Как смягчить последствия временной приостановки деятельности

preview

Руководитель принял решение временно приостановить деятельность предприятия в период карантина. Как правильно это оформить? Сколько времени можно не работать без последствий? Может ли налоговая инспекция по своей инициативе заблокировать в этот период расчетные счета предприятия? Может ли быть проведена принудительная ликвидация? Ситуацию разъяснили эксперты «Нормы» по юридическим вопросам, адвокат Элеонора МАЗУРОВА и юрист Альберт САФИН:


– Официальный статус «временно приостановивший деятельность» могут получить только предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица. Т.е. – индивидуальные предприниматели или субъекты семейного бизнеса . И они обязаны поставить в известность об этом налоговый орган по месту учета.

Для юридических лиц такого режима не существует. Однако на практике коммерческие предприятия тоже в какой-то степени приостанавливают свою деятельность, чтобы сократить убытки и пережить сложный период. Статус юридического лица при этом не теряется, временная приостановка в госорганах не фиксируется. За предприятием в любом случае сохраняются обязанности:

  • находиться по адресу регистрации юрлица;
  • отвечать на поступающую корреспонденцию в разрезе взаимодействия с госорганами и по действующим договорам;
  • сдавать статистическую и налоговую отчетность;
  • представлять свои интересы во всех госорганах, в том числе – в суде.  


Как оформить временную приостановку деятельности

Во-первых, проведите общее собрание учредителей, на котором примите решение о приостановке деятельности. Это решение оформите протоколом. В нем обязательно укажите причину приостановки. Если учредитель – один, оформите это единоличным решением. Подробно опишите, что конкретно не позволяет предприятию вести деятельность. Если учредителей – несколько, желательно, чтобы каждый из них высказал свое мнение. Занесите это в протокол.

Во-вторых, издайте приказ по предприятию на основании решения учредителей. В нем продублируйте:

  • обстоятельства, из-за которых временно приостанавливается деятельность;
  • дату начала и окончания временной приостановки;
  • решение по кадрам на этот период;
  • на кого возлагается обязанность получать и отправлять служебную корреспонденцию;
  • на кого возлагается обязанность сдавать отчеты.

Ознакомьте с приказом всех работников под роспись.

Внимание

Чтобы продлить сроки временной приостановки, нужно издать новый приказ. Если же у предприятия появилась возможность возобновить деятельность раньше намеченного срока, это тоже оформляется приказом.

В-третьих: сложнее всего решить кадровый вопрос. Если предприятие планирует в дальнейшем продолжать деятельность, кадры нужно сохранить. Помните, что квалифицированные специалисты не будут сидеть и ждать, когда вы возобновите работу.

Если предприятие попало в сложную ситуацию и меры, на которые готово пойти руководство, задевают интересы работников, не стоит собирать общее собрание. В тесном скоплении людей эмоции одного человека становятся крайне заразительными для других, контролировать ход переговоров будет сложно. Поэтому поговорите с каждым сотрудником отдельно или, если у вас большое предприятие, проведите беседы по отделам.

Самым ценным сотрудникам предложите частичную оплату на время приостановки деятельности, если вы располагаете запасом денежных средств. Если запаса нет, договоритесь, что после возобновления деятельности вы постепенно выплатите работникам определенные бонусы.

В отношении остальных сотрудников, чтобы минимизировать потери:

1) пересмотрите штатное расписание и сократите штат;

2) расторгните договоры с совместителями;

3) приостановите гражданско-правовые договоры;

4) расторгните срочные или договоры на выполнение определенной работы.

Подробнее об особенностях увольнения читайте в материале «Как уволить сотрудника, если деятельность приостановлена»;

5) оформите ежегодные трудовые отпуска. Общая продолжительность ежегодного отпуска не может превышать 48 рабочих дней . Однако, если работник несколько лет не был в отпуске, он имеет право использовать все накопившиеся у него дни отдыха вне зависимости от их количества ;

6) оформите отпуска без сохранения заработной платы, получив согласие работников. Максимальный срок такого отпуска не может превышать 3 месяцев в течение 12-месячного периода 

Внимание
Отпуск без сохранения заработной платы, предоставленный родителям воспитанников детских садов и учащихся начальных классов при приостановлении деятельности детских учреждений в период карантина, входит в трудовой стаж вне зависимости от продолжительности отпуска. Также на этот отпуск не распространяется ограничение по его максимальной продолжительности .

7) оформите частично оплачиваемый отпуск, например, с ежемесячной выплатой 1 МРОТ.  Трудовым законодательством такой отпуск не предусмотрен. Однако в налоговом законодательстве упоминаются выплаты работникам, находящимся в вынужденном отпуске с частичным сохранением оплаты . Более того, Трудовой кодекс не запрещает устанавливать дополнительные права и гарантии работникам локальными актами предприятия или коллективным договором . Поэтому перед оформлением отпуска с частичной оплатой внесите его в локальный акт предприятия. Обращаем ваше внимание, что это один из самых приемлемых вариантов решения кадровой проблемы для обеих сторон.

В-четвертых: по возможности выполните все свои обязательства перед партнерами и государством. Если у вас есть непогашенная задолженность, ее нужно закрыть. Иначе в период приостановки будет «капать» пеня, и от штрафов за просрочку вас никто тоже не освободит. Мало того, кредиторы могут в судебном порядке взыскать сумму долга, и к вашим проблемам добавится еще госпошлина и судебные издержки.

Если вы не планируете пользоваться в период вынужденной приостановки деятельности арендованным помещением, договоритесь с арендодателем об арендных каникулах или расторгните договор аренды. Как сделать это правильно, читайте в материале «Как приостановить аренду в период карантина».

В-пятых: несмотря на то, что в законодательстве нет требования уведомлять налоговую инспекцию о временной приостановке деятельности, лучше все-таки поставить ее в известность. Предупредив налоговый орган, вы избежите нежелательных требований и писем с их стороны.

Однозначно, в период простоя у вас снизятся налоговые отчисления и изменятся данные в представляемой отчетности. Если инспекторы не будут знать о причине таких изменений, это вызовет подозрение, что предприятие скрывает свои доходы. Следствием может стать назначение камеральной проверки. Во избежание всего этого заранее направьте им уведомление, написанное в произвольной форме. Причину приостановки укажите такую же, как и в приказе. Также напишите, когда ориентировочно собираетесь возобновить деятельность в полном объеме.

В-шестых: бухгалтера или директора придется оставить на работе. Оформить такого сотрудника можно на удаленную работу или неполный рабочий день. Несмотря на то, что предприятие приостанавливает свою деятельность, ему все равно, как минимум, придется сдавать все предусмотренные виды отчетности и отвечать на поступающие письма. Заработную плату сотруднику можно начислять исходя из фактически отработанного времени. Подробнее об этом смотрите в нашей публикации «Платить ли зарплату, если предприятие простаивает в период карантина».


Могут ли налоговые органы приостановить операции по счетам или запустить принудительную ликвидацию, если предприятие временно не работает?

За то, что предприятие временно приостановило деятельность, налоговые органы не могут заблокировать ваши счета. Но они вправе это сделать, если вы :

  • не сдадите финансовую и налоговую отчетность по истечении 10 дней после установленного срока;
  • не ответите на требование налогового органа;
  • отсутствуете по месту регистрации предприятия.

Ликвидировать вас тоже не смогут. Чтобы к вашему предприятию применили принудительную ликвидацию, вас сначала должны перевести в категорию бездействующих. А это может произойти, только если в течение 9 месяцев :

  • на ваши банковские счета не будут поступать денежные средства;
  • вы не будете сдавать налоговые отчеты.

И только после пребывания в категории бездействующих в течение 3 лет предприятие может быть ликвидировано путем исключения его из государственного реестра. При этом аннулируются: печать, штампы (при наличии), свидетельство о госрегистрации, товарный знак (при наличии). После внесения записи о ликвидации в государственный реестр она считается завершенной, а юридическое лицо – несуществующим.


Как возобновить деятельность после приостановки

Деятельность предприятия восстанавливается в обратном порядке. На собрании учредителей подписывается протокол о возобновлении деятельности. Затем издается приказ руководителя и после него – кадровые приказы. Возобновляются договоры аренды.

Уведомлять налоговые органы о возобновлении деятельности не обязательно, так как по сданным отчетам это и так будет понятно.

Таким образом, если вы правильно оформите документы, предупредите налоговую инспекцию, будете вовремя сдавать отчеты, а на вашем расчетном счете будет хотя бы незначительное движение денежных средств, вы сможете избежать и блокировки счетов, и принудительной ликвидации при временной приостановке деятельности.