Полезное для бухгалтера в декабре:
Что делать, если возникли проблемы на Е-ijara
Оставшиеся дни уходящего года организациям нужно уделить подготовке работе с Е-ijara. На что обратить внимание, по просьбе buxgalter.uz рассказала налоговый консультант Гульнора ЭРГАШЕВА:
– «E-ijara занимает важное место среди всех информационно-аналитических комплексов ГНК. Информацию этой системы используют Е-aktiv, системы регистрации в качестве плательщика НДС, риск-анализа и другие. Любая неточность или нестыковка могут обернуться для предпринимателя большими проблемами.
Есть предприятия, которые отложили знакомство с E-ijara до 1 января, когда регистрация там договоров аренды станет обязательной. На мой взгляд, это большой риск, потому что могут обнаружиться проблемы, решение которых потребует времени. Расскажу, с чем уже столкнулись на практике мои клиенты.
«Кадастр» не совпадает с реальностью
1. У организации в собственности есть 3-этажное здание с общей полезной площадью 1 500 кв. м. А по кадастровым документам она располагает общей полезной площадью всего 500 кв. м (один этаж). В результате получается зарегистрировать на Е-ijara договоры на аренду только 500 кв. м. По площади сверх того программа сообщает об ошибке и не дает завершить регистрацию.
2. Субъект предпринимательства вообще не может зарегистрировать договор аренды, Е-ijara выдает ошибку. Специалисты НИЦ «Yangi texnologiyalar» при ГНК, изучив проблему, сообщили, что в информационной системе Агентства по кадастру данное здание числится за другим субъектом предпринимательства. Оказалось, что по какой-то причине, по-видимому, при оцифровке данных, ошибочно не внесены данные о купле-продаже здания и его нынешнем собственнике.
Если вы столкнулись с такой же проблемой, обратитесь в территориальные органы Агентства по кадастру, чтобы внести поправки в кадастровые документы и информационные системы.
На что обратить внимание разработчикам Е-ijara
Система Е-ijara ориентирована на общую полезную площадь недвижимого имущества, из-за этого возникает множество вопросов, требующих разъяснения:
- Собственники зданий сегодня нередко сдают в аренду не только помещения, но также крыши и подвалы. Пока в системе нет функционала для корректного отражения таких договоров. Например, как сотовой компании отразить договор на аренду части крыши, где у нее установлена антенна?
- Не всегда для хранения ТМЦ необходимо складское помещение. Некоторые виды товарно-материальных ценностей можно хранить под открытым небом на арендуемом участке земли. Однако в системе Е-ijara не предусмотрена возможность регистрации договоров аренды земельных участков. Следовательно, возникнут проблемы и с учетом ОС и ТМЗ на Е-aktiv.
- Строительная компания может под складские помещения использовать территорию строительной площадки, например, для временного хранения строительных материалов и строительной техники. Не понятно, как такое хранение отражать на Е-ijara и как такие активы будут отражаться в Е-aktiv.
- Нет ясности и в вопросе, нужно ли и как нужно оформлять договоры краткосрочной (почасовой) аренды помещений. Например, чайхана сдает в аренду помещение и инвентарь для приготовления пищи или коворкинг-центр предоставляет в аренду рабочее пространство на несколько часов.
Желательно урегулировать или дополнительно разъяснить эти вопросы до наступления «часа икс», так как они затрагивают интересы значительного числа налогоплательщиков».
Подготовил Олег ГАЕВОЙ