Полезное для бухгалтера в ноябре:
У каких предприятий должна быть служба внутреннего аудита
На вопросы читателей о внутреннем аудите в Узбекистане buxgalter.uz попросил ответить начальника отдела методологии бухгалтерского учета и аудита Минэкономфина Асал ХАШИМОВУ:
– Какие организации должны иметь в своей структуре службы внутреннего аудита (СВА)? Имеет ли значение форма собственности?
– С 1 декабря 2022 года отменено обязательное требование по созданию СВА :
- в обществах с ограниченной ответственностью (кроме ООО с госдолей 50% и выше и балансовой стоимостью активов более 100 000 БРВ, а также кредитных организаций);
- в акционерных обществах с госдолей 50% и выше и балансовой стоимостью активов менее 100 000 БРВ;
- государственных унитарных предприятиях (ГУП) с балансовой стоимостью активов менее 100 000 БРВ.
В настоящее время подготовлены проекты НПА по внесению изменений в законодательные акты с учетом норм №ПП-415.
Таким образом, обязательные требования по созданию СВА сохранились для следующих коммерческих организаций:
- ООО с госдолей 50% и выше и балансовой стоимостью активов более 100 000 БРВ;
- АО с госдолей 50% и выше и балансовой стоимостью активов более 100 000 БРВ;
- ГУП с балансовой стоимостью активов более 100 000 БРВ;
- кредитных организаций.
Методологические основы организации работы служб внутреннего аудита (кроме коммерческих банков и бюджетных организаций) определены специальным Положением. Требования к внутреннему аудиту банков, микрофинансовых организаций, организаций по рефинансированию ипотеки и кредитных бюро устанавливает Центральный банк .
СВА подотчетна наблюдательному совету организации или комитету по аудиту в АО (при наличии).
При необходимости СВА может создаваться вне зависимости от формы собственности организации по решению органа управления.
– В каких бюджетных организациях должны создаваться СВА? Можно ли принимать на работу сотрудников СВА на основании собеседования?
– СВА должны быть у министерств и ведомств .
Типовой устав СВА утвержден ПКМ №416 от 01.08.2022 г., а порядок сертификации сотрудников – ПКМ №62 от 13.02.2023 г.
Порядок приема работников в СВА министерств и ведомств определяется их внутренними документами. При этом с 1 января 2024 года
нельзя принимать на должность работника службы внутреннего аудита лиц, не имеющих национальный квалификационный сертификат по внутреннему аудиту. Исключение – обладатели международного сертификата, им получать национальный сертификат не обязательно.
– Должны ли создавать СВА дехканские рынки и хлопководческие кластеры?
– Рынки или организаторы хлопководческо-текстильных кластеров должны создавать СВА, только если они соответствуют вышеприведенным критериям.
– Каково минимальное количество сертифицированных внутренних аудиторов в СВА для коммерческих организаций?
– Порядок сертификации сотрудников СВА (кроме коммерческих банков и бюджетных организаций) определен Положением.
Сотрудники СВА должны иметь сертификат внутреннего аудитора . Они назначаются на конкурсной основе согласно порядку и условиям, определяемым наблюдательным советом или учредителем предприятия (общим собранием акционеров, общим собранием участников).
Численность сотрудников СВА должна быть достаточной для решения задач внутреннего аудита, но – не менее 2 сертифицированных внутренних аудиторов. Конкретную численность определяет наблюдательный совет.
У СВА должен быть руководитель (с сертификатом внутреннего аудитора), который составляет годовую смету расходов и представляет ее наблюдательному совету для утверждения.