Почему для турбизнеса нулевая ставка НДС предпочтительнее

preview

Четвертый месяц представители туристического бизнеса добиваются нормализации условий для применения нормы Налогового кодекса, освобождающей обороты от оказания туристско-экскурсионных услуг от уплаты НДС. Корреспондент norma.uzпообщался с представителями Ассоциации частных туристических организаций Узбекистана и обобщил услышанное.

 

Мировой рынок туристических услуг развивается в условиях жесткой конкуренции. Страны, желающие увеличить турпоток, работают над снижением стоимости туров.

В Узбекистане, определившем туризм как одно из приоритетных направлений развития экономики, многое делается, чтобы страну посещало как можно больше иностранных гостей. Строятся гостиницы, рестораны, современные туристические комплексы и рекреационные зоны. Все это необходимо, чтобы было, где принимать приезжающих. Однако насколько эти инвестиции оправдаются, во многом зависит от стоимости туров в нашу страну.

Чтобы поток интуристов увеличивался, нужно сдерживать рост цен, предлагать новые более экономически выгодные продукты. Сделать это в сегодняшних условиях туристическим компаниям сложно.

Все дело в том, что конечная стоимость тура складывается из стоимости услуг гостиниц, рестаранов и прочих партнеров туристических операторов, которые помогают сделать путешествие гостей комфортным, интересным и увлекательным. А в связи с налоговой реформой и переходом многих субъектов предпринимательства на общеустановленную систему налогообложения и уплату НДС сдержать рост цен довольно сложно.

– Мы прилагаем максимальные усилия, чтобы не увеличивать цены на свои услуги, – говорит Фарход Тоштемиров, генеральный менеджер отеля «Miran International». – Но в сфере услуг налоговая нагрузка из-за НДС закономерно увеличилась, и это начинает влиять на ценовую политику отеля.

Казалось, проблем возникать не должно. Пользуйтесь нормой, предусмотренной п. 15 ст. 208 Налогового кодекса. Согласно ей оборот с туристско-экскурсионных услуг освобожден от НДС.

Однако ее применение сопряжено с разночтениями и множеством нерешенных вопросов.

К примеру, чтобы гостиница могла воспользоваться льготой, ей нужно получить от туроператора ваучер, оформление, заполнение и учет которого не так просты и отнимают время. К тому же это порождает множество сложностей не только для представителей туристического бизнеса, но и самих налоговых органов. Вот что по этому поводу говорит Владимир Срапионов, заместитель директора туристической компании «Nuron»:

– В пункте 15 ст. 208 НК установлено обязательное условие применения этой льготы – предоставление ваучера (путевки). Следовательно, обязательным должно быть ведение реестра ваучеров как реестра счета-фактур. Но размещение в персональном кабинете налогоплательщика огромного количества скан-копий ваучеров (как сейчас скан-копии счетов-фактур) не дает органам государственной налоговой инспекции возможности точного и оперативного учета этих документов, а также проверки их подлинности. Это дополнительная работа для бухгалтеров. И усложняет налоговое администрирование, затрудняет контроль применения этой льготы. Не проработан механизм для исключения НДС из стоимости ж/д и авиабилетов по внутренним направлениям. И это далеко не полный перечень проблем, с которыми сталкиваются как плательщики, так и сотрудники налоговых органов при применении этой нормы.

В конечном счете все эти сложности приводят к тому, что туркомпании полноценно не пользуются льготой и цены на оказываемые ими услуги растут.

Такое положение дел уже негативно сказывается на достижении общей цели – увеличение числа групповых туристов, посещающих страну. Как отмечает председатель Ассоциации частных туристических организаций (АЧТО) Гульчехра Исроилова: «Нужно принять меры, которые позволят не допустить увеличения цен на туристические продукты. Мы сейчас этого добиваемся. Снижение налоговой нагрузки будет способствовать развитию частного предпринимательства, созданию рабочих мест и увеличению объемов туристических услуг. Иначе отечественным туроператорам будет сложно выдержать конкуренцию на международном туристическом рынке».

Члены АЧТО предлагают простое и оптимальное решение складывающихся проблем. Норму, применение которой основано на использовании ваучеров, нужно заменить на нулевую ставку НДС при экспорте туруслуг.

– Нулевая ставка НДС давно применяется в Узбекистане для поддержки экспортеров товаров (ст. 212 НК) и международных перевозчиков (ст. 216 НК). До отмены в 2003 году соответствующая норма распространялась и на экспортеров услуг, но потом была отменена, – говорит Одилжон Раупов, директор туристической компании “Novotours Silk Road”. – Сегодня эта норма вновь стала актуальной и ее нужно вернуть в наше налоговое законодательство, по крайней мере, для организаций турбизнеса. Сегодня многие страны для поддержания конкурентоспособности своего турпродукта на международном рынке применяют нулевую ставку НДС на экспорт туристических услуг. Наша страна тоже должна пойти по этому пути.

В случае введения нулевой ставки НДС вместо действующей ваучерной системы, процедура поддержки отрасли будет работать безотказно во всех случаях, при этом существенно облегчится жизнь, как налогоплательщиков, так и налоговых органов. Полные сведения о регистрации контрактов с иностранными заказчиками и поступлении от них валютной выручки есть в электронной базе Единой системы учета внешнеэкономических контрактов ЕЭИСВО, а объем входящего НДС полностью указан в Реестре входящих счетов-фактур.

 

 Олег Гаевой.





 

 



Подробнее: https://www.norma.uz/nashi_obzori/pochemu_dlya_turbiznesa_nulevaya_stavka_nds_predpochtitelnee

Четвертый месяц представители туристического бизнеса добиваются нормализации условий для применения нормы Налогового кодекса, освобождающей обороты от оказания туристско-экскурсионных услуг от уплаты НДС. Корреспондент norma.uzпообщался с представителями Ассоциации частных туристических организаций Узбекистана и обобщил услышанное.

 

Мировой рынок туристических услуг развивается в условиях жесткой конкуренции. Страны, желающие увеличить турпоток, работают над снижением стоимости туров.

 

В Узбекистане, определившем туризм как одно из приоритетных направлений развития экономики, многое делается, чтобы страну посещало как можно больше иностранных гостей. Строятся гостиницы, рестораны, современные туристические комплексы и рекреационные зоны. Все это необходимо, чтобы было, где принимать приезжающих. Однако насколько эти инвестиции оправдаются, во многом зависит от стоимости туров в нашу страну.

 

Чтобы поток интуристов увеличивался, нужно сдерживать рост цен, предлагать новые более экономически выгодные продукты. Сделать это в сегодняшних условиях туристическим компаниям сложно.

 

Все дело в том, что конечная стоимость тура складывается из стоимости услуг гостиниц, рестаранов и прочих партнеров туристических операторов, которые помогают сделать путешествие гостей комфортным, интересным и увлекательным. А в связи с налоговой реформой и переходом многих субъектов предпринимательства на общеустановленную систему налогообложения и уплату НДС сдержать рост цен довольно сложно.

 

– Мы прилагаем максимальные усилия, чтобы не увеличивать цены на свои услуги, – говорит Фарход Тоштемиров, генеральный менеджер отеля «Miran International». – Но в сфере услуг налоговая нагрузка из-за НДС закономерно увеличилась, и это начинает влиять на ценовую политику отеля.

 

Казалось, проблем возникать не должно. Пользуйтесь нормой, предусмотренной п. 15 ст. 208 Налогового кодекса. Согласно ей оборот с туристско-экскурсионных услуг освобожден от НДС.

 

Однако ее применение сопряжено с разночтениями и множеством нерешенных вопросов.

 

К примеру, чтобы гостиница могла воспользоваться льготой, ей нужно получить от туроператора ваучер, оформление, заполнение и учет которого не так просты и отнимают время. К тому же это порождает множество сложностей не только для представителей туристического бизнеса, но и самих налоговых органов. Вот что по этому поводу говорит Владимир Срапионов, заместитель директора туристической компании «Nuron»:

 

– В пункте 15 ст. 208 НК установлено обязательное условие применения этой льготы – предоставление ваучера (путевки). Следовательно, обязательным должно быть ведение реестра ваучеров как реестра счета-фактур. Но размещение в персональном кабинете налогоплательщика огромного количества скан-копий ваучеров (как сейчас скан-копии счетов-фактур) не дает органам государственной налоговой инспекции возможности точного и оперативного учета этих документов, а также проверки их подлинности. Это дополнительная работа для бухгалтеров. И усложняет налоговое администрирование, затрудняет контроль применения этой льготы. Не проработан механизм для исключения НДС из стоимости ж/д и авиабилетов по внутренним направлениям. И это далеко не полный перечень проблем, с которыми сталкиваются как плательщики, так и сотрудники налоговых органов при применении этой нормы.

 

В конечном счете все эти сложности приводят к тому, что туркомпании полноценно не пользуются льготой и цены на оказываемые ими услуги растут.

 

Такое положение дел уже негативно сказывается на достижении общей цели – увеличение числа групповых туристов, посещающих страну. Как отмечает председатель Ассоциации частных туристических организаций (АЧТО) Гульчехра Исроилова: «Нужно принять меры, которые позволят не допустить увеличения цен на туристические продукты. Мы сейчас этого добиваемся. Снижение налоговой нагрузки будет способствовать развитию частного предпринимательства, созданию рабочих мест и увеличению объемов туристических услуг. Иначе отечественным туроператорам будет сложно выдержать конкуренцию на международном туристическом рынке».

 

Члены АЧТО предлагают простое и оптимальное решение складывающихся проблем. Норму, применение которой основано на использовании ваучеров, нужно заменить на нулевую ставку НДС при экспорте туруслуг.

 

– Нулевая ставка НДС давно применяется в Узбекистане для поддержки экспортеров товаров (ст. 212 НК) и международных перевозчиков (ст. 216 НК). До отмены в 2003 году соответствующая норма распространялась и на экспортеров услуг, но потом была отменена, – говорит Одилжон Раупов, директор туристической компании “Novotours Silk Road”. – Сегодня эта норма вновь стала актуальной и ее нужно вернуть в наше налоговое законодательство, по крайней мере, для организаций турбизнеса. Сегодня многие страны для поддержания конкурентоспособности своего турпродукта на международном рынке применяют нулевую ставку НДС на экспорт туристических услуг. Наша страна тоже должна пойти по этому пути.

 

В случае введения нулевой ставки НДС вместо действующей ваучерной системы, процедура поддержки отрасли будет работать безотказно во всех случаях, при этом существенно облегчится жизнь, как налогоплательщиков, так и налоговых органов. Полные сведения о регистрации контрактов с иностранными заказчиками и поступлении от них валютной выручки есть в электронной базе Единой системы учета внешнеэкономических контрактов ЕЭИСВО, а объем входящего НДС полностью указан в Реестре входящих счетов-фактур.

 

 

 

Олег Гаевой.

 

 

 

 

 

 


Комментарии (1)

Добавить комментарий

Гость_Гость :

2019-04-06 16:51:35

Если владельцы турфирм поубавят свои аппетиты то никакой НДС на их ценовую конкуренцию влиять не будет. Себестоимость услуг турфирм практически нулевая а расходная часть при формировании чистой прибыли состоит из адм.расходов.

Гость_ТБ :

2019-04-08 10:58:25

Комментарий находится на модерации

 

 

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

 

 

info! Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
 
Размер текста
[BBCODE]