высокого риска с проблемами по уплате налогов и предоставлению отчетности, – ваше предприятие тоже получит «красный фонарь». Фактическое местонахождение предприятия отлично от указанного в регистрационных данных? Снова «красный фонарь»! Зарегистрированы по адресу жилого объекта? Система вас увидит, как не имеющего собственного имущества, – тоже «красный фонарь».
А это, как минимум, – отказ в выдаче свидетельства плательщика НДС или приостановка действующего. И могут быть еще другие проблемы в зависимости от ситуации.
Поэтому не нужно ждать от налоговых органов призыва подтвердить учетные данные. Если у вас там уже сейчас есть ошибка, это может быть слишком поздно.
Кто-то из бухгалтеров недавно меня спросил: «А какую ответственность предусмотрят на тот случай, если своевременно не подтвердишь учетные данные?». Думаю, вводить какую-то дополнительную ответственность будет излишне.
Учтите, что времени осталось не так много, а процедура корректировки отдельных данных может занять достаточно много времени. К примеру, чтобы скорректировать адрес, может понадобиться перерегистрация. А перерегистрация – это подготовка учредительных документов. Так что начинайте действовать прямо сейчас, чтобы с появлением кнопки «Подтвердить» в окне «Учетные данные» вам осталось только ее нажать».
Вам могут пригодиться рекомендации:
Подготовил Олег ГАЕВОЙ