Как преодолеть сложности перехода на ЭСФ

preview

Переход на электронные счета-фактуры вызывает у бухгалтеров массу вопросов. К примеру – как быть, если предприятие перешло на ЭСФ, а его контрагенты – нет. Или обнаружены ошибки в уже загруженном в систему документе. На эти и другие вопросы ответил директор НИЦ «Янги технологиялар» при ГНК Хаётжон НАСРУЛЛОЕВ.

– Статус официального оператора получили «FAKTURA.UZ» и «DIDOX.UZ». Ожидается, что до нового года количество операторов ЭСФ увеличится. Системой уже пользуются более 34 тыс. субъектов предпринимательства, это число также ежедневно растет. На наших серверах хранится более 600 тысяч документов. Это не только электронные счета-фактуры. Системы операторов способствуют внедрению электронного документооборота в целом. С его помощью предприятия также могут составлять электронные договоры, доверенности и товарно-транспортные накладные.

 – 34 тыс. пользователей – это те, кто полностью отказались от бумажных счетов-фактур в пользу электронных документов?

– Пока нет. Большинство из них используют ЭСФ при работе с контрагентами, которые также освоили работу в системе.

Система ЭСФ сейчас преимущественно используется там, где это удобно, где есть уверенность в том, что данные счетов-фактур, не придется корректировать. Например, при расчетах за связь, интернет, коммунальные услуги. Либо – в ситуациях, когда стороны сделки находятся в разных городах, далеко друг от друга.  

– Как быть если предприниматель хочет работать с ЭСФ, а его контрагент еще не пользуется системой? Например, - ссылается на то, что, начав работать в системе, он уже не сможет отойти от компьютера?

– Попробуйте его убедить. Во-первых, - объясните, что до нового года ему не обязательно все счета-фактуры вести в электронной форме.

Во-вторых, напомните, что выставлять счет-фактуру он может в любое время в течение дня. А  подписать или отклонить входящий документ можно с любого мобильного гаджета. В том числе -  со смартфона с установленным на него приложением e-factura и выходом в интернет.

В-третьих, скажите, что начав работать с ЭСФ уже сегодня, он приобретет навыки, которые помогут ему к 2020 году стать уверенным пользователем ЭСФ.

Чтобы подписать договор с оператором на оказание услуг по формированию, отправке, подтверждению и хранению электронных документов, нужно всего лишь зайти на официальный сайт оператора и подписать публичную оферту.

– Есть ли возможность отправлять приглашение контрагенту в его персональный кабинет налогоплательщика?

 Это излишнее. В настройках ЭСФ есть поле для введения номера телефона контрагента. Заполните ее при отправке счет-фактуры, и ваш партнер получит СМС-уведомление. Если он уже работает в системе, ему остается только подписать или отклонить счет-фактуру. Если же его в системе еще нет, то пусть заключит договор с любым из операторов и начнет работу.

Хуже, если ваш контрагент откладывает начало работы в системе до нового года. Значит, пока вам придется работать с ним постаринке.

- Можно ли аннулировать электронный счет-фактуру и вместо него сделать новый под тем же номером? Это может быть очень востребовано, если в течение рабочего дня в документе обнаружились ошибки. Либо покупатель его не подписал и вернул на доработку?

- Да, счет–фактуру можно удалить, если контрагент еще его не подписал. В системе ЭСФ есть пиктограмма, за которой закреплена функция удаления ЭСФ. Если же счет-фактура уже подписан контрагентом, выписывайте корректировочный счет-фактуру.

 - Позволяет ли система достоверно определить, подписан счет-фактура или нет?

– Конечно, вы можете видеть статус счета-фактуры. ЭСФ может находиться в следующих состояниях: «Сохранено», «Удалено», «Подтверждено», «Отправлено», «Ожидает подписи контрагента», «Отказано», «В ожидании», «Ошибочно», «Ожидает подписи доверенного лица», «Отправлено доверенному лицу», «Подтвержден доверенным лицом», «Отказано доверенным лицом».

После подписания и отправки контрагенту ЭСФ будет доступен для просмотра в папке отправленных документов «Отправленные». После подписания ЭСФ контрагентом документ направляется продавцу и покупателю. Его статус изменяется на «Подтверждено».

- Будет ли система позволять оформлять документы (ЭСФ, договоры и т.д) в новом году с новой нумерацией? То есть, первый документ получит «номер 1» в соответствии с внутренней системой учета налогоплательщика.

– В системе электронных счет фактур для каждого документа генерируется глобальный уникальный номер. Он нужен для организации учета и хранения документов в ЭСФ, и пользователи повлиять на его формирование не могут. Да им это и не нужно.

Кроме того, каждому ЭСФ присваивается свой порядковый номер той организацией, которая ее выписывает. Этот порядок нумерации утверждается и определяется учетной политикой самого хозяйствующего субъекта.

 – Как преодолеть сложности переходного периода? Можете дать какие-нибудь рекомендации бухгалтерам?

- Просто попробуйте поработать с системой ЭСФ. Сейчас самое время сделать это без ущерба работе, потому что можно использовать систему по собственному желанию. Она не сложнее самого обычного интернет-браузера.

В помощь начинающим пользователям на сайте https://rouming.uz и официальных сайтах операторов представлены инструкции, материалы и видео-инструкции. В них собраны ответы на все вопросы, связанные с использованием системы.

Во многих учебных центрах проводятся семинары, посвященные электронному документообороту. Также вы можете задавать вопросы по телефону Call-центра: 71-202-32-32.

Мы изучаем мнение пользователей и постоянно совершенствуем систему ЭСФ. До конца года она будет адаптирована для строительных и фармацевтических компаний, организаций оказывающих комиссионные и дилерские услуги, а также предприятий коммунальной и других сфер деятельности. Появится возможность оформления «трехсторонних» счетов-фактур при посреднических сделках (договор комиссии, поручения).