ДМ билан боғлиқ бўлмаган норезидентларга даромадлар тўласангиз, ўқиб чиқинг:
Что делать, если оформление ЭТТН вызывает вопросы
На встрече с производителями продовольственных товаров председатель Налогового комитета Шерзод Кудбиев сделал несколько важных заявлений по ЭТТН. В частности, он сказал, что за неправильное или недостаточное оформление товарно-транспортных накладных в электронном виде штрафы не применяются, а Налоговый комитет рассматривает возможность совместить ТТН с электронными счетами-фактурами.
При этом дальнейшее развитие системы ЭТТН требует решения организационно-правовых вопросов, считает налоговый консультант Гульнора ЭРГАШЕВА. Иначе без спорных и конфликтных ситуаций не обойтись. Buxgalter.uz предлагает ознакомиться с ее позицией и предложениями по этому вопросу:
Внимание
Чтобы на пропустить важное разъяснение специалиста, подпишитесь на наш Телеграм-канал.
– На встрече с предпринимателями налоговики озвучили еще один интересный факт: ТТН – документ не новый, она существует со времен бывшего Союза. И в эпоху независимого развития Узбекистана его никто не отменял. Но нужно понимать, что товарно-транспортная накладная до и после принятия ПКМ №673 от 21.12.2023 г. – это две разные вещи, и это упускают из виду представители Налогового комитета.
До принятия ПКМ №673 ТТН была документом, который в обязательном порядке оформляли исключительно компании, основным видом деятельности которых являются грузоперевозки. Компании, занимающиеся грузоперевозками, всегда оформляли этот документ, руководствуясь Инструкцией по изготовлению, учету, заполнению и обработке путевых листов, ТТН для грузовых автомобилей и перевозчиков. Для других предпринимателей ТТН были не обязательны. Именно поэтому они их и не оформляли.
С принятием ПКМ №673 товарно-транспортные накладные стали документом, обязательным для всех субъектов предпринимательства, в том числе – тех, кто собственные грузы перевозит на собственных машинах. Также теперь ТТН оформляются в электронном виде.
Все, что связано с расширением перечня субъектов предпринимательства, обязанных оформлять ЭТТН с 1 мая и 1 июля 2024 года, в Положении прописано не совсем четко и понятно. Равно – как и ряд новых требований к содержанию ТТН. Если эти пробелы не устранить сейчас, потом нерешенных вопросов и споров будет гораздо больше.
Но самая главная проблема – это то, что Положение об ЭТТН не дает четкого понимания и представления, что такое грузоперевозка.
Если обратиться к имеющемуся опыту Узбекистана и других стран, грузоперевозка – это перевозка, осуществляемая грузовым транспортом. В контексте обсуждаемого Положения это понятие изменено, но четко не прописано. Если откроем функционал по оформлению ЭТТН, то увидим, что там наряду с грузовыми машинами значится и легковой автотранспорт. Так вот, нужно:
1) однозначно прописать, каким транспортом могут осуществляться грузоперевозки;
2) дать конкретные характеристики грузов, на перемещение которых нужно оформлять ЭТТН.
Было очень много вопросов относительно того, как оформить ЭТТН, если доставка осуществляется пешком, на велосипеде, на скутере, мотоцикле, на общественном транспорте, на спецтехнике. Сейчас это все решается в рамках разъяснения налоговиков, что в этих случаях оформлять ЭТТН не нужно. Так это и нужно прописать в Положении об ЭТТН!
В Положении сказано, что ЭТТН является основанием для приходования и списания товара, складского учета. Получается, что если предприятие закупило несколько компьютерных деталей и их доставка со склада была осуществлена сотрудником на руках без оформления ЭТТН, то я уже не могу их взять на баланс, а продавец – оформить расход? А ведь в данном случае речь может идти о достаточно солидных суммах, которые невозможно игнорировать в учете.
Или – другая ситуация: два предприятия находятся в одном здании, при этом одно из них покупает продукцию второго. Что делать в этом случае? Нанимать грузовик, чтобы можно было оформить ЭТТН? И таких ситуаций – масса.
Уже сегодня налоговики говорят, что они идут по пути «объединения» ЭТТН и ЭСФ, т.е. – создают систему, в которой ЭСФ будут формироваться автоматически на основании данных ЭТТН. Получается, если нет ЭТТН, то нет ЭСФ? Я не смогу оформить приход, расход?
Думаю, запрещать такие перевозки будет неправильно – это резко ограничит возможности предпринимателей. Для этих ситуаций нужны четкие однозначные правила, иначе завтра могут начаться куда большие проблемы, чем просто вопросы.
В форме ЭТТН изначально было несколько полей, в отношении которых на вопрос «как заполнять?» нам отвечали «это пока не работает», «можете поставить примерное значение» и т.п. Это – совершенно неправильный подход. Если есть графа, значит, в Положении должны быть четкие правила ее заполнения. Иначе возникает масса вопросов…
В ЭТТН есть графа «Расстояние перевозки». Первое время нам говорили – «заполняйте примерно». Сейчас уже многие операторы ЭДО подключают функционал, который автоматически рассчитывает километраж из точки «А» в точку «B». Но ведь эти технологии прокладывают путь без учета ситуации на дороге на стадии оформления ЭТТН! Что делать, если водитель был вынужден отклониться от автоматически проложенного пути, объезжая аварии, пробки и тому подобное? Ведь получается, что по документу километраж – один, а по факту – другой. У контролирующих органов совершено справедливо возникают вопросы относительно израсходованных горюче-смазочных материалов.
Другая графа с аналогичной проблемой – «Стоимость перевозки». Сейчас, если перевозку осуществляет сам покупатель или продавец, можно поставить «0». Если нанимаем грузоперевозчика, то обязательно нужно ставить стоимость перевозки. А как быть в случаях, когда стоимость перевозки – это коммерческая тайна? Нет четких инструкций по расчету стоимости перевозки.
При усовершенствовании НПА нужно внимательно еще раз изучить сложившуюся практику, чтобы дать решения, применимые на практике.
Вот, к примеру, часто спрашивают, как оформить ЭТТН, если товар доставляется до определенной точки, в народе называемой «пятаком», и там перебрасывается в другую машину, которая уже доставляет груз до точки назначения, очень часто – в другом регионе? Налоговики говорят, что в этом случае нужно на каждый транспорт оформлять ЭТТН. А как это реализовать на практике? Отношения между субъектами предпринимательства строятся на основании письменных договоров. Как его заключить, если перегруз идет в свободную машину на «пятаке»? Т.е. заранее грузоотправитель не знает, кто повезет груз дальше. Чтобы оформить ЭТТН, нужен смартфон или компьютер, подключенный к интернету. А что делать, если на «пятаке» плохо ловится интернет?
Положение об ЭТТН должно стать сводом правил, который позволит работать, не нарушая других норм законодательства. Потому что не всегда у участников грузоперевозок есть возможность и достаточная квалификация, чтобы при принятии решений ничего не упустить.
Вот, к примеру, еще распространенные ситуации, приводящие к ошибкам и проблемам:
- Может ли самозанятый заниматься грузоперевозками? Согласно №ПП-4742 и №ПП-311 – нет, не может.
- Считается, что для осуществления грузоперевозок арендованным транспортом достаточно зарегистрировать договор аренды в системе E-ijara. Но – нет! В случае с грузовым транспортом такой договор должен быть еще и нотариально удостоверен. От нотариального удостоверения освобождены только договоры аренды пассажирского транспорта, заключаемые между юридическими и физическими лицами .
При этом, когда будут прописывать эти тонкости в Положении, возможно стоит пересмотреть эти нормы с точки зрения упрощения, снятия излишних ограничений и бюрократических препонов.
Нужно четко прописать в инструкции – как будут привлекать к ответственности нарушителей правил оформления ЭТТН. Нам говорят, – «мы пока никого не штрафуем». Но это – пока! Исходя из сути действующего законодательства, в том числе – ст. 223 НК, – рано или поздно штрафы начнутся. Но для этого нужно прописать правила выявления нарушений, связанных с ЭТТН.
Ст. 165 НК ответа на этот вопрос не дает. Это очень специфическая тема... Остановил сотрудник ДПС автомобиль и выявил нарушение, связанное с ЭТТН. Как он в дальнейшем должен взаимодействовать с налоговиками? Ведь сейчас, чтобы зафиксировать нарушение, налоговики должны выехать на место с проверкой, соблюдая при этом многочисленные правила. В условиях, что груз может быть скоропортящимся, доставлен к определенному времени, соблюдение действующих правил может привести к большим убыткам для его владельца. Поэтому нужно разработать разумные и практичные правила привлечения к ответственности за нарушения оформления ЭТТН.
Другие публикации по этой теме:
- Что учесть при переходе на электронные товарно-транспортные накладные;
- Электронные ТТН: ответы на частые вопросы;
- Как оформить ЭТТН, если в пути груз перекладывается в другой транспорт;
- Как оформить ЭТТН, если грузополучатель – маркетплейс, и в других случаях;
- 10 ответов на «горячие» вопросы про ЭТТН;
- Как оформить ЭТТН на возврат товара.
Подготовил Олег ГАЕВОЙ