Что меняется в механизме разрешения налоговых споров

preview

План практических мероприятий, принятый по итогам открытого диалога Президента с предпринимателями в августе 2024 года , предусматривает создание при Торгово-промышленной палате Экспертного совета и внедрение единого порядка досудебного разрешения налоговых споров.

По мнению экспертов, это явно указывает на неэффективность существующей системы разрешения споров в рамках налоговых органов, не удовлетворяющей потребности ни бизнеса, ни государства. И это является серьезным вызовом для налоговых органов.

Публикуем комментарий директора Организации налоговых консультантов «ICONSULTANT» Иродахон АББОСХОНОВОЙ по этому вопросу:

Чтобы не пропустить важные новости, подпишитесь на наш Телеграм-канал.

 

– На мой взгляд, ключевая проблема заключается в том, что налоговые органы не используют в полной мере имеющиеся у них возможности для своевременного исправления собственных ошибок без обращения в суд и вмешательства внешних структур. Яркий пример этого – многочисленные судебные процессы, порождаемые некорректной работой формул «автокамерала». Многие вопросы доходят до суда, хотя могут быть решены на стадии досудебного урегулирования самим Налоговым комитетом.

При этом я считаю, что создание Экспертного совета при ТПП должно быть временным решением. В долгосрочной перспективе налоговые органы должны развивать собственные компетенции по эффективному и справедливому разрешению споров, чтобы обеспечить стабильность и предсказуемость налоговой системы.

Если ОГНС сами не научатся эффективно решать налоговые споры без каких-либо внешних структур, это не позволит создать по-настоящему эффективную и справедливую систему налогового администрирования, поскольку:

1) снизится доверие бизнеса к налоговым органам и государственной системе в целом;

2) увеличится административная нагрузка на бизнес, так как предпринимателям придется взаимодействовать с дополнительными структурами для разрешения споров;

3) налоговые органы будут терять компетенцию в области разрешения споров, что может негативно сказаться на качестве их работы в долгосрочной перспективе;

4) размывается ответственность за досудебное урегулирование между различными структурами;

5) возможно, увеличатся сроки разрешения споров из-за необходимости проходить дополнительные инстанции.

К слову, это не единственная мера, предусмотренная №УП-132 от 30.08.2024 г., призванная решить проблемы взаимоотношений налоговых органов и налогоплательщиков. В том числе – связанные с «автокамералом». Общественность давно предлагала опубликовать все формулы «автокамерала» на официальном веб-сайте Налогового комитета. К декабрю они должны быть опубликованы. Считаю, это будет способствовать диалогу между налоговыми органами и общественностью, направленному на улучшение качества формул. Чтобы формулы учитывали всевозможные ситуации и не отнимали время на разбор ошибок «автокамерала» ни у налоговиков, ни у налогоплательщиков.

 

 

Подготовил Олег ГАЕВОЙ

 

Новые изменения в нормативных документах бухгалтерского учета и налогообложения новости бухгатерии свежие новости от бухгалтерии /ru/publish/doc/text202840_chto_menyaetsya_v_mehanizme_razresheniya_nalogovyh_sporov