Когда ждать контрольной покупки

preview

Налоговые органы проверяют применение контрольно-кассовой техники и торговых терминалов по новым правилам. Как не привлечь к себе лишнего внимания и правильно вести себя в ходе проверки, по просьбе buxgalter.uz рассказала налоговый консультант Гульнара ЭРГАШЕВА:


Что ищут при проверке

– «Применение ККМ и платежных терминалов всегда было в центре внимания проверяющих. Чаще всего основанием для выписываемых штрафов становились факты:

  • использования терминалов и ККМ, зарегистрированных на другое лицо;
  • отказ в приеме оплаты через терминал;
  • невыдача чеков;
  • искусственное занижение или завышение цен;
  • нарушение требований, предъявляемых к терминалам и ККМ.

С переходом на онлайн-технологии этот перечень расширился.

Как показала практика, субъекты предпринимательства, установив онлайн-ККМ, продолжают пользоваться ККМ с фискальной памятью. В свое оправдание, как правило, они говорят, что им никто не сказал, когда и как нужно прекратить использование старой ККМ.

В Указе №УП-5813 от 06.09.2019 г. сказано, что при переходе субъектов предпринимательства на использование онлайн-ККМ либо виртуальной кассы по отношению к ним отменяются установленные обязательства по применению действующих контрольно-кассовых машин с фискальной памятью. При этом не надо забывать, что Указом установлен график перехода на онлайн-ККМ. Предприниматель обязан начать работу с онлайн-ККМ или виртуальной кассой после того, как Центр технического обслуживания предоставит ему данные о регистрации онлайн-кассы в налоговых органах.

Другая проблема – это невыдача кассового чека при расчетах с применением терминала. По закону в этом случае продавцы всегда должны выдавать кассовый чек, он пробивается при помощи ККМ. На практике же, как правило, выдается чек только терминала –  устройства для расчетов при помощи пластиковых карт.

С выходом №УП-5813 появилась конкретная норма: «за платежи, принятые через платежные терминалы, покупателям вместе с чеками платежных терминалов обязательно выдается чек онлайн-ККМ либо виртуальной кассы». Однако на практике мало пока что поменялось. Возможно, также покупатели не могут отличить чек ККМ от прочих «квиточков», которые можно получить на кассе торговой точки. Думаю, в ближайшее время ситуация изменится: ГНК в рамках розыгрышей призов стал достаточно подробно объяснять, как выглядит чек онлайн-ККМ.

Для налоговых органов, чтобы начать проверку применения контрольно-кассовой техники или платежных терминалов, достаточно, чтобы поступила информация о нарушении налогового законодательства. Как вариант – такое заявление может поступить от любого покупателя. Невыдача кассового чека – очень объективное и весомое обоснование. Не рассматриваются только анонимные обращения и жалобы.

Кроме того, контрольно-кассовую технику могут проверить:

  • при наличии сведений о налоговых правонарушениях в деятельности налогоплательщиков (налоговых агентов), не относящихся к категории с высокой степенью риска, выявленных по результатам программного продукта «Риск-анализ»;
  • при публикации в СМИ сведений о налоговых правонарушениях;
  • при возникновении необходимости изучить выявленные в ходе камеральной налоговой проверки расхождения и ошибки за пределами местонахождения налогового органа.


Как будут проверять

Проверка применения контрольно-кассовой техники и расчетных терминалов проводится путем контрольной покупки и (или) непосредственной проверки в пункте торговли, общественного питания или оказания услуг. Проведение этих проверок регламентировано Положением о проведении выездной налоговой проверки. И проверяющие обязаны строго придерживаться правил, иначе налогоплательщик вправе обратиться в суд с иском об отмене результатов проверки, так как она была проведена с нарушениями.

Хочу подчеркнуть, что действующие правила существенно отличаются от прежних. В частности, до 2020 года контрольную покупку совершали физические лица по договоренности с налоговым органом за счет их собственных средств. Теперь же эта покупка должна производиться только за счет наличных денежных средств Специального фонда материальной помощи, социальной защиты, развития налоговых органов и непредвиденных расходов ГНК, а также иных источников, не запрещенных законодательством.


Правила проверки

Проверка проводится на основе приказа руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. В приказе указываются: наименование налогоплательщика, Ф.И.О. и должности проверяющих лиц, сроки и цель проведения проверки.

Налоговые органы согласуют выездные проверки  с Уполномоченным при Президенте Республики Узбекистан по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства. Проверяющий перед началом проверки должен заполнить "Книгу регистрации проверок" посредством Единой системы электронной регистрации проверок. Если он этого не сделает, налогоплательщик вправе не пустить его на свою территорию.

Если же налогоплательщик без законных оснований будет препятствовать доступу проверяющего на территорию и в помещения, последний составляет акт установленной формы. На основании этого акта налоговый орган по имеющимся у него данным о налогоплательщике (об аналогичных налогоплательщиках) вправе самостоятельно определить сумму налога к уплате.

Проверка может проводиться в срок до 10 рабочих дней.

По результатам выездной налоговой проверки не начисляются налоги и сборы. При этом документы и информация, полученные в ее ходе, могут быть использованы при проведении камеральной налоговой проверки. Также по факту нарушения применяются санкции, предусмотренные ст. 221 НК. Размер штрафа в зависимости от нарушения может составить от 5 до 20 млн сум.

Вид проверки

Цель

Правила

Контрольная покупка

Проверяется:

  • выдача покупателям кассового чека ККМ и (или) расчетных терминалов;
  • прием платежей посредством банковских карт;
  • наличие искусственного завышения или занижения цен в зависимости от формы платежа (нал, безнал)

При осуществлении контрольной покупки могут быть привлечены:

  • физическое лицо (представитель юридического лица), заявившее о совершении налогового правонарушения;
  • представители юридического лица, предоставляющего услугу «Объективный покупатель»;
  • представители Федерации обществ защиты прав потребителей.

Наличные денежные средства для использования при контрольной покупке выделяются за счет средств Специального фонда материальной помощи, социальной защиты, развития налоговых органов и непредвиденных расходов ГНК, а также иных источников, не запрещенных законодательством.

Проверяющему выдается копия листа с записями номинала денежных средств, серий и номеров банкнот, оформленного в кассе налогового органа и приложенного к расходному кассовому ордеру.

 По завершению проверки:

  • налогоплательщик возвращает использованные в контрольной закупке деньги проверяющему, который сдает их обратно в кассу налогового органа;
  • приобретенные в ходе контрольного закупа товары возвращаются налогоплательщику (если это физически возможно сделать).

Один экземпляр протокола о проведении контрольной покупки выдается налогоплательщику под роспись. В случае уклонения от приема в протоколе делается соответствующая запись

Непосредственная проверка в пункте торговли, общественного питания или оказания услуг

Устанавливаются факты:

  • оборудования контрольно-кассовой техникой и расчетными терминалами в соответствии с законодательством, в том числе – оформление их на имя налогоплательщика и по адресу объекта;
  • наличие используемой контрольно-кассовой техники в Госреестре;
  • соответствие контрольно-кассовой техники техническим требованиям;
  • соблюдение правил применения контрольно-кассовой техники и расчетных терминалов

 

Результаты проверки фиксируются в акте выездной налоговой проверки.

При выявлении случаев использования налогоплательщиком контрольно-кассовой техники и (или) расчетных терминалов, принадлежащих другому налогоплательщику, в акт выездной налоговой проверки вносятся также копия чека покупки, сведения о марке и заводском номере расчетного терминала.

В случае выявления контрольно-кассовой техники, не отвечающей техническим требованиям, не внесенной в Госреестр или принадлежащей другому налогоплательщику, а также – с неисправным программным продуктом (версией), обслуживающим фискальную память, проверяющий составляет протокол. Данная контрольно-кассовая техника временно изымается

 

В ходе проверки налогоплательщики:

Имеют право

 Обязаны

1) получать копию приказа о проведении проверки, знакомиться со служебным и специальным удостоверением работников, предоставляющим право проведения проверки;

2) участвовать через представителя или лично в процессе проведения выездной налоговой проверки;

3) требовать от должностного лица, проводящего выездную налоговую проверку, заполнить электронную или бумажную форму "Книги регистрации проверок", а при уклонении от заполнения – не допускать на свою территорию и в помещения;

4) вести фото- и видеосъемку процесса выездной налоговой проверки;

5) знакомиться с материалами выездной налоговой проверки и снимать с них копии;

6) обжаловать незаконные действия должностных лиц налоговых органов, осуществляющих выездную налоговую проверку;

7) участвовать в рассмотрении материалов выездной налоговой проверки;

8) защищать свои интересы лично, через организацию налоговых консультантов или иных представителей.

Налогоплательщики могут иметь также иные права, установленные Налоговым кодексом и другими актами налогового законодательства

 

1) обеспечить должностным лицам налоговых органов, проводящим выездную налоговую проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с проверкой, а также – с соответствующей информацией, хранящейся в электронных источниках;

2) выполнять законные требования налоговых органов, связанные с проверкой, не препятствовать законной деятельности их должностных лиц.

Налогоплательщики могут нести и иные обязанности в соответствии с законодательством

 

Должностные лица налоговых органов:

Имеют право

Обязаны

1) изучать данные и документы налогоплательщика, имеющие отношение к выездной налоговой проверке, снимать с них копии за счет налогового органа;

2) знакомиться с данными в программном обеспечении, используемом налогоплательщиком в бухгалтерии, при ведении учета движения товаров (услуг), и при выявлении налоговых правонарушений снимать с них копии за счет налогового органа;

3) производить осмотр, фото- и видеосъемку территории, производственных, складских, торговых и других помещений налогоплательщика, в том числе – мест, используемых налогоплательщиком для получения дохода или связанных с хранением объектов налогообложения;

4) проводить инвентаризацию имущества;

5) привлекать к проверке специалистов, экспертов, переводчиков, понятых и получать от них соответствующие заключения, переводы и показания;

6) устанавливать фактические объемы производимых и реализуемых товаров (услуг);

7) проверять соблюдение правил торговли и оказания услуг при осуществлении расчетов, а также применение контрольно-кассовой техники и расчетных терминалов;

8) принимать меры по приостановлению операций по банковским счетам налогоплательщика при воспрепятствовании доступу должностных лиц налоговых органов на территорию и (или) в помещения (за исключением жилых помещений), в которых проводится проверка;

9) истребовать документы (информацию), касающиеся деятельности налогоплательщика, у контрагента или иных лиц, располагающих этими документами (информацией)

 

1) до начала налоговой проверки (при проверке применения контрольно-кассовой техники и расчетных терминалов – в ходе проверки) ознакомить налогоплательщика или его представителя с приказом о проведении выездной налоговой проверки и предоставить копию приказа под роспись, подтверждающую его получение;

2) ознакомить налогоплательщика или его представителя с целью проверки, предъявить ему свое служебное и специальное удостоверение, предоставляющее право проведения проверки;

3) при наличии у субъекта предпринимательства "Книги регистрации проверок" заполнить ее электронную или бумажную форму;

4) во время выездной налоговой проверки разъяснять налогоплательщикам их права и обязанности, в том числе – право привлечения Торгово-промышленной палаты Республики Узбекистан или других объединений субъектов предпринимательства для осуществления общественного контроля;

5) знакомить налогоплательщика с результатами проверки;

6 обеспечить внесение результатов проверки в Единую систему электронной регистрации проверок в течение 3 дней после ее завершения;

7) не выходить за пределы своих полномочий и целей проверки, определенных в приказе о проверке;

Налоговые органы могут нести и другие обязанности в соответствии с законодательством

Кроме того, следует иметь в виду:

1. Проверяющие могут потребовать провести инвентаризацию основных средств, ТМЦ, денежных средств и расчетов. Налогоплательщик обязан выполнить это требование в соответствии с НСБУ №19.

2. Выемка документов производится на основании постановления – с обязательным участием понятых и видеосъемкой исключительно в следующих случаях:

  • при отказе налогоплательщика предъявить документы, истребованные в ходе выездной налоговой проверки, или непредставление их в установленные сроки;
  • при недостаточности копий документов, а также – при наличии у налоговых органов достаточных оснований предполагать, что возможно уничтожение, сокрытие, исправление или замена подлинников документов.

Принудительно выемка производится только в случае отказа налогоплательщика сделать это добровольно. По факту выемки оформляется протокол установленной формы.

3. Проверяющий по результатам проверки по установленной форме в 2-х экземплярах составляет акт, который подписывает он сам и налогоплательщик. Одна копия под роспись вручается налогоплательщику.

К акту прилагаются:

  • копии документов, ставших основанием для проведения выездной налоговой проверки;
  • документы, оформленные при проверке;
  • заключения экспертов и специалистов;
  • материалы, полученные в ходе выездной налоговой проверки;
  • другие документы, подтверждающие выполнение действий в рамках выездной налоговой проверки».

Подготовил Олег ГАЕВОЙ