Почему налоговики требуют аудиторские заключения у ООО

preview

Налоговые органы после 1 октября стали требовать аудиторские заключения у ООО с балансовой стоимостью активов более 100 000 БРВ. Но согласно УП-5978 от 03.04.2020 г. такой аудит должен проводиться по итогам года.

Ситуацию по просьбе buxgalter.uz прокомментировала налоговый консультант Гульнара ЭРГАШЕВА:

– «Все зависит от ситуации. Чтобы понять, правы ли налоговые органы, требующие аудиторское заключение у ООО, давайте разберемся с нормативно-правовыми актами.

Законом №ЗРУ-603 от 22.01.2020 г. были внесены изменения в два закона:

  • ст. 46 Закона «Об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» дополнена частью второй: «общества с балансовой стоимостью активов более 100 000 БРВ подлежат обязательной ежегодной аудиторской проверке, проводимой независимой внешней аудиторской организацией»;
  • ст. 10 Закона «Об аудиторской деятельности» дополнена нормой, согласно которой общества с ограниченной и дополнительной ответственностью с балансовой стоимостью активов более 100 000 БРВ подлежат ежегодной обязательной аудиторской проверке.

Подчеркну, что эти изменения вступили в силу по истечении 3 месяцев со дня официального опубликования №ЗРУ-603.

И согласно №УП-5978 от 03.04.2020 г. требование об обязательной ежегодной аудиторской проверке обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью с балансовой стоимостью активов более 100 000 БРВ вводится по итогам 2020 года. Поэтому, если налоговые органы требуют у ООО аудиторское заключение по итогам 2019 года, с учетом этого критерия их действия неправомерны.

Но есть еще и №ПП-3946 от 19.09.2018 г. – «О мерах по дальнейшему развитию аудиторской деятельности в Республике Узбекистан». Согласно этому документу с 1 января 2020 года ежегодной обязательной аудиторской проверке подлежат коммерческие организации при одновременном выполнении двух условий из следующего списка по итогам отчетного года:

  • балансовая стоимость активов превышает 100 000 БРВ;
  • выручка от реализации продукции (работ, услуг) превышает 200 000 БРВ;
  • среднегодовая численность работников превышает 100 человек.

В соответствии с этой нормой также должны быть внесены изменения в Закон «Об аудиторской деятельности», но этого до сих пор не сделали.

Если бы соответствующие изменения в законе были, можно было бы однозначно сказать, что действия налоговиков в соответствии с №ПП-3946 от 19.09.2018 г. правомерны.

Думаю, по применению норм согласно №ПП-3946 Минфин или ГНК дадут официальные разъяснения.

Налогоплательщикам нужно помнить, что ст. 10 Закона «Об аудиторской деятельности» предусматривает административное взыскание к должностному лицу хозяйствующего субъекта за уклонение от обязательной аудиторской проверки. Повторное правонарушение, совершенное до окончания календарного года после применения взыскания, наказывается уже штрафом в размере от 50 до 100 БРВ, который должен уплатить хозсубъект.

Взыскание штрафа, превышающего в совокупности 20% от суммы текущих активов хозяйствующего субъекта на последнюю отчетную дату, осуществляется с предоставлением рассрочки – ежемесячными платежами в течение 6 месяцев со дня принятия решения о взыскании. Уплата штрафа не освобождает хозсубъект от проведения обязательной аудиторской проверки».

Подготовил Олег ГАЕВОЙ

Экспертлар ўз нуқтаи назарларидан келиб чиққан ҳолда тушунтириш берганлар, бу Сизнинг мустақил қарор қабул қилишингиз учун асос бўлади.
Аудиторские проверки в Узбекистане: нормативные акты по аудиту компании аудит Узбекистан, обязательный аудит, внутренний аудит, аудиторское заключение, сроки аудита, законодательство аудита Консультации по аудиту организаций в Узбекистане: консультации по срокам проведения и аналитике рисков. Какие организации подлежат аудиту, как подготовиться к аудиту и что изменить в учете? Получите разъяснения по новому закону и практические рекомендации на Buxgalter.uz! /uz/publish/doc/text164542_pochemu_nalogoviki_trebuyut_auditorskie_zaklyucheniya_u_ooo