Гульнара ЭРГАШЕВА: «Наилучший выход – отложить принятие кодекса»

preview

Обсуждая проект нового Налогового кодекса, многие эксперты отмечают его несбалансированность в части прав и обязанностей сторон фискальных взаимоотношений. Причина тому - недостаточно четкие рамки правомочий налогового органа в ходе налоговых проверок, отсутствие детализированных регламентов в других важных вопросах.

 

Выступая на конференции, организованной компанией «Норма», налоговый консультант Гульнара ЭРГАШЕВА предложила не спешить с принятием кодекса и еще раз вдумчиво, более внимательно доработать проект.

- Гульнара Холдаровна, в чем вы видите несбалансированность прав налоговых органов и налогоплательщиков в проекте НК?

- Проект нового Налогового кодекса получился более «фискальным», чем прежний. Действующий кодекс в большей степени нацелен на защиту налогоплательщиков. В нем нет жестких контролирующих функций со стороны налоговых органов, как сейчас они заложены в проект. Есть те же самые понятия - доказательная база, камеральный и хронометражный контроль... Но при этом нет жестких мер.

Права и обязанности налоговых органов перенесены в новый НК из Закона «О государственной налоговой службе». Зачем налогоплательщику знать, что налоговый орган обязан изучать налоговое законодательство и давать вышестоящему органу предложения? Зачем нам знать, что должен делать начальник налоговой службы в рамках внутриведомственных взаимоотношений? Это их внутренние процессы.

Нам важны взаимоотношения налогоплательщика с налоговыми органами. И именно они в кодексе прописаны некорректно. К примеру, в том же Законе о налоговой службе сказано, что налоговый орган в ходе проверки обязан истребовать документы объекта налогообложения, проводить контрольный обмер и т.д. В проект НК перенесли слово «обязан», но не написали, что речь идет только о проверках! То есть, если принять сейчас проект, как он есть, налоговик получит право в любое время суток позвонить вам и потребовать документы. Или произвести обмер. Без привязки к налоговой проверке, как таковой.

Я не говорю, что сейчас инспекторы начнут звонить вам по ночам без всякого внятного повода. Но проект кодекса действительно не регламентирует эти моменты. И это потенциально может быть чревато проблемами – для налогоплательщиков.

Также в кодекс вносится норма, что налоговые органы могут проводить инвентаризацию. Согласно Закону «О бухгалтерском учете» и НСБУ №19, инвентаризацию на предприятии производит специальная комиссия. Речь идет об освидетельствовании товара, которое проводится по правилам бухучета. Как может внешнее заинтересованное лицо проводить инвентаризацию?

Если вы даете это право налоговым органам, значит, вы должны обозначить границы и ввести четкий регламент этих действий. В принципе, это касается любых прав госоргана. К примеру, сейчас камеральный контроль не вправе истребовать документы, но по факту - они их требуют.

Внесите в кодекс норму о том, что налоговые органы должны письменно извещать налогоплательщиков о проведении инвентаризации, должны письменно требовать документы. Есть письмо – главный бухгалтер предоставит вам все необходимое, нет письма – никто ничего делать не будет. Пока ничего такого в проекте НК нет.

Проект кодекса дает налоговикам много возможностей инициировать проверку. Но, опять же, не описан механизм, который бы регламентировал данные моменты. К чему это может привести на практике?

Также мне непонятна заложенная в проект практика аннулирования недобросовестных плательщиков НДС. Заключая договора с предприятиями, вы можете познакомиться с директором, посетить организацию, посмотреть на ее материально-техническую базу, взять весь пакет документов, включая паспорт директора, договор аренды склада и помещения… Но даже если вы все сделали так, и, на ваш взгляд, организация является добросовестным налогоплательщиком, все равно остается риск, что она может быть аннулирована как плательщик НДС и вам выставят доначисление по налогу.

В настоящее время налоговые органы могут даже снять эти деньги с вашего расчетного счета. Это – недопустимо, я считаю. Ни одна иностранная организация, столкнувшись с такой практикой, не захочет строить бизнес в нашей стране.

- В проекте НК нет ни слова о риске-анализе, который становится основополагающим фактором оценки налогоплательщиков. Вы считаете это правильным?

-  Согласна, это неправильно! Должна быть хоть одна статья об этом. Пусть хотя бы с отсылкой на Положение.

- Насколько реален запланированный с 1 января 2020 года переход на электронные счета-фактуры?

- Я думаю, этот процесс должен быть постепенным. До сих пор существуют юридические лица, которые ведут налоговый учет, но не ведут бухгалтерский. Есть маленькие предприятия, которые периодически  сдают отчетность, и на этом деятельность бухгалтера заканчивается. А система ЭСФ предполагает, что должен быть человек, который будет сидеть и этим планомерно заниматься. Нельзя оформить 1-2 документа и потом бросить это дело.

К тому же счета-фактуры – платные. Что делать предприятиям с большими оборотами? Ведь это повлечет большие затраты…

Я считаю, что должен быть график перехода предприятий на электронные счета-фактуры, и он должен учитывать все упомянутые факторы.

- Вы сказали на конференции, что для всех будет лучше не принимать сейчас Кодекс в таком виде. 

 - В проекте НК еще очень много спорных вопросов, не все моменты до конца продуманы и оговорены. Поэтому, лучше отложить его принятие. Но если это невозможно,  то нужно перейти на новый НК в тестовом режиме и посмотреть,  как будут работать с ним налоговые органы и налогоплательщики, не применяя пока жестких мер ответственности  к последним.