Ноябрь ойидаги бухгалтер учун фойдали ахборот:
ГНК: как изменится налоговая система в 2019 году
Государственный налоговый комитет опубликовал пресс-релиз, в котором отражена суть главных изменений в системе налогообложения, предусмотренных Законом от 24.12.2018 г. № ЗРУ-508 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с принятием основных направлений налоговой и бюджетной политики на 2019 год».
Вся информация о нововведениях представлена в разрезе конкретных налогов и других обязательных платежей.
Упрощенная система налогообложения
Единый налоговый платеж
1. Концепцией совершенствования налоговой политики Республики Узбекистан (УП-5468 от 29.06.2018 г.) предусматривалось, что вместо единого налогового платежа будет введен налог с оборота (выручки). Однако в целях сокращения нормотворческой работы решено сохранить существующее наименование налога, т.е. налог с оборота (выручки) будет называться как и раньше – единый налоговый платеж.
В 2018 году критериями для уплаты единого налогового платежа являлись численность работников и осуществление определенного вида деятельности. Размер годового оборота (выручки) для возможности уплаты единого налогового платежа не учитывался.
С 1 января 2019 года единый налоговый платеж смогут уплачивать только юридические лица с годовым оборотом (выручкой) по итогам 2018 года не превышающим 1 млрд. сумов. При этом круг плательщиков единого налогового платежа расширяется за счет индивидуальных предпринимателей. Плательщиками единого налогового платежа будут:
1) юридические лица, валовая выручка которых за налоговый период не превышает 1 млрд. сумов;
2) товарищ (участник) – индивидуальный предприниматель, на которого возложено ведение дел простого товарищества (доверенное лицо), валовая выручка которого от деятельности простого товарищества за налоговый период не превышает 1 млрд. сумов;
3) индивидуальные предприниматели, выручка которых от реализации товаров (работ, услуг) за налоговый период превышает установленный размер, но не более 1 млрд. сумов. Если индивидуальной предприниматель экспортирует плодоовощную продукцию или включен в Национальный реестр субъектов электронной коммерции, он обязан платить единый налоговый платеж до достижения выручки в 1 млрд. сумов;
4) семейные предприятия, валовая выручка которых за налоговый период не превышает 1 млрд. сумов;
5) некоммерческие организации по доходам, полученным ими от предпринимательской деятельности, при условии, что они за налоговый период не превышают 1 млрд. сумов.
В 2018 году единый налоговый платёж уплачивался по ставкам, дифференцированным в зависимости от видов деятельности. Базовая ставка налога составляла 5 процентов. С 2019 года базовая ставка единого налогового платежа составляет 4 процента и все плательщики единого налогового платежа при наличии объекта налогообложения обязаны будут уплачивать налог на имущество, земельный налог и налог за пользование водными ресурсами. Для них также сохранится возможность уплаты налога на добавленную стоимость на добровольной основе при наличии облагаемых налогом на добавленную стоимость оборотов.
Категории плательщиков |
Ставки единого налогового платежа |
||
2018 год |
2019 год |
Разница |
|
Налогоплательщики всех отраслей экономики (за исключением указанных ниже) «базовая ставка» |
5 % |
4 % |
- 1 % |
Юридические лица, получающие доходы от организации массовых зрелищных мероприятий путем привлечения юридических и физических лиц (включая нерезидентов), имеющих лицензию на занятие концертно-зрелищной деятельностью |
30 % |
5 % |
- 25 % |
Предприятия общественного питания: |
|||
в городах с численностью населения 100 тысяч и более человек |
10 % |
8 % |
- 2 % |
других населенных пунктах |
10 % |
6 % |
- 4 % |
труднодоступных и горных районах |
10 % |
4 % |
- 6 % |
из них: специализированные предприятия общественного питания, обслуживающие общеобразовательные школы, школы-интернаты, средние специальные, профессиональные и высшие учебные заведения |
8 % |
75 % от установленной ставки в зависимости от места расположения |
- 2 % |
Предприятия розничной торговли в городах с численностью населения 100 тысяч и более человек |
4 % |
4 % |
Без изменений |
других населенных пунктах |
2 % |
2 % |
Без изменений |
труднодоступных и горных районах |
1 % |
1 % |
Без изменений |
независимо от места расположения по товарообороту от реализации алкогольной продукции, табачной продукции, бензина, дизельного топлива и сжиженного газа |
4 % |
4 % |
Без изменений |
Предприятия торговли, осуществляющие оптовую, а также оптово-розничную торговлю (за исключением оптовые и розничные аптечные организации) |
5 % |
4 % |
- 1 % |
Общеустановленная система налогообложения
Налог на прибыль юридических лиц
2. Изменения по налогу на прибыль в основном коснулись ставок налога, а также структуры вычитаемых и невычитаемых расходов.
Ставки налога на прибыль для большинства юридических лиц в 2019 году будут снижены:
- для коммерческих банков – с 22 до 20 процентов;
- для остальных юридических лиц (за некоторым исключением) – с 14 до 12 процентов.
Снижение ставок налога сократит налоговую нагрузку на его плательщиков и позволит направить высвобожденные средства на развитие предприятия и на инвестиции.
В то же время повышены ставки налога для юридических лиц производителей цемента (клинкера) и полиэтиленовых гранул – с 14 до 20 процентов.
Для операторов мобильной связи, имевших дифференцированные ставки
(14 и 50 процентов) в зависимости от уровня рентабельности, вводится единая ставка налога на прибыль – 20 процентов.
Изменения коснулись перечня вычитаемых и невычитаемых расходов. Ранее перечень расходов, подлежащих вычету при определении налогооблагаемой прибыли, являлся закрытым (статьи 142 - 146 Налогового кодекса). Перечень же невычитаемых расходов – наоборот, был открытый (статья 147 Налогового кодекса). Теперь же в целях упрощения определения налогооблагаемой базы и во избежание ошибок при исчислении налога и спорных вопросов при проверках с 2019 года перечень невычитаемых расходов будет закрытым, а вычитаемых - открытым.
Внесены следующие поправки в определение отдельных статей вычитаемых расходов:
- исключены нормы по ограничению представительских расходов. Ранее их сумма в составе вычитаемых расходов не могла превышать одного процента от объема выручки от реализации продукции (работ, услуг), включая налог на добавленную стоимость и акцизный налог;
- исключены ограничения по суточным расходам;
- исключены ограничения по суммам страховых премий на добровольное страхование, оплачиваемых в пользу физическому лицу. Ранее норма для определения вычитаемых расходов составляла два процента от объема выручки от реализации товаров (работ, услуг), включая налог на добавленную стоимость и акцизный налог;
- все выплаты по возмещению вреда, связанного с трудовым увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья относятся теперь к вычитаемым расходам;
- из вычитаемых исключены расходы на выполнение работ по благоустройству городов и поселков. Эти расходы переведены в состав невычитаемых;
- исключена из перечня вычитаемых расходов плата за полностью изношенное оборудование, находящееся в эксплуатации.
Внесены поправки в определения отдельных статей невычитаемых расходов (статья 147 Налогового кодекса):
- взносы, средства в виде спонсорской и благотворительной помощи, независимо от того, кто их получает, являются невычитаемыми расходами;
- исключены судебные издержки;
- к невычитаемым расходам относятся только убытки от выбытия основных средств с прежними оговорками. Убытки от выбытия иного имущества исключены из состава невычитаемых расходов;
В перечень невычитаемых расходов добавлены:
- налоги, уплаченные за нерезидентов Узбекистана и других лиц;
- налоги и другие обязательные платежи, доначисленные по результатам проверок;
- расходы на мероприятия, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности налогоплательщика (по охране здоровья, спортивные и культурные мероприятия, организация отдыха и т.д.);
- оказание помощи профсоюзным комитетам;
- затраты на выполнение работ (услуг), не связанных с производством продукции (работы по благоустройству городов и поселков, оказание помощи сельскому хозяйству и другие виды работ).
В целях снижения себестоимости товаров, работ и услуг изменены ставки амортизации для целей налогообложения исходя из срока использования имущества по отдельным категориям основных средств, так с 2019 года нормы амортизации снижены:
- для зданий и строений – с 5 до 3 процентов;
- для железнодорожного подвижного состава, морских, речных судов, судов рыбной промышленности, воздушного транспорта – с 8 до 4 процентов.
Снижение норм амортизации приведет к сокращению расходов и увеличению прибыли.
С 2019 года ставка налога на доходы в виде дивидендов и процентов снижается с 10 до 5 процентов. При этом порядок обложения у источника выплаты сохранится как для юридических, так и для физических лиц.
Для нерезидентов ставка налога на дивиденды и проценты сохраняется в размере 10 процентов. Ставки по другим видам доходов нерезидентов также остаются неизменными.
Плательщики |
Ставки налога на прибыль юридических лиц |
||
2018 год |
2019 год |
Разница |
|
Юридические лица (за исключением, указанных ниже) |
основная ставка 14 %, коммерческие банки 22 % |
основная ставка 12 %, коммерческие банки 20 % |
- 2 % |
Юридические лица, осуществляющие производство цемента (клинкера) и полиэтиленовых гранул |
14 % |
20 % |
унифицированы ставки |
Налог на сверхприбыль по отдельным видам продукции |
50 % |
||
Юридические лица основным видом деятельности, которых является оказание услуг мобильной связи |
|||
при рентабельности до 20 процентов |
14 % |
20 % |
унифицированы ставки |
при рентабельности свыше 20 процентов |
50 % |
Налог на добавленную стоимость
«Стандартный НДС»
3. По основным средствам, нематериальным активам и объектам незавершенного строительства, приобретенным после 1 января 2019 года сумма налога на добавленную стоимость подлежит зачету (статья 219).
Налог на добавленную стоимость
«Упрощенный НДС»
4. С 1 января 2019 года для предприятий с оборотом до 3 млрд. сум вводится упрощенный порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость.
Данный порядок вводится для адаптации субъектов малого бизнеса к уплате НДС и упрощения всей процедуры ведения учета по данному налогу.
Кроме этого, порядок является переходной мерой, который вводится до 1 января 2021 года, что позволяет сформировать основу для улучшения качества налогового администрирования.
Порядок исчисления и уплаты является добровольным, т.е. предприятие может перейти на уплату стандартного налога на добавленную стоимость.
Особенностями данного порядка являются пониженная ставка налога, а также отсутствие возможности отнесения в зачет сумм налога на добавленную стоимость по приобретенным товарам (работам, услугам).
При этом плательщики налога на добавленную стоимость в рамках упрощенного порядка должны в своих счетах-фактурах выделять отдельной строкой сумму налога по соответствующей ставке, в последующем, которая подлежит отнесению к зачету у покупателя-плательщика стандартного налога на добавленную стоимость.
Если говорить о ставках, то они достаточно гибкие, т.е. платить по ним действительно выгодно и удобно.
Например, для промышленников это 7%, торговли 6%, строительства 8%, а для общепита и гостиниц 10%.
Плательщики |
Ставка «стандартного НДС» |
||
2018 год |
2019 год |
Разница |
|
Юридические лица всех отраслей экономики |
20 % |
20 % |
Без изменений |
Плательщики |
Ставки «упрощенного НДС» |
||
2018 год |
2019 год |
Разница |
|
Юридические лица всех отраслей экономики (за исключением предусмотренных ниже) |
7 % |
Дифференцированные ставки |
|
Строительные организации |
8 % |
||
Предприятия торговли, осуществляющие розничную, оптовую, а также оптово-розничную торговлю |
6 % |
||
Предприятия общественного питания, гостиничного хозяйства |
10 % |
||
Юридические лица, оказывающие профессиональные услуги (аудиторские услуги, услуги по налоговому консультированию, консалтинговые, брокерские услуги и т.д.) |
15 % |
||
Юридические лица, осуществляющие реализацию сельскохозяйственной продукции, за исключением продукции собственного производства |
4 % |
Новая льгота для плательщиков НДС
Статья 208 Налогового кодекса дополнена новой льготой по НДС, т.е. с 2019 года сельскохозяйственная продукции собственного производства и производимая в Республике Узбекистан продовольственная продукция по перечню, определяемой Кабинетом Министров Республики Узбекистан освобождается от налога на добавленную стоимость.
Налог на доходы физических лиц
5. В целях значительного снижения налоговой нагрузки на фонд оплаты труда и упрощения порядок исчисления сумм налога по налогу на доходы физических лиц – резидентов вместо действующей 4–ступенчатой шкалы налогообложения в 2019 году вводится единая ставка 12 процентов.
Вместе с тем, сокращается перечень физических лиц, полностью освобожденных от налогообложения. Из перечня исключаются:
- военнослужащие Минобороны, МВД, МЧС, СГБ, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и таможенных органов, а также военнообязанные, призванные на учебные или поверочные сборы, – по суммам денежного довольствия, денежных вознаграждений и других выплат, полученных ими в связи с несением службы (исполнением служебных обязанностей);
- судьи Конституционного и Верховного судов, судов по гражданским и уголовным делам, экономических, административных и военных судов, а также работники органов прокуратуры, имеющие классные чины, – по доходам, полученным ими в связи с исполнением служебных обязанностей.
Отчетным периодом для налоговых агентов, удерживающих налог на доходы физических лиц у источника выплаты дохода, теперь будет являться месяц.
Облагаемый доход |
Ставки налога на доходы физических лиц |
||
2018 год |
2019 год |
Разница |
|
до однократного размера минимальной заработной платы |
0 % |
12 % |
-10,5% |
от одного (+ 1 сум) до пятикратного размера минимальной заработной платы |
7,5 % |
||
от пяти (+ 1 сум) до десятикратного размера минимальной заработной платы |
16,5 % |
||
от десятикратного (+ 1 сум) размера минимальной заработной платы и выше |
22,5 % |
||
Налога на доходы, выплачиваемые в виде дивидендов и процентов резидентам Республики Узбекистан |
10 % |
5 % |
- 5 % |
Страховые взносы граждан во внебюджетный Пенсионный фонд
6. С 2019 года страховые взносы граждан, удерживаемые работодателем из их доходов в виде оплаты труда во внебюджетный Пенсионный фонд, отменяются. Это снизит налоговую нагрузку на фонд оплаты труда и позволит работникам получать «на руки» больше, чем было после удержания взносов.
Вместе с этим, отдельные категории физических лиц, плативших страховые взносы граждан в особом порядке – в размере, кратном минимальной заработной плате, – будут уплачивать единый социальный платеж в тех же размерах. К ним относятся:
- индивидуальные предприниматели и их работники;
- члены семейного предприятия без образования юридического лица;
- члены дехканских хозяйств с образованием и без образования юридического лица;
- субъекты ремесленнической деятельности - члены ассоциации «Хунарманд»;
- ученики школ «Уста – шогирд».
Единый социальный платеж
7. С 2019 года из состава доходов, не облагаемых единым социальным платежом исключаются:
- денежное довольствие, денежные вознаграждения и другие выплаты, выплачиваемые в связи с несением службы (исполнением служебных обязанностей) военнослужащим Минобороны, МВД, МЧС, СГБ, рядовому, сержантскому и офицерскому составу органов внутренних дел и сотрудникам ГТК;
- доходы, выплачиваемые в связи с исполнением служебных обязанностей, судьям Конституционного и Верховного судов, судов по гражданским и уголовным делам, экономических, административных и военных судов, а также работникам органов прокуратуры, имеющим классные чины (воинские звания).
Установлены следующие ставки единого социального платежа:
- для бюджетных организаций и государственных предприятий, а также юридических лиц с государственной долей в уставном фонде (капитале) 50 процентов и более; юридические лица, в уставном фонде (капитале) которых 50% и более принадлежит юридическим лицам с государственной долей 50% и более, и их структурные подразделения – 25 процентов;
- для других плательщиков – 12 процентов.
Снижение ставки единого социального платежа уменьшит налоговую нагрузку на фонд оплаты труда предприятий и высвобожденные средства можно будет направить как на развитие предприятия, так и на оплату труда работников.
Плательщики |
Ставки единого социального платежа |
||
2018 год |
2019 год |
Разница |
|
Бюджетные организации и государственные предприятия, юридические лица с долей государства в уставном фонде (уставном капитале) в размере 50 процентов и более; юридические лица, в уставном фонде (уставном капитале) которых 50 процентов и более принадлежит юридическому лицу с долей государства 50 процентов и более, и их структурные подразделения |
25 % |
25 % |
Без изменений |
Остальные плательщики |
15 % |
12 % |
- 3 % |
Новые формы налогового контроля
8. В соответствии с изменениями, вносимыми в статью 68 Налогового кодекса налоговым органам предоставляется право в целях уточнения имеющихся в органах государственной налоговой службы информации об объектах налогообложения и объектах, связанных с налогообложением, осуществлять, но не более одного раза в год осмотр и опрос. При выявлении расхождений производится последующая корректировка налогооблагаемой базы.
Порядок уточнения информации об объектах налогообложения и объектах, связанных с налогообложением, будет определяться Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
9. В Налоговый кодекс внесена статья 712 , предусматривающая новую форму налогового контроля – тематическое экспресс-изучение.
Тематическое экспресс-изучение осуществляется с выходом на место по результатам камерального контроля для подтверждения достоверности предоставленной информации налогоплательщиком и правомерности применения налоговых и таможенных льгот.
В статье отражены критерии для назначения тематического экспресс-изучения, его процедура проведения и возможность для налогоплательщика до окончания изучения самостоятельно устранить выявленные налоговые правонарушения.
10. Статья 71 Налогового кодекса «Хронометраж наличной денежной выручки» претерпела изменения. Теперь статья называется «Хронометражное обследование» и налоговым органом будет проводится мониторинг (изучение) не только поступление наличной денежной выручки, но и сам процесс производства и реализации товаров ( работ, услуг).
Хронометражное обследование будет проводится непосредственно в местах реализации товаров (работ, услуг) и других местах, используемых налогоплательщиком для извлечения доходов либо связанных с содержанием объектов налогообложения. При этом срок проведения хронометражного обследования не может превышать семи календарных дней.
Органы государственной налоговой службы будут производить сопоставление данных о выручке, отраженных в представленной налогоплательщиком налоговой отчетности за период, в котором проводилось хронометражное обследование, с данными о выручке, полученными в ходе хронометража, с учетом особенностей деятельности налогоплательщика и сезонных факторов.
Если в представленной налоговой отчетности за период, в котором проводилось хронометражное обследование, будут выявляться признаки занижения выручки от реализации, органы государственной налоговой службы направят налогоплательщику требование о представлении уточненной налоговой отчетности.
Новые виды налоговых проверок
11. Изменения, вносимые в статьи 86, 88 и 89 Налогового кодекса, предусматривают пересмотр видов налоговых проверок, оснований и сроков их проведения. Теперь налоговые проверки подразделяются на два вида, это:
- проверки, проводимые по согласованию с уполномоченным органом;
- проверки, проводимые в порядке уведомления уполномоченного органа.
Где уполномоченным органом по координации проверок деятельности субъектов предпринимательства является прокуратура.
К проверкам, проводимым по согласованию с уполномоченным органом, относятся:
- проверка финансово-хозяйственной деятельности (ревизия) налогоплательщика;
- проверка, проводимая на основании обращений физических и юридических лиц о фактах нарушений законодательства или инициируемая органами государственной налоговой службы по итогам результатов риск-анализа.
К проверкам, проводимым в порядке уведомления уполномоченного органа, относятся:
- проверка, проводимая в связи с ликвидацией юридического лица и при прекращении деятельности индивидуального предпринимателя – плательщика единого налогового платежа;
- проверка производства или реализации алкогольной и табачной продукции без соответствующих разрешений;
- проверка производства или реализации алкогольной и табачной продукции с поддельной акцизной маркой или не имеющей акцизной марки;
- проверка по пресечению фактов производства и реализации запрещенных товаров (услуг);
- проверка деятельности физического лица, продолжающего осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности в течение периода, в котором он официально приостановил свою деятельность.
Другие изменения налогового законодательства, вводимые с 1 января 2019 года
12. В статью 120 Налогового кодекса, вносятся изменения предусматривающие увеличение размеров пени, взимаемой за нарушение сроков уплаты налогов и других обязательных платежей. Так размер пени с 0,033 процента повышается до 0,045 процента, а в случае, если начисление пени производится органами государственной налоговой службы по результатам налоговой проверки, – 0,06 процента.
13. Законом в Налоговый кодекс введен акцизный налог на услуги мобильной связи и акцизный налог на розничную реализацию бензина, дизельного топлива и газа взамен налога на потребление бензина, дизельного топлива и газа.
В связи с упразднением Республиканского дорожного фонда в Налоговом кодексе переименовываются сборы в Республиканский дорожный фонд в автотранспортные сборы.
P.S. Подробно с изменениями налогового законодательства вы можете ознакомиться на семинарах, проводимых Г. Эргашевой, С. Голосовой и И. Подольской в Центре профессионального развития «Norma».