Ноябрь ойидаги бухгалтер учун фойдали ахборот:
7 проблем онлайн-ККМ (виртуальных касс), которые требуют внимания ГНК
Активное применение онлайн-ККМ и виртуальных касс выявило проблемные вопросы. Чтобы их устранить, нужно дорабатывать законодательство и информационную систему онлайн-ККТ. Иначе дальнейшая работа с применением этой современной техники будет затруднительна.
Собрать наиболее горячие вопросы и разработать предложения по их решению buxgalter.uz помог специалист ЦОТУ ООО «Марон» Рустам ЯКУБОВ. Надеемся, что ГНК тоже разъяснит свою позицию по поднимаемым проблемам и при необходимости примет меры.
1. Перечень отдаленных населенных пунктов и график перехода
Согласно п. 4 УП-5813 Мининфоком совместно с ГНК, Советом Министров Республики Каракалпакстан и областными хокимиятами с 1 января 2020 года должны ежегодно утверждать перечень отдаленных, труднодоступных населенных пунктов, в которых не применяется график перехода на онлайн-ККМ, утвержденный данным указом. В открытом доступе такой документ найти не удалось.
Предложение:
Уполномоченные министерства и ведомства должны опубликовать этот график на своих официальных сайтах и объявить об этом. Если же сегодня на всей территории Узбекистана обеспечивается доступ к интернету, позволяющий работать системе онлайн-ККМ без перебоев, то эту норму нужно исключить из №УП-5813, чтобы она не вводила налогоплательщиков в заблуждение.
2. Чек при продаже в рассрочку
Нужно ли выдавать чек онлайн-ККМ или виртуальной кассы при продажах в рассрочку или с применением авансового платежа? Из разъяснений специалистов ГНК следует, что – да, чек онлайн-ККТ нужно выдавать при приеме от покупателя каждого платежа. Это правильно и логично. Но при этом специалисты рекомендуют в чеках делать соответствующие пометки, что принята часть платежа за такой-то товар. А в ответ на вопрос, как это сделать технически, – направляют к специалистам в ЦОТУ. Однако на сегодняшний день ни в законодательстве, ни в официальных рекомендациях ОФД нет четкого регламента на этот счет. Получается, что каждый специалист ЦОТУ должен выполнять эту задачу в меру своего опыта и представления?
Чтобы в чеке сделать пометку об авансовом платеже или оплате в рассрочку рядом с наименованием товара, как этого требует ГНК, нужно закрыть смену и изменить наименование товара под конкретного покупателя («Холодильник «Мороз», взнос для погашения рассрочки»). Либо изначально вносить в перечень товаров такие позиции. Процедура сложная и слегка абсурдная.
Также непонятно, как пробивать чек при приеме последующих платежей за товары, подлежащие обязательной цифровой маркировке?
Летом 2021 года начинается маркировка бытовой техники. Покупатель должен вырезать из коробки место с цифровой маркировкой и каждый раз приносить этот кусочек с собой?
Предложение:
Прием оплаты за товары, проданные в рассрочку или с применением авансовых платежей, – это особый способ взаиморасчетов между продавцом и покупателем. По сути данный вопрос требует дальнейшего правового урегулирования и совершенствования информационных систем ГНК.
При этом нужно учесть опыт зарубежных стран. За рубежом ККМ и виртуальные кассы имеют специальный режим для приема таких платежей. Наша система пока различает только оплату наличкой и по терминалу. Жизнь показала, что этого недостаточно.
3. Продажа с квитанциями и обязательная цифровая маркировка
В соответствии с п. 33 прил. №1 к ПКМ №943 в случае поломки онлайн-ККМ или виртуальной кассы, после того как работа устройства будет налажена, в него нужно ввести данные обо всех продажах с выдачей квитанций (без онлайн-ККМ). С выполнением этой нормы возникают проблемы у продавцов товаров, подлежащих обязательной цифровой маркировке.
На момент восстановления работы кассы покупатель уже ушел, как отсканировать знак маркировки с упаковки товара? Вряд ли покупатель придет снова и принесет упаковку, чтобы продавец выполнил свои обязательства...
Кроме того, в форму квитанций были внесены изменения в связи с вводом в перечень обязательных реквизитов чека онлайн-ККМ: ИКПУ и штрих-кода. Получается, чтобы выписать квитанцию, продавцу нужно, как минимум, знать все ИКПУ. А если в ассортименте – тысячи наименований и программированием кассовой техники занимается товаровед – отдельный специалист? Задача представляется невыполнимой.
Предложение:
По этому вопросу нужны четкие инструкции ГНК и, возможно, внесение изменений в законодательство. Иначе будет нестыковка данных.
Что делать сегодня – непонятно. Избежать дополнительных вопросов от контролирующих органов, куда делся товар, можно только путем простановки торговли. Но это не выход, полагаем.
Вполне логично установить правила, согласно которым по товарам с цифровой маркировкой, проданным по квитанции в момент неисправности онлайн-ККМ, продавец должен предоставлять дополнительную отчетность.
4. Как оформить возврат товара, если после открытия очередного Z-отчета не набралась сумма, подлежащая возврату
Фискальные модули и USB-токены позволяют провести операцию по возврату товара только в том случае, если с начала текущей смены (Z-отчета) в кассе собралась сумма, необходимая для возврата. Ситуация особенно актуальна для продавцов дорогостоящих товаров, для кого отсутствие продаж в течение 1-2 дней – нормальная практика (мебельные магазины и т.п.). Как быть продавцу в такой ситуации?
Предложение:
Техническое решение проблемы – за оператором фискальных данных и ГНК. При этом оно не должно обременять ни покупателя, ни продавца. Требование покупателя должно быть удовлетворено при первом же обращении покупателя – безо всяких «подождите», «придите позже» и т.п.
5. Приостановка деятельности
В соответствии с п. 25 прил. №1 ПКМ №943 при приостановке деятельности предприниматель, работающий с онлайн-ККМ или виртуальной кассой, должен направить заявление в ЦОТУ. А сотрудник ЦОТУ – внести изменения в регистрационные данные онлайн-ККМ. Однако механизм для этой нормы не прописан.
В результате, когда предприниматель приходит в ЦОТУ с заявлением о приостановке деятельности, не понятно, что конкретно должен делать ЦОТУ. В информационной системе онлайн-ККМ нет специальной опции, которая позволяла бы уведомлять оператора фискальных данных о приостановке деятельности. Следовательно, есть два варианта исхода такого обращения:
1) дальше ЦОТУ информация от предпринимателя о приостановке деятельности не уходит, поскольку непонятно, по какой форме и кому ее передавать в налоговых органах. В результате через месяц у налоговых органов возникают вопросы к предпринимателю, почему не пробиваются чеки, со всеми вытекающими последствиями и затратами бюджетных средств на выяснение обстоятельств;
2) принимая заявление к сведению, ЦОТУ может предложить предпринимателю снять с учета онлайн-ККМ на время приостановки деятельности. Но в этом случае при возобновлении деятельности предпринимателю вновь придется платить 1 БРВ за фискальный модуль и пусконаладку.
Предложение:
В НПА, регламентирующих работу онлайн-ККМ и виртуальных касс, нужно прописать режим приостановки деятельности. Дать разъяснения: сколько может продолжаться такой режим, как его продлить, что в это время делать предпринимателю, ЦОТУ и налоговым органам.
Это должен быть режим, позволяющий налоговым органам оперативно получать информацию о состоянии деятельности предпринимателя, а предпринимателю – избежать дополнительных расходов при возобновлении деятельности.
6. Дублирование выручки в налоговой отчетности
Данные онлайн-ККМ (виртуальных касс) отражаются в расчетах по налогам двумя путями: автоматически из онлайн-ККМ (виртуальной кассы) и через систему ЭСФ. В результате в некоторых ситуациях (в частности – при продаже через КПК) одна и та же сумма садится в Расчет дважды. И не всегда возможно все исправить так, чтобы и Расчет отражал реальные объемы продаж, и при этом не ущемлялись интересы покупателя (его право на зачет НДС).
Предложение:
Система автоотражения данных онлайн-ККМ избавляет налогоплательщиков от лишней работы по оформлению счетов-фактур. Целесообразно доработать систему и оставить автоотражение данных – как единственное возможное. При этом – исключить возможность вмешательства в данные онлайн-ККМ (виртуальных касс) через счета-фактуры.
Все проблемы по данным онлайн-ККМ должны решаться через функционал системы онлайн-ККМ и виртуальных касс. Такой подход будет способствовать порядку и исключит неправомерную корректировку данных о продажах, которые в обязательном порядке должны пройти через онлайн-ККМ или виртуальную кассу.
7. Ликвидация хозсубъекта и учет онлайн-ККТ
В соответствии с п. 26 прил. №1 к ПКМ №943 субъект предпринимательства должен снять с учета кассовую онлайн-технику в случае его ликвидации или отказа от использования онлайн-ККМ или виртуальной кассы. Однако индивидуальные предприниматели очень часто не делают этого, поскольку процедура прекращения предпринимательской деятельности для них сильно упрощена. В результате ЦОТУ не может вернуть фискальные модули оператору фискальных данных, как это должно быть по правилам. А у налоговых органов и ОФД появляются вопросы к ЦОТУ – почему при помощи конкретной ККМ не выбиваются чеки.
Предложение:
Нужно дополнить законодательство следующими нормами:
1) пока ККМ не снят с регистрации, субъект предпринимательства не получает статуса «прекративший деятельность»;
2) на субъекта предпринимательства не регистрируются новые онлайн-ККМ и виртуальные кассы, если за ним числится онлайн-ККМ или виртуальная касса, на которой за прошедший месяц не пробито ни одного чека. Или же в этих случаях – разрешить регистрацию новой онлайн-ККМ (виртуальной кассы), но только после специального разрешения налоговых органов. Регламент выдачи такого разрешения должен включать процедуру согласования с тем ЦОТУ, через который зарегистрирована онлайн-ККТ, числящаяся за субъектом предпринимательства.
Подготовил Олег ГАЕВОЙ