Стало понятно, как решать проблемы ИКПУ

preview

«Рабочая группа Общественного совета при ГНК «Цифровые технологии налогового администрирования» выступила с инициативой обсудить актуальные вопросы внедрения ИКПУ в неформальной обстановке. Идея нашла поддержку Председателя ГНК Шерзода КУДБИЕВА».

 

– В Центре инновации и менеджмента 13 августа 2022 года состоялся «мозговой штурм», в ходе которого выработаны предложения по:

     – дальнейшему совершенствованию Единого национального каталога продукции (товаров и услуг);

     – применению ИКПУ в налоговом администрировании».

В «мозговом штурме» приняли участие 30 человек – специалисты ГНК, представители центров технического обслуживания онлайн-ККТ, операторы ЭДО и практикующие бухгалтеры. Они разделились на три группы, которые получили одинаковые задания и вопросы. Результаты обсуждения группы презентовали на общих собраниях.

Несмотря на автономность работы групп, взгляды на проблемы и пути их решения оказались схожими. Все участники выделили задачу завершить инвентаризацию кодов ИКПУ, в результате чего Каталог должен расшириться и охватить все виды товаров и услуг, представленных на рынке страны.

По мнению участников «мозгового штурма» этой работе будет способствовать разработка и утверждение правового акта, в котором будут прописаны нормы:

  • формирования и присвоения кодов ИКПУ товарам и услугам с учетом специфики каждого продукта и потребности системы налогового администрирования в информации о продукте;
  • правила ввода обновленных и новых ИКПУ, вывода из обращения устаревших и невостребованных;
  • взаимодействия ГНК, НИЦ «Янги технологиялар», операторов ЭДО, ЦОТУ и субъектов предпринимательства в процессе разработки и применения ИКПУ.

Актуальной представляется задача совершенствования инструментов использования ИКПУ. На сегодняшний день автоматизирован процесс заполнения графы ИКПУ в ЭСФ. В выпадающей подсказке представлены все коды из списка «Избранные ИКПУ», сформированного в персональном кабинете на tasnif.soliq.uz.

Внимание
Существенно облегчить работу бухгалтеров и кассиров, снизить вероятность ошибки в ИКПУ может автоматизация процесса ввода перечня товаров в память онлайн-ККТ.

Для этого предлагается усовершенствовать функционал вкладки «Мои товары» интерактивной услуги «Информация об онлайн-ККМ и виртуальных кассах» персонального кабинета налогоплательщика:

1) предусмотреть два раздела:

  • склад, куда будет автоматически садиться перечень товаров с избранными ИКПУ из персонального кабинета на tasnif.soliq.uz;
  • магазин (фискальный модуль) с возможностью формирования списка товаров с ИКПУ путем перекидки нужных товаров из раздела «Склад»;

2) предусмотреть в разделе «Магазин» кнопку с функционалом, который позволит отправить сформированный список товаров в память онлайн-ККТ.
В результате новый список должен «сесть» в память онлайн-ККТ, а старый – удалиться.

В персональном кабинете на tasnif.soliq.uz предложено создать возможности для автоматической корректировки избранных ИКПУ, в случае изменения их значений в Каталоге, с оповещением пользователя о произведенных изменениях.

Рассмотрены пути решения проблем взаимодействия субъектов предпринимательства с оператором ИКПУ в процессе работы с каталогом и применения кодов ИКПУ.

К примеру, предлагается усовершенствовать работу сервиса сайта tasnif.soliq.uz по отправке заявки на получение ИКПУ для товара или услуги. Улучшения можно достичь, установив:

  • срок, в течение которого оператор ИКПУ обязан рассмотреть заявление (срок должен быть разумно коротким, чтобы не препятствовать реализации товаров, например, в течение одного рабочего дня с момента подачи заявки);
  • письменную форму ответа по результатам рассмотрения заявки. Если запрос отклоняется, то должна быть четко указана причина отказа. Если оператор ИКПУ принимает решение об отказе ввода нового ИКПУ, то в ответе должен быть четко указан ИКПУ, который нужно применять к данному товару, услуге. При этом у хозяйствующего субъекта должна быть возможность оперативно оспорить принятое решение по заявке.

В ходе встречи были выработаны и иные предложения по совершенствованию интерфейса сайта tasnif.soliq.uz и других инструментов для работы с ИКПУ.

Все они будут переданы руководству налогового ведомства. Стержнем решения поставленных задач должна стать усовершенствованная нормативно-правовая база и информационные технологии.

Подготовил Олег ГАЕВОЙ


Коды на товары и услуги Коды на товары и услуги Коды на товары и услуги /ru/publish/doc/text183768_stalo_ponyatno_kak_reshat_problemy_ikpu